Любимый аромат императрицы Александры Фёдоровны

размещено в: Монархи и члены их семей | 0
В 1913 году в Москве начались всероссийские торжества, посвященные 300-летию дома Романовых. В память этого события Николай II объявил широкую амнистию, а в бывшей вотчине Романовых в селе Покровском на деньги императорской семьи была оборудована больница.
 

Кстати, именно в эти дни французский парфюмер Август Мишель создал новые духи и представил их Александре Федоровне. Духи ей чрезвычайно понравились, и она позволила назвать их «Любимый аромат императрицы». Во времена нэпа об аромате императрицы вспомнили, но название решили поменять. Так «Любимый аромат императрицы» стал знаменитыми духами «Красная Москва».

 Из сети

Рейтинг
1 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Настоящая красавица — непременно похвалит. Эссе Анны Кирьяновой

размещено в: О человеческих качествах | 0
Настоящая красавица — непременно похвалит.
Найдёт внешность другого человека приятной. Увидит детали. Ах, — скажет, — какие у вас милые ямочки на щеках! И глаза какие! И этот шарфик необычайно вам к лицу!
 
А придираться к чужой внешности будет не-красавица. А та, которая всю жизнь потратила, чтобы соответствовать идеалу — но все равно не смогла. Нет от природы легкости, изящества, идеального сложения, только масса усилий и маска.
 
Настоящий умный человек обязательно найдёт что-то хорошее в словах и мыслях другого. И даже в бездарном стихотворении или безыскусном рассказе похвалит удачное слово или строку. И найдёт ещё за что похвалить: за рассудительность или доброе намерение.
 
Как и по-настоящему добрый человек — тот тоже хорошее увидит, если оно есть. Даже крошечное хорошее. А те, кто потратили жизнь, притворяясь умными или добрыми, всех критикуют и ругают.
 
Одаренный истинной красотой, умом, добротой человек всегда великодушен. И нет у него желания критиковать других. Наоборот, он щедро делится тем, чем его Бог одарил. Истинной красотой, глубоким умом, добродетелью…
 
Критический интерес к чужой внешности — он у некрасивых, которые маскируются под красавиц. И немного помешались на этом. А тот, кто наделён истинным даром — тот великодушен. И видит в других то, что присуще ему самому…
 
# Анна Кирьянова
картина Герхартц
Из сети
 
Рейтинг
1 из 5 звезд. 2 голосов.
Поделиться с друзьями:

Ия Сергеевна Саввина

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0

86 лет назад, 2 марта 1936 года, родилась Ия Сергеевна Саввина (2 марта 1936— 27 августа 2011)

Народная артистка СССР, дважды лауреат Государственной премии, обладательница специальной премии. «Простая», «искренняя», «достоверная», «естественная». Действительно, в каждом из своих появлений на экране Ия Саввина именно такая. В первую очередь — такая. Сама доброта, женственность, ясность смотрят на нас с экрана в особых, «Саввинских» крупных планах.

И́я Серге́евна Са́ввина — советская и российская актриса театра и кино; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Википедия
Родилась: 2 марта 1936 г., Воронеж, СССР
Умерла: 27 августа 2011 г. (75 лет), Москва, Россия

Говорят, доброта друзей познается в беде. Только уж совсем духовно замшелая личность может выпасть из этой пословицы.

Но высшая мера доброты друзей для меня, когда они познаются в радости. Когда не зашевелится червь — «почему ему, а не мне».

Здесь возникает талантливость душевная — уметь радоваться, уметь извлекать добро себе и людям в перенаселенном пространстве бытия. Это трудно.

Я видела фильм, где режиссёром любовно выпестован каждый кадр, каждый предмет в кадре, каждая складка платья и где нет единственного — заинтересованности в человеке, любви к персонажу. Поэтому скользит эта талантливая лента по поверхности ваших ощущений, удивляя, временами восхищая, но никак не вызывая сопереживания с героями.

