А если бы это был последний день в моей жизни? Советы Стива Джобса
Oднажды Cтив Джoбс выcтупaл с дoкладoм в yнивеpcитете. Его бyдyщая жeна cиделa в ayдитopии. Она понpaвилась eму, и он пoдошел к нeй после доклада.
Она дала ему свой номер телефона. В тот же день он решил пригласить ее на обед, но у нее была запланирована деловая встреча. В жизни так бывает.
Направляясь к своей машине, Стив спросил себя: «Что бы я сделал, если бы это был последний день в моей жизни?».
Несложно, догадаться, как он после этого поступил: он мигом вернулся в аудиторию, нашел там эту женщину и увел ее с собой.
С тех пор они были вместе. Осознание того, что ты смертен — великий источник мудрости.
Осознание неизбежного конца — это отличная практика, которая является лучшим способом разжечь в себе страсть, готовность идти на риск и с головой окунуться в игру, которую мы зовем жизнью.
Такой вопрос к себе позволяет нам сосредоточиться на самом главном. Пока не поздно.
Из сети
Последние слова Стива Джобса (основателя компании Apple)
Он умер миллиардером в возрасте 56 лет от рака поджелудочной железы И вот его некоторые последние слова:
«Я достиг пика успеха в деловом мире, в глазах других моя жизнь является сущностью успеха. Однако, кроме работы, у меня мало радости. В конце концов, богатство — это просто факт жизни, к которому я привык.
В этот момент, когда я лежу в кровати больной и вспоминаю всю свою жизнь, я понимаю, что всё признание и богатство, которые у меня есть, бессмысленны и лишены высшего смысла перед лицом неминуемой смерти.
Вы можете нанять кого-то, чтобы водить машину для Вас, зарабатывать деньги для Вас, но вы не сможете никого нанять за все Ваши деньги, чтобы он понёс эту болезнь вместо Вас.
Можно найти и купить материальные вещи. Но есть одна вещь, которую нельзя найти и купить, когда она потеряна – нельзя купить «жизнь».
Побалуйте себя хорошо. И уважайте других. Чем старше мы становимся, тем больше мы умнеем, и постепенно мы понимаем, что часы, которые стоят $30, и часы, которые стоят $300, показывают одно и тоже время.
Будем ли мы носить с собой кошелек, который стоит 30$, или кошелек, который стоит 300$ — оба вмещают одинаковую сумму денег.
Будем ли мы ездить на автомобиле стоимостью 150 000 долларов или на машине стоимостью 30 000 долларов — дорога и расстояние одинаковы, и мы достигаем того же места назначения.
Если мы выпьем бутылку стоимостью 300 долларов или вино стоимостью 10 долларов, то «кайф» будет одинаковым.
В доме, в котором ты живешь, площадью 300 кв. метров или 3000 квадратных метров – ты одинаково одинок.
Ваше истинное внутреннее счастье исходит не из материальных вещей этого мира.
Если вы летите в первом классе или эконом-классе, и если самолет падает, то ты падаешь вместе с ним.
Итак
Надеюсь, вы понимаете, что когда у вас есть друзья, или кто-то, с кем можно поговорить, то это настоящее счастье!
Пять неоспоримых фактов:
1. Не воспитывайте своих детей, чтобы они были богатыми. Воспитывайте их, чтобы они были счастливы. Поэтому, когда они вырастут, они будут знать ценность вещей, а не их цену.
2. Ешьте еду как лекарство. В противном случае вы должны есть свое лекарство в качестве пищи.
3. Те, кто вас любит, никогда не покинет вас, даже если у него есть 100% причин отказаться от Вас — он или она всегда найдет одну причину быть стойким и не оставить Вас.
4. Существует большая разница между тем, чтобы быть человеком и тем, чтобы быть человечным.
Если вы просто хотите идти быстро, идите в одиночку! Но если вы хотите уйти далеко, идите вместе!
Шесть лучших врачей мира:
1. Солнечный свет
2. Отдых
3. Спортивная зарядка
4. Диета
5. Уверенность в себе
6. Друзья
Держите их на всех этапах жизни и наслаждайтесь здоровой жизнью».
