В январе 2021 года 84 года исполнилось актрисе АРИАДНЕ ШЕНГЕЛАЯ.
Тонкая аристократическая красота и древнегреческое имя – Ариадна сыграли свою роль в судьбе красавицы: все наперебой пророчили девушке только театральное поприще, да она и сама со школьных лет мечтала блистать на сцене. Получив среднее образование, девушка поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии, в актерскую мастерскую Белокурова.
После успешного окончания, молодая талантливая актриса была принята в труппу Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова в Тбилиси, на прославленной сцене которого она с блеском играла Клеопатру в пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и роль Анны Франк в спектакле «Дневник Анны Франк» по Э.Гудричу и А.Хеккету.
Актрису с такой яркой и заметной внешностью, конечно же, кинорежиссеры не заметить просто не могли. В кино Ариадна Всеволодовна стала сниматься с 1957 года. На экране она дебютировала в роли студентки мединститута Ирины Ледневой, дочери Леднева в психологической мелодраме «Екатерина Воронина» по одноименному роману Анатолия Рыбакова.
Студенткой же начинающая актриса сыграла и роль Татьяны Лариной фильме-опере Евгений Онегин. Далее юную актрису приглашали на роли второго плана: невольница в танцевальных мечтаниях у Ивана Пырьева в романтической драме по Достоевскому «Белые ночи», красавица Зана в картине «Фортуна», и Евгению Гранде — главная роль в романтической драме «Евгения Гранде» по одноименному роману Оноре де Бальзака режиссера Сергея Алексеева.
Став дипломированной актрисой, Шенгелая была приглашена на киностудию «Грузия-фильм». Безусловно, ее восточная красота привлекала внимание режиссеров, они буквально завалили актрису предложениями.
Ей стали предлагать роли юных девушек, вступавших в самостоятельную жизнь, обладающих сильной волей, умеющих добиваться цели, понимая, что не все средства для этого хороши: Лена Топилина — возлюбленная рабочего кондитерской фабрики Тимофея Корнеева, успешная роль Геннадия Вернова, в религиозной драме режиссера Михаила Ершова «Люблю тебя, жизнь».
Немного наивная, но серьезная не по годам Лена — главная роль в партнерстве с несравненной Фаиной Раневской в трагикомедии Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!» о строительстве нового Дома культуры, о бюрократах, неравнодушных к своему времяпрепровождению пенсионерах, их детях и внуках, решающих проблемы любви и лидерства.
Ефремова Евгения — главная героиня, работница почты, потерявшая 300 рублей, девушка, которая будет ждать возвращения главного героя Николая, первая роль в кино Льва Прыгунова, в лирической киноповести Феликса Миронера «Увольнение на берег». Вольнолюбивая рыбачка Мария в киноповести о большой и чистой любви Марии и сына чабана Гелы «Белый караван» режиссера Эльдара Шенгелая.
В конце 1950-х — в 1960-е годы Ариадна Шенгелая стала одной из самых популярных актрис советского кино. Постановщиков покоряла внутренняя мощь актрисы, ее боготворили за талант, как бусинки на ниточку стали нанизываться интересные работы.
Лирическое дарование и незаурядное поэтическое обаяние актрисы в полной мере раскрылись в ее лучшей роли — княгини Веры Николаевны в киноработе с режиссером Абрамом Рооме в любовной драме «Гранатовый браслет» по одноименному рассказу Куприна.
С «Гранатового браслета» у актрисы началась вереница титулованных женских ролей, «… повысили в чине», — шутила сама Шенгелая: графиня Марья по повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина» в компании знаменитых актеров: Михаила Козакова, Юрия Яковлева и Олега Табакова.
Статная, с французской легкостью и жизнерадостностью Княгиня Вахвари в искрящейся радостью и молодым задором картине Георгия Данелия «Не горюй!», в которой, впрочем, все актеры были блистательны — и Евгений Леонов, солдат, как будто сошедший со страниц русских сказок, и Софико Чиаурели, замученная многочисленным семейством Софико, и хрупкая Анастасия Вертинская, Мэри Цинцадзе.
В историко-биографической киноленте, посвященной творчеству венгерского композитора Ференца Листа, «Ференц Лист. Грезы любви» Шенгелая сыграла главную роль княгини Каролиной Витгенштейн, с которой композитор познакомился во время концертной деятельности в России, с которой связан самый плодотворный веймарский период творчества Листа и которой он посвятил знаменитые «Грезы любви». Эльдар Шенгелая пригласил свою любимицу сняться в роли прекрасной Маргариты, жены Трифония, в трагикомической притче «Чудаки».
