«…а еще одна часть пойдет тому, кто создаст в области литературы самое выдающееся произведение в идеалистическом направлении…»
Из завещания Альфреда Нобеля
Лауреата Нобелевской премии по литературе определяет Шведская академия. Она была основана в 1786 году королем Густавом III для «изучения и упорядочивания шведского языка и словесности».
В уставе Нобелевского комитета говорится, что «литературой является не только беллетристика, но также и другие произведения, которые по форме или же по стилю представляют литературную ценность».
Требования к произведениям, представленным на Нобелевскую премию, были несколько ослаблены в последнее время. И теперь могут рассматриваться не только произведения, написанные за последний год, но и более ранние работы того же автора, если «их значимость не была оценена до недавнего времени».
Если с физикой, химией и медициной более-менее понятно, то литература, во-первых, не является наукой, а во-вторых, ее трудно загнать в жёсткие рамки объективных критериев.
Шведская академия в своем выборе связана не только общими рамками устава Нобелевского фонда (работа, представленная на премию, должна принести максимальные блага всему человечеству), но и отдельным замечанием Нобеля о том, что литературное произведение должно предоставлять это благо в «идеалистическом направлении». Оба критерия являются достаточно туманными, особенно второй, который вызвал немало споров. Что именно имел в виду Нобель под идеализмом?
На первой стадии существования Нобелевской премии по литературе (1901-1914) главное внимание уделялось именно идеализму, как литературному течению. Поэтому Нобелевскими лауреатами стали британец Редъярд Киплинг и немец Пауль Хейзе, но не Лев Толстой.
В 20-х годах XX века Академия отошла от узкого определения идеализма, и перешла к произведениям и авторам, которых отличали идеи «широкого гуманизма».
На этой волне Нобелевскими лауреатами стали Анатоль Франс и Бернард Шоу. В 30-е годы предпочтения стали отдаваться писателям, которые в соответствии с «благом для всего человечества» описывали жизнь современного общества со всеми плюсами и минусами. Так первым Нобелевским лауреатом по литературе стал Синклер Льюис.
После Второй мировой войны произошла очередная смена направлений, и особую популярность приобрели кандидаты, «проложившие новые пути» в литературе. Такими пионерами стали, например, Герман Гессе и Сэмюэл Беккет.
В последние годы Шведская академия стала уделять внимание малознакомым авторам из стран всего мира, чтобы сделать Нобелевскую премию по литературе как можно более универсальной.
За всю историю существования нобелевской премии по литературе от нее отказывались всего дважды. Первым в 1958 году Борис Пастернак сначала согласился ее принять, но потом отказался из-за давления со стороны советских властей.
Вторым в 1964 году Нобелевскую премию отклонил Жан-Поль Сартр, который на протяжении всей жизни последовательно отвергал любые официальные знаки признания.
Нобелевская премия по литературе является единственной, в которой ни один кандидат не получал ее дважды. Среди литературных жанров абсолютным лидером является проза (77), затем идет поэзия (33), драматургия (14), литературные и философские эссе (3) и исторические труды (2).
Лауреатом Нобелевской премии по литературе как раз за историческое сочинение стал британский премьер Уинстон Черчилль в 1953 году. В обосновании присуждения премии говорилось буквально следующее: «за мастерство в исторических и биографических описаниях, также как и за блестящее ораторское искусство, защищающее благородные человеческие ценности».
Хотя Шведская академия стремится все-таки оценивать все произведения авторов, в девяти случаях указывалась конкретное литературное произведение, удостоенное Нобелевской премии.
В этом списке Михаил Шолохов с «Тихим Доном», Джон Голсуорси с «Сагой о Форсайтах», Томас Манн с «Будденброками» и Эрнест Хемингуэй со «Стариком и морем».
На всех Нобелевских медалях на аверсе отчеканено изображение Альфреда Нобеля, а на реверсе – аллегория соответствующих науки или искусства.
На медали по литературе изображен юноша, сидящий под лавровым деревом. Он вдохновенно слушает и записывает то, что ему говорит муза.
Надпись по латыни гласит: «Inventas vitam juvat excoluisse per artes». Эта строка взята из поэмы Вергилия «Энеида» и в приблизительном переводе звучит примерно так: «И те, кто улучшили жизнь на Земле своим вновь обретенным мастерством».
Медаль была создана шведским скульптором Эриком Линдбергом.
Сумма премии 2021 года была установлена правлением Нобелевского фонда в размере 10 млн шведских крон на каждую категорию премии»
Решением нобелевского комитета в 2021 году премии удостоен Абдулразак Гурна, проживающий в Великобритании с 1968 года и ранее номинировавшийся на Букеровскую премию. Награду дали за «сострадательное проникновение в последствия колониализма».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.