А ведь тайна человечности — это непременно сострадание, сопереживание, и в них обаяние и сила искусства.

Есть «вечные понятия». Конечно, наполняются эти понятия разным содержанием. И всё же, когда мы их перечисляем, сердце невольно откликается на них. Добро. Радость. Надежда. Вера. Любовь. И пока есть надежда на радость и вера в добро, люди могут вынести любые страдания, сопутствующие им в борьбе за Справедливость.

Ия Савина

85 лет назад, 2 марта 1936 года, родилась Ия Сергеевна Саввина. «Простая», «искренняя», «достоверная», «естественная». Даже если бегло просматривать критическую литературу об Ии Саввиной, бросается в глаза постоянный набор эпитетов. Дело не в бедности рецензентского языка. Действительно, в каждом из своих появлений на экране Ия Саввина именно такая. В первую очередь — такая.

«Я не имею права умереть». Несчастная судьба народной артистки Ии Саввиной

Она стояла, отвернувшись к окну, а слезы так и лились из глаз. Не останавливаясь. Не высыхая. Вот уже все лицо мокрое, а слезы текут и текут…

«Ну ты чего, родная, что так расстроилась?» — пожалела молодую маму проходившая мимо нянечка. У приличных людей такого ребенка быть не может! Что ей могла ответить Ия? Что ей только исполнился 21 год? Что она оканчивает журфак МГУ и успешно играет с мужем в студенческом театре? Что беременность стала нечаянной радостью и многие уговаривали сделать аборт: будет еще время для младенца, а сейчас некстати…

Оставить ребенка Ию уговорила родная мама, поверив доктору, который сказал, что второго шанса организм может не дать. И что же? Теперь ей предлагают отказаться от сладкого мальчика? От этого солнечного ребенка, как сказали бы сейчас.

От детей с синдромом Дауна отказывались во все времена. Но сейчас их уже не называют больными, у них есть возможность учиться, развиваться, быть в обществе рядом со всеми.

Ия Саввина родила Сережу в 1957-м. И тогда, и много лет спустя бытовало мнение: с таким синдромом рождаются только у алкоголиков и прочих асоциальных элементов, у приличных же людей такого ребенка быть не может!

Врачи роддома настоятельно советовали Саввиной отказаться от сына: шансов на долгую и счастливую жизнь у ребенка просто нет. Даже если судьба отмерит ему 40 лет, он навсегда останется малолетним дитем. Вот и муж — геолог Всеволод Шестаков — согласился с доводами медиков.

И только матери супругов в один голос твердили: «Это наш ребенок, и мы его вырастим». «Будет тяжело, но вы справитесь»

«Будет тяжело, но вы справитесь»

Саввина никогда не считала, что Сережа — ее крест. Но, чего стоило ей стать практикующей журналисткой и настоящей актрисой (хоть и без диплома), знала только она.

Профессора Сперанского — знаменитого педиатра, Героя Соцтруда — Ия Саввина потом вспоминала и благодарила всю жизнь. Именно к нему она обратилась с трехмесячным Сережей за консультацией. А он забрал у нее мальчика и ушел куда-то на 40 минут.

Молодая мамаша места себе не находила, пока не услышала: «Вам будет тяжело, но вы справитесь». Сперанский посоветовал каждый день давать малышу протертую телячью печенку, делать массаж… А через несколько месяцев развел руками: надо же, какой прогресс!

Но, пожалуй, большей благодарности заслуживала свекровь Саввиной. Уволившись с работы, она много лет посвятила воспитанию и развитию Сережи. Домой приходили педагоги, помогали няни. Только ради помощи свекрови Ия продолжала жить с мужем, хотя семьи уже фактически не было.

Усилия родственников и специалистов дали свои плоды. Сергей не только научился читать, считать и писать, но и говорил по-английски, играл на фортепиано, занимался живописью. Даже получил высшее образование и работал переводчиком.