А затем была одна из лучших ролей актрисы — Кассандра, жена Дмитрия Кантемира в киноленте «Дмитрий Кантемир». Тогда Ариадна Всеволодовна удивительно легко вписалась в актерский ансамбль фильма, своей женственностью и мягкостью помогла актеру Михаю Волонтиру создать образ не только властного молдавского господаря, но и любящего супруга, отца семейства.
Роли второго плана
Актриса высокого профессионального уровня Ариадна Шенгелая не чуралась и от ролей второго плана, которые в ее исполнении превращались в настоящие шедевры кино: словоохотливая Эмма Константиновна в картине «Перед ужином», добрая Мария мать Тодорки в сказке Бориса Рыцерева «Ученик лекаря», властная Анна Федоровна Самборская в приключении Юрия Мастюгина «Голова Горгоны», уравновешенная мать Сергея в социальной драме Инессы Селезневой «Вот такая история…», эффектная Ведунья в совместной работе Геннадия Васильева и Чжан Шиу, в сказке по мотивам русских и китайских преданий «Волшебный проект».
В последний раз на экране талантливая актриса блеснула после пятилетнего перерыва в шестидесятипятилетнем возрасте в съемках в триумфальной роли богатой и влиятельной женщины, занимающейся международной политикой, приехавшей на родную Украину, чтобы поклониться могилам своих родных, и найти ту, которая спасла ей жизнь, в киноленте об одном из самых страшных преступлений ХХ века в фильме «Бабий Яр».
Ариадна Шенгелая — талантливая актриса современности, добрая обаятельная женщина, любимая супруга, мама, бабушка и прабабушка. Актриса никак не комментирует свои отказы от съемок и театральной игры. Даже поздравления от поклонников вместо нее принимала ее дочь. Одно можно сказать наверняка: великую графиню Ариадну Шенгелая никто не видел постаревшей. Она навсегда осталась в сердцах любителей хорошего кино юной и очаровательной.
ГРАФИНЯ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА
Помню, как в далеком детстве я собирала открытки с советскими актерами. Я очень любила их рассматривать. Мне очень нравилась Ариадна Шенгелая. Я любовалась красотой Ариадны, ее прекрасными, просто, восхитительными глазами. Настоящая, уникальная красавица.
Актриса великолепная, очень одаренная природой. Порода в каждом взгляде и движении. Изящество, грация и аристократизм.
Какая она в «Гранатовом браслете»! Это что-то необъяснимое, неповторимое… От нее невозможно глаз оторвать. А голос, этот голос и жесты истинной аристократки. Когда видишь на экране Ариадну Шенгелая в образах красавиц-аристократок, то создается стойкое впечатление, что она пожаловала к нам из другого времени.
Игра актрисы в «костюмных ролях» настолько талантлива и убедительна, что ее прозвали графиней советского кинематографа.
Режиссеры просто боготворили утонченную аристократическую красоту Ариадны. Внешность актрисы была удивительной: тонкие черты лица, огромные, очень выразительные карие глаза, королевская осанка, изысканные манеры, незабываемый мелодичный голос.
Многие зрители считают, что Ариадна Шенгелая грузинка. Но это не так. Ариадна Шенгелая родилась в 1937 году в канун Старого Нового года в Ташкенте в семье Анны Павловны Любимовой и экономиста Всеволода Эдуардовича Шпринка.
Она родилась в русско-немецкой семье. Далекие родственники отца актрисы переехали в Россию из Германии при Петре Первом. Папа и мама Ариадны были москвичами.
Во время сталинских репрессий Всеволод Эдуардович забрал свою семью в Узбекистан, где и появилась на свет его дочь. В 1937 году отца арестовали. Его назвали «немецким шпионом». Всеволод Эдуардович сидел в лагере долгих 26 лет. Его реабилитировали только в середине пятидесятых годов.
После освобождения отцу нельзя было жить в столице, но свою жену с дочерью он отправил в Москву. После окончания школы Ариадна стала студенткой ВГИКа.
В 1957 году она сыграла Ирину Ледневу в «Екатерине Ворониной». В 1958 году ее пригласили на роль Татьяны Лариной в фильме «Евгений Онегин», снятый по поэме Пушкина. В 1960 году состоялась премьера «Евгении Гранде» с Ариадной Шенгелая в главной роли. За работу в фильме-опере она получила первую премию на Московском кинофестивале. Самыми популярными ее картинами стали «Гранатовый браслет» и «Выстрел».
Ее роскошная восточная красота сводила с ума миллионы мужчин, режиссеры готовы были на нее молиться. Она лучше всего перевоплощалась в образы аристократок, и до сих пор ее герцогиня остается непревзойденной.
Совсем юной девушкой я посмотрела фильм «Гранатовый браслет». Восхитительно трогательный фильм. Трогает душу до слез история о неразделенной любви. Особенно восхитила Ариадна Шенгелая. Настоящая графиня, какая грация во всех ее движениях, какой божественный голос. Фильм о глубокой, настоящей любви!
Фильм пронзительно-нежный. Какой фильм! Какая блистательная игра актеров и режиссура. Шедевр! Можно бесконечно смотреть и не насытиться аурой великого искусства, подаренного нам мастерами советского кино.
Картина «Гранатовый браслет» была снята в 1965 году режиссером А. Ромом. Пресса восторгается игрой молодой, талантливой актрисы, а поклонники ее боготворят за аристократическую внешность. «Гранатовый браслет»- это лучшая роль актрисы.
В фильме А.Рома Вера Николаевна — натура утонченная и глубоко порядочная. И это заслуга, в том числе, Ариадны Шенгелая. Она в фильме очень красивая, с изящной фигуркой и изысканными манерами. На нее смотришь и понимаешь, почему в нее влюбился мужчина возвышенной и очень красивой любовью.
За утонченную манеру игры и аристократизм ее назвали «графиней советского кинематографа», а режиссеры мечтали получить Ариадну в исполнительницы статных барышень ушедшей эпохи.
Господи, какой неповторимый мир, создавали режиссеры, какие божественные образы создавали актеры. Чистая не поддельная красота и огромный талант. Сейчас таких нет.
Первый раз красавица Ариадна вышла замуж на втором курсе ВГИКа за Эльдара Шенгелая. Молодой человек учился на режиссерском факультете. В институте все завидовали Эльдару, девушку считали самой красивой и одаренной студенткой.
Эльдар Шенгелая — родился 26 января 1933 года, в г. Тбилиси- грузинский кинорежиссер, сценарист, педагог. В 1958 году окончил режиссерский факультет ВГИКа ( мастерская С. Юткевича). Как многие представители его национальности, Эльдар был горяч и вспыльчив, а Ариадна стала ему прямой противоположностью — заботливая, мягкая, женственная. Она согласилась стать для супруга восточной женщиной, была послушной, не проявляла характер, соглашалась на его полнейшее главенство.
После получения дипломов вуза, супруги уехали в Тбилиси. В 1958 году родилась их первая дочь Нато, получившая свое имя в честь матери Эльдара — Нато Вачнадзе, известной грузинской актрисы. На тот момент ее не было в живых, она погибла в авиакатастрофе. В 1967 году родилась вторая дочь — Катья.
Ариадна прожила с мужем 22 года. Сложно сказать, сложилась ли удачно личная жизнь Ариадны. С одной стороны ей удалось создать крепкую семью, а с другой стороны, любимого мужчину она так и не обрела. Причину развода они не озвучивали.
Актриса вернулась в Москву и начала постоянно разрываться между работой и детьми, которые остались в Тбилиси. В 1980 году Ариадна окончательно вернулась в Москву, где быстро устроилась на киностудию имени М. Горького.
Теперь режиссеры зовут актрису не только на роли барышень, но и в современные кинофильмы. «Профессия: следователь», «Возвращение Будулая», «В Крыму не всегда лето»- всего десяток фильмов и сказок.
А еще я очень люблю Ариадну в фильме, посвященной жизни Ференца Листа. » Ференц Лист — Грезы любви», где она исполнила роль Каролины Витгенштейн. С последней композитор познакомился в России и посвятил ей известное произведение «Грезы любви».
Вернувшись в Москву, А.Шенгелая встретила своего второго мужа — актера театра и дубляжа Игоря Копченко. Он был знаменит своим потрясающим голосом, много гастролировал в качестве мастера художественного слова. Она была счастлива в браке с Игорем.
Ударом для нее стала смерть второго супруга: он ушел из жизни от внезапного сердечного приступа. После этой потери актриса закрылась и даже вернулась в Грузию — именно там узкой компанией близких друзей и родственников праздновали ее юбилей.
В 1979 году Ариадна Шенгелая получила звание народной артистки Грузинской ССР, а в 2000 году стала народной артисткой Российской Федерации.
Несмотря на то, что с момента ее триумфа прошло много лет, поэтическое имя этой красавицы до сих пор на устах у многих поклонников советского кино.
Одно можно сказать наверняка: великую графиню Ариадну Шенгелая никто не видел постаревшей. Она навсегда осталась в сердцах любителей хорошего кино юной и очаровательной. Народной актрисе театра и кино Ариадне Всеволодовне Шангелая 13 января 2020 года в день ее рождения открыли звезду перед кинотеатром Руставели в Тбилиси. Пусть она живёт ещё долгие годы и радует нас на этой земле.
ТАТЬЯНА БАХРУШИНА
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.