Из сети
Кaк общaться с пожилыми родитeлями. Саша Галицкий
Кaк общaться с пожилыми родитeлями:
10 простых правил
1. Не ждaть удовольствия от общeния
Если вы не будeте ждать удовольствия от взаимодействия с пожилыми родствeнниками, вероятность, что вы его все же получите, повышaется. Удовольствие можно получить от себя.
Например: если мeня ждет тяжeлый разговор с родитeлем, я должен удержаться от собственного гнева. Одну сeкунду мне будет тяжело, а все остальное время я буду получать удовольствие от того, что сдeржался. Это такая детская игра, которая назывaется «слабо»: Слабо удeржаться? Слабо не злиться? Я работаю с пожилыми людьми последние 15 лет.
Когда они нaчинают меня есть, я стараюсь сдeрживаться, а потом понимаю, что обижаться не на кого: это не просто нaши родители, это мы с вами через 20, 30, 40 лeт.
2. Рулить
Мы привыкли, что родитeли управляют нами. Они сильные люди, и совет дадут, и помогут.
Но вдруг наступaет момент, когда нужно взять руль на себя: тепeрь ты сильный и должeн управлять ситуацией. Они хотят, чтобы мы были успeшными. Если я прихожу к родителям и начинаю жaловаться, они уже не могут ничем мне помочь.
Поэтому я разделил две прaвды: есть правда хорошая и есть правда, которую им лучшe не знать никогда. Наше блaгополучие — залог их успеха, об этом нужно все время помнить.
3. Не пытаться их менять
Когда мы были мaленькими, взрослые здорово поели нам мозг рассказами о сосeдском мальчике, который лучше учится и слушается родителей. Когда они стaновятся пожилыми, мы начинаем отвечать им тем же: «Смотри, сосeдка каждый день гуляет, а ты целыми днями дома сидишь».
Мы пытаeмся их исправить, хотя нужно принимать их такими, кaкие они есть. Не нужно пытaться в них что-то впихнуть, они уже не подлежат модeрнизации.
Мы можем их только принять. Если человек курил до 80 лет, скорeе всего, он уже не бросит. Как шутит один мой подопечный: «Я делаю дыхaтельные упражнения, пока сигареты не кончатся».
4. Знaть их «технические характеристики»
Нужно aбсолютно точно знать, с кем мы имеем дело. Надо понять, что такое чeловек не видящий, не слышащий, не могущий встать. Чтобы понять, что тaкое слепой человек, попробуйте очутиться на его месте: хотя бы порисуйте в тeмноте.
Наши старшие родственники каждый день видят, как уменьшаются их возможности. На мои уроки приходит суперуспешный человек 80 с чем-то лет — в прошлом бизнесмен, создатель сети магазинов в Израиле. Он подходит ко мне со слезами и спрашивает: «Ты мне поможешь?» Он страдает из-за постоянного уменьшения своих сил. Они борются со стрессом.
Один из моих учеников носит на спине устройство вроде металлической раскладушки, с которой он ходит весь день и которая держит ему позвоночник. На ночь он эту конструкцию снимает, но поворачиваться ему уже нельзя.
Другой мой подопечный однажды спросил, может ли он сидеть не справа, а слева от соседа. Оказалось, ему не нравится, как сосед поет. Когда я спросил, какая разница, с какой стороны сидеть, он ответил: «Правым ухом я уже не слышу».
Нам нужно пытаться понимать и учитывать эти вещи. Представьте на минуточку, что ваши родители постепенно переводят свой режим из автопилота на ручное управление. Они начинают пить таблетки по часам. Средняя продолжительность жизни сейчас — 80 лет.
5 из них человек болен и пару лет он нуждается в помощи. Нужно просто принять это и понять: окей, это нормальная история, плата за долгую жизнь.
5. Не вступать в конфликт
Я этому сам долго учился. Есть бронебойный снаряд, который пробивает любую шкуру: «Я в твоем возрасте был, а ты в моем — еще нет». И это действительно так.
Агрессия пожилых людей приходит от неудовлетворенности собой. Когда ты принимаешь причину агрессии, когда ты улыбаешься пожилому родственнику и не отвечаешь на его выпады, агрессия спадает. Если ответил — пропал.
Конечно, нужно уметь менять темы разговора, менять вектор. Попробуйте, например, в спокойной ситуации в разговоре с родителями взять и поменять тему. Это упражнение поможет вам в ситуации конфликта.
6. Сострадать, но не жалеть
Сострадание — очень важная вещь. Причем нужно различать сострадание и жалость — это небо и земля.
Жалость обезоруживает нас: жалея человека, мы, как правило, ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным, в том числе циничным или деятельным.
7. Не спорить
Есть много моментов, когда очень хочется ответить. Одна из моих учениц заставила меня купить тяжеленную доску, мы два года выпиливали из нее скульптуру. Она потом жаловалась на меня всем: смотри, какую тяжелую работу он мне дал.
Я все это слышал и не отвечал. Я не могу напомнить ей: «Ты меня об этом просила», — она этого просто не помнит. Когда ты понимаешь, с кем имеешь дело, все становится гораздо проще. Ты получаешь отрицательную энергию, перерабатываешь ее в себе и отдаешь положительную.
8. Управлять впечатлениями
Когда мы молоды, у нас очень много впечатлений, а с возрастом их становится все меньше. Все, что отвлекает пожилых от невеселого образа жизни, очень важно. Они сидят перед домами на скамейках и обсуждают соседей именно потому, что им не хватает впечатлений.
Когда мы касаемся темы о том, как уберечь стариков от мошенников, все советы связаны с укреплением обороны: поставить железную дверь, камеру, запретить им подходить к двери. На самом деле ответ очень простой: их надо занять.
Нужно приглядываться к человеку, подсовывать ему что-то. Если хочешь, чтобы старик рано ушел, просто посади его на стул и начни сдувать пыль — долго не просидит.
Тетя моя, например, любила перепечатывать стихи Пушкина на старом компьютере. Или другая моя знакомая — 80-летняя бабушка — уже не слышит ничего, зато плавает пятью стилями в бассейне.
Хорошо, когда есть общение с внуками — главное, чтобы внукам это не навредило. Ко мне приходят ученики и говорят: как быстро время прошло, я и не заметил. Ежедневно приходят 40 человек. Когда начинается интеракция между ними — это тоже обмен впечатлениями. Они обсуждают и меня — это нормально.
Один из подопечных мне сказал: «Ты для меня как две рюмки водки». Впечатления бывают разные, не всегда хорошие. Однажды мои клиенты выволокли стулья на балкон и смотрели, как человека вылавливают из бассейна и увозят на скорой, — это тоже впечатление. Мы можем постараться сделать так, чтобы впечатления были только хорошие, но мы не всесильны.
9. Не винить себя
Чувство вины преследует всех. Что бы ни происходило, остается ощущение того, что недоделал, недодал, неправильно вел себя с родителями. Не надо себя винить.
Виновато время. Это замкнутый цикл, который не зависит от нас. Надо понять, что человек, который приближается к границе жизни и смерти, прежде всего обращен в себя и пытается упорядочить свое прошлое.
Я общался со многими пожилыми людьми, которые вспоминают то, что было 40–50 лет назад, и пытаются все это разложить по полочкам. Память устроена как бутылка с песком. Когда ты ее переворачиваешь, события вчерашнего дня улетают сразу, а на донышке остаются мама и папа. Люди уходят в себя, и мы не виноваты в этом, мы должны это понять, смириться с этим и постараться дать им как можно больше.
В любом случае нужно беречь себя. Надо научиться отдыхать. Если постоянно жить жизнью пожилого человека, в итоге останешься виноват: тебя обвинят в том, что у тебя все не сложилось. Почему ты не женился? Почему не родила детей?
10. Прощать
Нужно научиться оставлять обиды во вчерашнем дне. Это как компьютер — ты его перезагрузил и начинаешь работать снова. Если сегодня ты не простил своего деда, завтра — может так случиться — его уже не станет.
Я наладил отношения с матерью после того, как оставил какие-то темы незакрытыми. Когда мне было 20, я думал: вот сейчас я немножко объясню и она поймет. Она не поняла. Поэтому я научился не закрывать темы, а просто перешагивать через них.
Но чтобы прощать, надо иметь силы. Есть много техник восстановления: можно медитировать.
Лично я придумал для себя технику «5 минут»: просто выхожу из помещения, сижу пять минут и ни о чем не думаю.
Потом возвращаюсь с новыми силами, чтобы опять иметь возможность сострадать. Одна из главных моих заповедей — умейте их рассмешить. Веселый старик не опасен.
© Саша Галицкий
Из сети
Константин Сергеевич Станиславский
В день своего семидесятилетия Станиславский оторвал клочок от бумаги, в которую были завернуты цветы, и по просьбе артистки Тихомировой что-то быстро написал ей на память…
Вот эти слова: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу; жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант! Выше этого счастья нет.
А успех? Бренность. Какая скука принимать поздравления, отвечать на приветствия, писать благодарственные письма, диктовать интервью. Нет, лучше сидеть дома и следить, как внутри создается новый художественный образ.
Из сети
Неизвестный Станиславский: О чем легендарный режиссер говорил со Сталиным, и какие тайны хранил всю жизнь.
80 лет назад ушел из жизни легендарный режиссер, актер, педагог, реформатор театра, основатель МХТ Константин Станиславский.
Он создал уникальную систему актерского мастерства, по которой вот уже 100 лет учатся актеры во всем мире.
Но кроме хрестоматийных фактов вроде крылатой фразы «Не верю!», широкой публике крайне мало известно о его жизни.
Какие тайны режиссер скрывал, и от чего предостерегал самого Сталина, – далее в обзоре.
Будущий режиссер появился на свет в Москве в 1863 г., однако Константин Станиславский родился намного позже, чем Константин Алексеев – таким было его настоящее имя.
А звучный псевдоним он взял себе только в 1885 г., позаимствовав его, по одной из версий, у оставившего сцену актера-любителя.
В детстве никаких выдающихся способностей и талантов он не демонстрировал и даже не окончил начального образования, так и оставшись недоучившимся гимназистом.
Его бабушка была знаменитой парижской артисткой Мари Варлей и, возможно, увлечение театром передалось ему генетически.
Учебу мальчик воспринимал только как досадную необходимость отвлекаться от любимого занятия: «Мешало всему лишь проклятое ученье. В ящике стола была всегда спрятана какая-нибудь театральная работа, – либо фигура действующего лица, которую надо было разрисовать и раскрасить, либо часть декорации, куст, дерево, либо план и эскиз новой постановки.
На столе книга, а в ящике – декорация. Лишь только учитель выйдет из комнаты, тотчас декорация попадает на стол и прикрывается книгой или просто прячется в самое ее нутро. Пришел учитель, я повернул страницу, и – все скрыто.
На полях тетрадей, книг рисовались планы мизансцен. Поди уличи, что это план, а не геометрический чертеж».
Станиславский рос в многодетной купеческой семье, в которой было 9 детей. Отец был известным фабрикантом и промышленником, и после 7 класса гимназии Константин пошел работать к нему на фабрику, которая занималась производством канители – тончайшей золотой нити.
В то время дела там шли плохо, в производстве случился застой, но тут ситуацию спас вчерашний нерадивый гимназист: неожиданно для всех он оказался талантливым управленцем.
Сначала Константин отправился за границу, чтобы изучить технические новинки, а по возвращении предложил переориентировать производство с канители на электротехническую проволоку.
После этого доходы фабрики стремительно взлетели. Он всегда следил за техническими новинками и гордился тем, что был ровесником эпохи глобальных перемен: «Я родился в Москве в 1863 году – на рубеже двух эпох. Я еще помню остатки крепостного права, сальные свечи, тарантасы, дормезы, эстафеты, кремневые ружья, маленькие пушки наподобие игрушечных.
На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны – проволочные, беспроволочные, радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия».
Одну из семейных тайн режиссер оберегал на протяжении всей жизни. Дело в том, что один из младших братьев Константина Станиславского на самом деле был его сыном: когда юноше было 20 лет, крестьянская девушка Авдотья Копылова родила от него ребенка. Незаконнорожденного младенца усыновил отец Станиславского, дав ему свое отчество и фамилию.
Впоследствии Владимир Алексеев стал профессором МГУ, доктором наук, автором первого учебника для вузов по античной истории.
Всю жизнь Константин Станиславский прожил с одной женщиной – своей женой, актрисой Марией Лилиной (настоящая фамилия – Перевощикова). У них родилось трое детей, но старшая дочь умерла в младенчестве от пневмонии.
Какое-то время Мария Лилина была увлечена актером В. Качаловым, который не мог себе позволить открыто проявлять чувства к жене своего наставника. Когда на склоне лет Лилина тяжело болела и перенесла ампутацию ноги, она стойко переносила эти испытания, считая их расплатой за свое увлечение.
Сам Станиславский всегда был объектом обожания женщин, но он был примерным семьянином, а его единственной страстью был театр.
Реформы Станиславского в театре поначалу многие воспринимали в штыки. Режиссер вспоминал: «Нас презрительно называли любителями. Говорили, что нет ни одного настоящего профессионала, что их заменяют экстравагантные костюмы, обстановка и поведение на сцене».
Театральные эксперименты приносили большие убытки, предложенная Станиславским система актерского мастерства поначалу не давала видимых результатов, и режиссер сильно сомневался в том, что выбрал верный путь.
Но несмотря на неудачи и критику, Станиславский в театре действовал так же решительно, как до этого на фабрике, не задумываясь разрушая установленные традиции: «Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».
И вскоре его заслуги признали во всем мире. «Может быть, русские и отстали от нас в политической жизни. Но, Боже, как они опередили нас в искусстве!» – писали о театре Станиславского в европейской прессе.
МХТ был основан после встречи с Немировичем-Данченко в 1897 г. Тогда они проговорили 18 часов кряду, обсуждая детали стратегии развития нового театра. В 1901 г. из названия Московского художественного театра исчезло слово «общедоступный», и он стал именоваться «академическим» (МХАТ). С 1912 г. при театре начала работать студия, готовившая актеров по системе Станиславского.
Режиссер несколько раз встречался со Сталиным, но никогда не ориентировался в иерархической системе советской власти.
В актерских кругах ходила такая байка. Однажды на спектакле Станиславский сидел в одной ложе со Сталиным, и тот, просматривая репертуар, задал ему вопрос: «Почему мы давно не видим в репертуаре «Дни Турбиных» писателя Булгакова?»
Станиславский приложил палец к губам и сказал ему на ухо, показывая пальцем вверх: «Они запретили! Только это ужасный секрет!».
На что Сталин ответил: «Они разрешат! Сделаем!»
Ходил еще и такой анекдот: однажды после спектакля Сталин подошел к Станиславскому со своей «свитой» и сказал: «Что-то скучно у вас в театре…».
После этого сопровождавшие начали бурно обсуждать недостатки спектакля. Выдержав паузу, Сталин добавил: «Во время антракта». И все тут же принялись восхищаться постановкой.
Политическая наивность и простодушие легендарного режиссера имели поистине анекдотические масштабы. Однажды Сталин спросил у него, не мешают ли ему «неучи из политпросвета»: «Вам же приходится сдавать спектакли политическим недорослям, далеким от искусства…
Вас контролируют невежды из охранительных ведомств, которые только и умеют, что тащить и не пущать…
Вот меня и волнует: очень ли мешают вам творить эти проходимцы?» На что Станиславский простодушно ответил: «Иосиф Виссарионович, тише, тише, здесь же кругом ГПУ!»
В 70-летнем возрасте, за 5 лет до своей смерти легендарный режиссер признавался:
«Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант! Выше этого счастья нет!».
Инет
В 1938 году вышла его книга «Работа актера над собой», уже посмертно. Десять долгих лет режиссер боролся с болезнью и творил, превозмогая боли. Скончался Константин Сергеевич 7 августа 1938 года.
У Станиславского немало наград, однако ярче самых громких званий о его таланте свидетельствуют театральные постановки, на которых училось не одно поколение режиссеров и актеров. В их числе следующие ставшие легендарными спектакли:
«Дядя Ваня»;
«Три сестры»;
«Вишнёвый сад»;
«На дне»;
«Синяя птица»;
«Доктор Штокман»;
«Горе от ума»;
«Месяц в деревне»;
«Моцарт и Сальери»;
«Ревизор»;
«Безумный день, или Женитьба Фигаро»;
«Дни Турбиных» и другие.