Актриса никогда не прятала сына, не уходила от разговоров о нем. Когда в доме бывали гости (Саввина, к слову, была великолепной хозяйкой), Сережа мог сидеть с ними в одной комнате, читать стихи.

Я помню, как незадолго до смерти мне позвонил Олег Ефремов и попросился вдруг на мой ежегодный хаш – 1 января, когда приходят все желающие. «Можно, Ия?» – «Догадайся с трех раз от фонаря». Он пришел, уже задыхаясь, сел за стол, увидел Сережу. «А ты Сережа?» – «Здравствуйте, Олег Николаевич!» Когда мы пошли его провожать, он сказал: вот, Сережа, наступает год Пушкина – будем вместе с тобой учить его стихи. И Сережа, глядя на него влюбленными глазами, читает: «Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Он знает наизусть всю «Полтаву». И Ефремов заплакал.

Никого, однако, не хочу обманывать. Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит. Я молю Бога только, чтобы он меня и Сережу взял одновременно. Ни мне без него не жить, ни ему без меня»

Ия Саввина

Ия была сильной. Но не всесильной.

Заниматься собственным здоровьем, обследоваться, сдавать анализы — это было не для нее. Она не могла себе позволить тратить на врачей время. В конце концов, нужно было зарабатывать.

К тому же не хотелось бросать журналистику: Ия делала интервью, писала рецензии и очерки о коллегах. А ее артистическим талантом восхищались даже коллеги, от которых мало кто слышал похвалу. Саввина успешно играла в театре им. Моссовета у Юрия Завадского, во МХАТе у Олега Ефремова. И успевала сниматься.

После такого дебюта грешно было бы отказывать кинорежиссерам. А как смогла 23-летняя дебютантка без профессионального образования, ни разу не стоявшая перед камерой, сыграть чеховскую Анну Сергеевну («Дама с собачкой»), кажется, и сейчас многие не понимают.

Саввина не просто была естественна и убедительна, но и получила спецприз на международном фестивале в Каннах. Так бывает?.. Видимо, в одном случае из тысячи. Вечная память гениальному Алексею Баталову. Это он, увидев молоденькую актрису на сцене театра МГУ, посоветовал Иосифу Хейфицу пригласить ее на роль.

Ия снималась с Михаилом Ульяновым («Частная жизнь») и Владимиром Высоцким («Служили два товарища»). От Эльдара Рязанова получила большую роль в «Гараже».

Но сама лучшей своей работой считала «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского. Фильм, который 20 лет пролежал на полке, а потом был признан шедевром. В 1990 году создатели картины, в том числе Ия Саввина, получили запоздалую Госпремию.

Ее профессиональная жизнь была наполнена съемками, репетициями, премьерами. А дома она до конца дней была мамой-нянькой, которая ухаживала за солнечным мальчиком.

Больше всего Ия Сергеевна боялась оставить Сережу одного. Говорила: «Мы должны уйти вместе». Неизлечимо больная, она чувствовала, что дни ее сочтены. И за десять дней до смерти решила расписаться с актером и режиссером Анатолием Васильевым, с которым прожила больше трех десятков лет. Поставила штамп только для того, чтобы он мог стать законным опекуном взрослого, но практически беспомощного Сережи (в этом году сыну Ии Савиной исполнится 64 года). Ия и Анатолий соединили свои судьбы, когда ей было уже за сорок: в творческой поездке оказалось, что у них много общего, в том числе увлечение рыбалкой. 

Из сети

После ухода из жизни матери и отца Сергей живет с опекуном Анатолием Васильевым (вторым мужем Ии), имеет круг близких людей – друзей матери.
 
Он продолжает занятия литературой, музыкой, рисованием, посещает театры. Каждое лето Сергей проводит в деревне Дорофеево Костромской области, где много рисует. Основные сюжеты его рисунков – полевые и садовые цветы, деревенские пейзажи. Все работы он выполняет сам, включая построение композиции и выбор цветовой палитры.
 
Творчество Сергея Шестакова разрушает укоренившиеся стереотипы относительно людей с синдромом Дауна, дарит чувство искреннего восторга и восхищения всем, кто соприкасается с его особым даром. Сейчас Сергею — 62 года
Инет

                                                                                                                                             В детстве Ие Саввиной пришлось много ездить по стране. Семья Саввиных жила в Феодосии, куда Веру Ивановну распределили после института, потом переехала в Красный Лиман в Воронежскую область. Родители Ии перед войной развелись, и ее мама вышла замуж за военного.

После очередного переезда Саввины оказались в городе Боринском в Воронежской области, где Ия окончила школу с золотой медалью. Она мечтала поступить на филологический факультет МГУ, и с детства читала любую литературу, начиная от сказок и заканчивая классикой.

Еще одним увлечение Ии был школьный театральный кружок. По окончании школы Ия решила стать учителем и поехала поступать в Москву, но когда она приехала, прием медалистов на филфак уже закончился, и тогда Саввина подала документы на журфак МГУ, который в тот момент выделился в самостоятельный факультет.

Выдержав большой конкурс (на одно место было 13 претендентов-медалистов), она стала студенткой журфака, но и в университете Ия не забыла про свое увлечение театром, и пришла в знаменитый студенческий театр МГУ, где сначала работала костюмершей, а затем начала выходить на подмостки в маленьких ролях.

Эти работы и стали основой для ее дальнейшей актерской карьеры, в отсутствие так и не полученного театрального образования. Зато на жизненном пути актрисы встречались люди, которые щедро делились с ней своими знаниями, и общение с которыми само по себе было своеобразным обучением.

Руководитель театрального студенческого коллектива и актер вахтанговского театра Игорь Константинович Липский разглядел в спокойной девушке с ясными глазами и серебряным голосом большой актерский талант, и позже, когда актер и начинающий режиссер Ролан Быков решил поставить со студентами пьесу чешского писателя Павла Когоута «Такая любовь», Липский предложил ему взять на главную роль именно Саввину.

В скромной Ие Быков поначалу не увидел свою героиню, и даже рассказал об этом своей жене: «Есть в театре одна славная девчушка. Но какая из нее героиня?». Когда актеры вышли на сцену, Ию Саввину не было слышно в первом ряду даже при пустом зале. «Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал»», — вспоминала актриса. Саввина усвоила то, что сказал ей режиссер, и создала образ Лиды Матисовой так жизненно, что Ролан Антонович был удивлен и обрадован.

Впоследствии спектакль «Такая любовь» шел с неизменным успехом, а Ию в студенческой среде после этого называли только «актрисой». Она скромно улыбалась в ответ, хотя гордилась собой и твердо решила, что теперь ни за что не оставит театр.

В студенческом театре МГУ она познакомилась со своим будущим мужем руководителем факультета геологии и ученым Всеволодом Шестаковым. Ию и Всеволода сблизила влюбленность обоих в студенческий театр, они вместе репетировали роли и играли в спектаклях, а в год окончания учебы Саввина вышла замуж за Шестакова.

В их квартире на Фрунзенской набережной, где они поселились, всегда было шумно и весело – завсегдатаями здесь были собиравшиеся на посиделки ученые, актеры и друзья семьи, которые допоздна читали стихи, спорили на научные темы и подшучивали друг над другом.

В 1958 году Ия Саввина окончила факультет журналистики МГУ, и впоследствии вспоминала: «Я продолжала писать до середины семидесятых, пока в какой-то момент рука не перестала тянуться к перу, перо – к бумаге… Эта потребность исчезла в одночасье, но принадлежностью к МГУ – не к театру МГУ, хотя и он был прекрасен, а к самому университету – этим я по-прежнему горжусь и по-настоящему благодарна не тем, кто поздравляет меня с днем рождения, а тем, кто звонит в Татьянин день.

Когда начался театр, я сразу для себя решила, что писать отрицательные рецензии теперь не имею права, и писала только о том, что мне нравилось. После статьи о Юрском великий театровед Бояджиев сделал мне самый драгоценный комплимент: не знаю, сказал он, какую там даму с собачкой сыграла Саввина, но статья ее образцовая. Ну вот, а с середины семидесятых, видимо, ничто не нравилось мне в достаточной степени».

В этом фильме Саввина сыграла роль петербурженки Анны Сергеевны, стремившейся быть незаметной и незамеченной. Саввина создала образ целомудренной, женственной и трогательной героини.

Фильм был удостоен многих международных премий, а на ХIII кинофестивале в Каннах игра Ии Саввиной была отмечена специальным призом. После фильма Ия получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой». Савина вспоминала: «Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила своим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой».

Несмотря на отсутствие профессионального актерского образования, Ия Саввина в 1960 году была приглашена в Театр имени Моссовета, возглавляемый Юрием Завадским, где ей посчастливилось играть на одной сцене вместе с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом и другими звездами театра.

Дебют Ии Саввиной состоялся в постановке «Нора», где она исполняла главную роль. Спектакль имел большой успех. Любовь Орлова, несколько лет игравшая в этом спектакле, прислала Саввиной корзину с цветами с вложенной запиской «Норе – от Норы».

В этом театре самыми заметными для Саввиной стали роли в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» (роль Фэрри), «Турбаза» (Саша Душечкина), «Ленинградский проспект» (Маша), «Петербургские сновидения» (Соня Мармеладова) и многие други

После исполнения роли в военном приключенческом фильме Александра Карелова «Служили два товарища», в 1969 году Ия Саввина приняла участие в съемках картины «Сюжет для небольшого рассказа», имеющей и другое название – «Лика – большая любовь Чехова», исполнив в ней роль Марии Павловны Чеховой.

Роль Лики Мизиновой, симпатичной, но неглубокой женщины, приворожившей умного, ироничного писателя, сыграла Марина Влади. Этот широкоформатный фильм рассказал историю создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александринского театра. В отличие от пьесы, картина была успешной и была удостоена Золотой медали Международного кинофестиваля в Венеции.

В этом же году Федор Хитрук начал съемки мультфильма «Винни-Пух», и кто-то ему сказал, что Ия Саввина очень любит это произведение. Он рассказывал: «Я ее пригласил, потому что мне было очень интересно ее мнение. Она пришла, посмотрела эскизы, очень похвалила пробы Леонова. И я предложил ей попробовать себя в озвучании мультфильма. «Кого?! – она очень удивилась. – Да что вы, как это можно»».

Потом она все-таки сказала, что рискнула бы попробовать, если бы нашла прототип. По прошествии нескольких дней она, вдохновленная Беллой Ахмадуллиной, вдруг сообщила Хитруку: «Нашла!». Так неожиданно Пятачок стал говорить голосом Ии Саввиной. Правда, актрису пришлось немного «ускорять», как и Леонова. Самым трудным оказался не текст, а нужная интонация.

Хитрук рассказывал: «Я, зная по опыту, как артисты зажимаются во время записи, записывал Ию, которая слишком тревожилась и старалась, сразу на репетиции. А теперь я могу сказать, что ее Пятачок был одной из самых крупных удач».

Сама Ия Саввина об озвучании Пятачка рассказывала: «Один из заместителей Пырьева посоветовал Хитруку взять меня консультантом, когда он снимал «Винни Пуха». Я эту книгу всем цитировала – Заходер мне ее с очень славной надписью подарил, и я немедленно выучила ее наизусть. «Ну, какой я консультант? Давайте я вам лучше сделаю Пятачка».

Я долго думала, как его сделать, и поняла, что он должен говорить с интонациями моей любимой Ахмадулиной: «Кажется, дождь собирается…» Только надо будет ускоренно промотать. А озвучивать мультфильмы очень трудно – вы же не видите картинку, ее потом подкладывают.

И мы с Леоновым, лучше которого я, наверное, никого не знала, являли удивительную пару: он стоял перед микрофоном, собранный и трагический, как Гамлет, и повторял: «Куда идем мы с Пятачком – большой-большой секрет…».

А рядом я хрустальным голосом Беллы говорила: «Ты похож на медведя, который летит на воздушном шаре». Белла не обиделась. Она позвонила и хрустальным голосом сказала: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

В 1977 году главный режиссер МХАТа Олег Ефремов пригласил Ию Сергеевну в свой коллектив. Первой ролью Ии в этом театре стала роль Марьи Львовны в постановке «Дачники».
 
Впоследствии актриса сыграла Вязникову в спектакле А. Гельмана «Обратная связь», мать в «Эльдорадо» А. Соколова, Галину в постановке А. Вампилова «Утиная охота», Полину Андреевну в «Чайке», Коллонтай в спектакле М. Шатрова «Так победим», Кабанову в «Грозе», Анфису в «Трех сестрах» и другие роли. За спектакль «Рождественские грезы» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» Ия Саввина получила театральную премию «Хрустальная Турандот», которой очень гордилась.
 
25 августа 2011 года Ие Сергеевне стало неожиданно плохо. «Мы никак не ожидали, что все произойдет так быстро, — рассказывал муж актрисы.
 
— Все началось неожиданно и быстро завершилось. Ия не чувствовала свой уход, поверьте. Не готовилась к смерти. Всю жизнь она была спонтанным человеком. Как жизнь идет, так она ее и принимает. Никогда не планировала ни свое завтра, ни послезавтра. Как говорится, не смотрела вдаль. В этом выражалась ее внутренняя свобода. Ия никогда не зависела от обстоятельств. Не суетилась в жизни. Хотя, может быть, это ее ошибка… Тем не менее, она так жила…Мы были на даче, когда все началось. Ия почувствовала недомогание. А когда стало совсем плохо, мы срочно поехали в Москву.
 
Ушла Ия Сергеевна из-за страшного недуга. У нее была меланома. В 2008-ом году врачи сделали операцию. Вырезали опухоль. И все, казалось, стало на свои места. Онкологи, правда, тогда предупреждали, что меланома — самая коварная вещь в онкологии. Ожидать от опухоли можно чего угодно — человек может и 11 лет прожить, а может сгореть за месяц. Никто не думал, что меланома даст неожиданный старт… Но что говорить? Поздно что-то говорить! Теперь Ию нужно просто помнить и любить».                        
 
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

7 мудрых советов академика Дмитрия Лихачёва

размещено в: Советы мудрых | 0

Что завещал великий советский учёный? 7 мудрых советов академика Дмитрия Лихачёва.

За всю свою жизнь советский учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв написал более 1000 статей, оставил около 500 научных и 600 публицистических трудов. В том числе более 40 книг по истории древнерусской литературы и русской культуры.

Но одной из самых интересных и ценных книг Лихачёва является книга-завещание: «Письма о добром и прекрасном». Эти «письма» (46 писем) адресованы молодым, кому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями.

Сегодня — это самый авторитетный сборник мудрости. Выдержки из писем-советов:

1. Большое в малом. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

2. Берегите молодость. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.

Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им.

Неразделённая радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости.

Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!

Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят. И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

3. Самая большая цель жизни. А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом.

Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Слепой восторг (его даже не назовёшь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всём своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

4. Самая большая ценность — жизнь. «Вдох – выдох, выдох!» Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха". Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее.

Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслонённую красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в посёлке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живёт человек.

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…

А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

5. Жизненно необходимая цель. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован.

Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё.

А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности?

Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно.

Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело.

6. Что объединяет людей? Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет жителей одного города, одной страны. Проследите жизнь человека. Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребёнком забота о нём отца (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребёнка родители готовились, мечтали о нём).

Забота ширится и становится всё более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п. — всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу.

Вот почему нужно начинать с себя. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

7. О Воспитании. Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным.

Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями. Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.

Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т. д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Из сети

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями: