Алиса Бруновна Фрейндлих

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0
Али́са Бру́новна Фре́йндлих — советская и российская актриса театра и кино, исполнительница песен; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского, трёх Государственных премий РФ, премии Правительства России. Википедия
Родилась: 8 декабря 1934 г. (86 лет), Санкт-Петербург, СССР

Наверное, я слишком зажилась на этом свете. Всю дорогу, пока иду, ловлю себя на том, что с кем-то здороваюсь. С кем — не знаю. Но со мной здороваются, я тоже киваю.

И потом эти бесконечные селфи. Буквально на каждом шагу. Как же меня ими замучили, вы себе представить не можете! Во мне такой протест против этих новых технологий. И не потому, что я такая тупая и не могу их освоить.

А вот просто не хочу. Из одного только чувства протеста. Все бросают курить, а я курю. Все читают электронные ридеры, а я люблю книги настоящие, которые пахнут, которые можно перелистывать. ⠀

Алиса Фрейндлих

Из сети

8 декабря, народная артистка СССР, фантастическая Алиса Фрейндлих отметила 86-й день рождения.

«Я в кино пришелец, который на этой планете так и не прописался. А театр – это моё! – признается Алиса Фрейндлих.

– Это искусство сиюминутно. Мы сейчас, мы здесь, мы на сцене. Шаровая молния, которая идёт со сцены в зал, и умноженная шаровая молния, которая идёт обратно на сцену…».

Алиса Фрейндлих уже давно считается феноменом в театре, её нельзя «исследовать», ею можно только восхищаться и удивляться. Ей сложно назвать свои самые любимые роли – десятки ярких и разноплановых образов в кино и на театральной сцене.

«Спросите любую актрису: каждая роль – ребёнок, который рождён в муках, – Другое дело, каким он вырастет, отреагирует ли на него зритель должным, желанным образом». Любимые роли для актрисы – те, которые приносили удовольствие, которые рождались в контакте с понимающими партнёрами, под руководством талантливых режиссёров.

«Хороший» режиссёр, по мнению Фрейндлих, – «архитектор, скульптор спектакля, хозяин сцены, зоркий садовод и зеркало для актёра». Особо ценны те, кто способен не отмести робость актёрского поиска, а увидеть в нём тенденцию, роль в карандашном наброске.

«Озарение приходит только в результате труда и накопления», иначе роль холостая, неоплодотворенная. «Роль прорастает из самого себя», но должна быть умножена на впечатления, сиюминутные наблюдения и «услуги» памяти, которую актёр обязан воспитывать…

Алиса — имя волшебное, сказочное. Любимая, гениальная загадочная. Актриса, обладающая неповторимым обаянием.

Трогательная Маша — героиня комедии «Похождения зубного врача», жена сталкера из легендарного фильма Андрея Тарковского, прима провинциального театра в картине «Успех», гордая королева Анна Австрийская, и, конечно же, незабываемая мымра из кинофильма «Служебный роман».

Даже не верится, что Алиса Бруновна подвержена веянию времени. Вспомним первые фильмы с ее участием: «Полосатый рейс», «Тайна железной двери», «Похождения зубного врача». Роли вполне себе рядовые, да и актриса вряд ли запомнилась бы, если бы более поздние роли не отбросили отчетливую тень в прошлое.

Так было и с Ангелиной Степановой, Андреем Мироновым, Иннокентием Смоктуновским, который проснулся знаменитым, в сорок лет сыграв Гамлета. В первых фильмах Алисы Фрейндлих пока еще нет. В «Тайной железной двери» — сумасшедшая мама, в «Похождении зубного врача» она впервые встретилась с Андреем Мягковым, чтобы спустя 12 лет стать звездой.

Ведь свет звезды, как известно, идет долго, но верно. И поэтому когда нынче, что ни день, восходят новые звезды сериалов и нашего доморощенного артхауса, от которого впору завыть на луну, то хочется крикнуть в декабрьскую ночь 8 декабря: — Не верю! И не потому что все эти актрисули бездарны, да нет, они очень красивы, до умопомрачения красивы, но им не повезло родиться так поздно, когда кино попросту исчезло.

На долю этой великой женщины выпала не просто война, а еще и блокада. От голода ее спасла бабушка-немка, с холодной педантичностью по часам отмерявшая крохи от блокадной пайки.

А вот фамилия отца — Фрейндлих – наоборот, ужесточила и без того нерадостную жизнь. За заклеенными окнами блокадного Ленинграда идет война. Беспощадная война с немцами.

И что должен чувствовать ребенок, вторая половина которого как раз именно немецкая? И вот эта вторая, немецкая, половина погружается в себя, сосредотачивается. Потом, позже, зрители (а прежде того — великие режиссеры) разглядят в ней этот скрытый, словно тлеющий под снегом, пламень.

У Элема Климова она сыграет фрейлину, почти фрейлину, почти саму себя — Вырубову! И у Тарковского она не затеряется в сонме звезд (Солоницын, Гринько, Кайдановский). Но это все еще лишь эпизоды.

И только Эльдар Рязанов выпустил на свободу джина. История про золушку – «Служебный роман» — до сих пор побивает все рекорды популярности. Этот фильм входит в обойму обязательного праздничного телевизионного меню наравне с салатом оливье!

Все, словно очнувшись, вдруг увидели, что Алиса Фрейндлих – просто очаровательная женщина. Или все же великая актриса, сыгравшая очарование? Ведь милашкой быть не сложно.

Судьба актрисы – злодейка! Но только не для Алисы Фрейндлих. Ведь именно судьба и выковала этот редкий — без преувеличения — талант. Это вовсе не значит, что молодым актрисам надо пожелать побольше бед и лишений.

Но, как известно: И в этой пытке многократной Рождается клинок булатный! Поколение Алисы Бруновны достойно сыграло свою жизнь. Да что там сыграло! По мнению критиков, лучшая роль Фрейндлих в кино – королева Анна в знаменитом фильме по роману Дюма «Три мушкетера».

Сама Алиса Бруновна говорила об этом так: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой».

Интересно, что испытала она, сыграв в «Старомодной комедии», блистательной мелодраме по пьесе Арбузова, со своим мужем Игорем Владимировым, с которым в скором времени разведется?

Все дело, видимо, в том, что актриса – это не профессия, а нечто большее.

Все просто только у нынешних звезд театра и кино: красные дорожки, гонорары, глянец журналов. Но ведь с очень большой долей невероятности можно сказать, что это – актеры.

Пока на фоне Фрейндлих – это просто статисты: О наслажденье скользить по краю. Замрите, ангелы, смотрите: я играю… Смотрите, несчастные, это – Актриса.

Актриса с большой буквы или Большая актриса. Учитесь, как не надо жить, у нее. И только тогда, возможно, лет через двести, можно будет сказать и ком-то из вас: — Ах, Алиса!

Игорь Михайлов

Из сети

Цитаты Алисы Фрейндлих.

«Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…»

«Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди».

«Верю, что человеку что-то предписано. Но понимаю, что каждому дается шанс. Вот сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги — одна туда приведет, а другая туда. Сказка. Всегда найдется какой-то вариант. Если хватает здравого смысла или интуиции поступить верно».

«Я пришла к выводу, что лучше прислушиваться к интуиции. Бывали случаи, когда я слушала свой первый внутренний посыл — и он оказывался правильным. Но если я начинала размышлять и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела».

«Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа»

«Люди теряют нравственность с такой бешеной скоростью, что мне страшно становится за внуков. Они же попадают в эту атмосферу и возрастать будут в ней. Что из них получится, когда они вырастут и станут выбирать себе ценности, когда им выбирать-то почти не из чего»

«Мне не интересны люди, которые не отдают душу»

«Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести»

«Одиночество — это когда некому себя отдать»

«Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование»

«Всю жизнь мы расписываемся в том, что не знаем себя до конца»

«У одних — работа, у иных — судьба»

«Всю жизнь любила детские книжки и даже сейчас иногда почитываю»

«Красота воспитывает людей, это один из самых серьезных способов нравственного воздействия»

«Сидеть долго в ожидании — как-то непристойно. Это расточительно и несправедливо по отношению к своей судьбе»

«Влечение ума рождает уважение, влечение души рождает дружбу, влечение тела рождает желание. Все это вместе и есть любовь. Если хотя бы один компонент отсутствует, вы получите все что угодно, только не любовь»

«Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтобы вместе выращивать герань»

«Стресс — лучшая диета»

Из сети

«Всегда вспоминаю свое довоенное детство как счастливейшее время.
 
Таким оно и было, хотя жизнь мы вели очень скромную. Жили в двухкомнатной квартире на первом этаже флигеля огромного доходного дома на углу Мойки и переулка Гривцова, который до войны назывался Демидов переулок.
 
В маленькой, пятнадцатиметровой комнате размещались мы с папой и мамой, в очень большой, сорокаметровой комнате, разделенной фанерными перегородками, обитали сестры моего отца со своими мужьями и детьми, а также бабушка Шарлотта Фридриховна, которая была центром всей семьи.
 
Народу там жило так много, что подселить кого-то постороннего было невозможно, поэтому нам удалось сохранить отдельную квартиру. В этом же доме до революции располагался обувной магазинчик моего деда Артура Ивановича с огромными витринами и вывеской «Изящная обувь Фрейндлиха».
 
Замечательный был двор с усадьбой Демидовых, в котором мы гуляли. Что там сейчас, даже не знаю. Однажды ходила, пыталась заглянуть, но ворота были закрыты.
 
Во время первой, самой страшной блокадной зимы у нас по сигналу воздушной тревоги собирались жильцы верхних квартир со всего подъезда.
 
Но когда во время очень сильного авианалета мы укрылись в бомбоубежище, квартиру разбомбило, и мы переехали в комнату папиного брата и его семьи в коммуналке в том же доме, по адресу: набережная Мойки, дом 64/1, квартира 2, где и жили все вместе, свились в одно гнездышко. Окна наши выходили на Исаакиевскую площадь». ⠀
 
Алиса Фрейндлих (на фото с тетей Дагмарой Артуровной и мамой)
 

Алиса Фрейндлих: «Когда оглянулась, то поняла, что впереди ничего нет, что жить надо было жаднее…»

В жизни она редко плачет. Но может заплакать, посмотрев хороший фильм, или на спектакле, когда что-то очень растрогало. Раньше, когда была моложе, плакала от обиды.

Сейчас не плачет, потому что не обижается — считает, сама не безгрешна, ищет вину в себе. Когда бывает стыдно, предпочитает извиниться.

Обаяние Алисы Фрейндлих безгранично — женское, человеческое, актерское. Причем так было и 30, 40 лет назад, и сейчас…

В ней сочетается несочетаемое — педантичность с расхлябанностью, рациональность с эмоциональностью, сила со слабостью.
 
Наверное, в этих противоречиях и есть самое интересное, индивидуальность личности.
 
Иногда она бывает слабой женщиной, а порой сама удивляется собственной силе.
 
Будучи очень пластичной и отважной, за свою жизнь она сделала столько разных кульбитов и ни разу не сломала ни одной косточки!
 
Она по-прежнему молода душой.
 
Но говорит, что в этом диссонансе как раз и заключена трагедия: «Когда ты много знаешь и многое накопил за жизнь, но реализовать уже не можешь — твоя физическая данность находится в противоречии с душевными потребностями и желаниями.
 
В этом и заключена главная драма стареющего человека — когда душа не поспевает за физической оболочкой. Хочется взлететь, а уже не взлетается…»
 
Свою жизнь Алиса Бруновна считает счастливой, говорит, что неожиданные повороты в ее судьбе были удачными. Хотя переживания и печали тоже были.
 
Но добавляет — как говорили умные люди, «лишь тот, кто страдал, способен умудриться душой». Абсолютно благополучный человек и в искусстве вряд ли что-то родит.
 
К тому же безоблачное счастье бывает, по ее мнению, только у дураков: «Моя главная ошибка в этой жизни — я слишком долгое время думала, что вся жизнь ещё впереди.
 
Что я все ещё успею. И многое, может быть, упустила именно из-за этого странного ощущения. А, когда оглянулась (это было лет десять назад), поняла, что впереди уже совсем ничего нет.
 
Тогда-то и осознала, что это было ошибкой. Что жить надо было жаднее».
 
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий