Второе дыхание. Рассказ из сети

размещено в: На закате дней | 0

Второе дыхание.

С похорон своей Валентины Александр Степанович отправился прямиком в родную деревню. В квартире, в которой он жил с женой до последнего её часа, он оставаться больше не мог, да и незачем было — вскоре она переходила в собственность сына его драгоценной Валечки, а общих детей у них не было…

Улетела на небеса милая, ласковая, незаменимая… Оставила Александра Степановича вдовцом доживать свой век.

Вот и шагал он от автомагистрали в деревню, в которой жили и умерли его родители и в которой он не был уже много лет. Что там с домом? Не одряхлел ли совсем, не рухнул ли?

Cтояли последние майские деньки, пыль ещё не успела приглушить яркость молодой листвы, небо звонко стригли крыльями неутомимые ласточки…

«Как хорошо, что жизнь продолжается и после нашего ухода!» — думал Александр Степанович. Два стента в сердце и перенесённый инфаркт позволяли надеяться на то, что разлука с Валентиной долгой не будет.

Ну, а пока что житейские хлопоты никто не отменял… Проходя мимо соседского дома, остановился возле сидевшего на скамейке Егорыча.

«Надо бы в магазин сходить, водки купить да помянуть с Егорычем Валентину», — подумал Александр Степанович.

— Угощать меня не надо, я сегодня свою норму выполнил. — Егорыч как будто прочитал мысли Александра Степановича.

— Завтра меня опохмелишь! Понял Александр Степанович, что отсюда помощи не дождаться, пошёл в избу своей троюродной сестры Веры — за инструментом, чтобы прибитые к дому доски оторвать. Да так и заночевал у неё, а утром с её сыном Лёхой вдвоём взялись за дело.

За несколько дней привели дом во вполне жилое состояние. Вот только полусгнившие наличники Вера строго-настрого велела поменять, потому как наличники — вход в душу хозяйскую…

Сохранившийся от отца столярный инструмент радовал руки и грел душу. Александр Степанович сам взялся мастерить новые наличники.

Решил про себя: «Неужели я, бывший лётчик-испытатель, подполковник в отставке, не справлюсь с работой, которую должен уметь делать каждый нормальный мужик?!». Cправился.

А когда на его окнах засияли новенькие жёлтые резные наличники, появились заказчики. И приезжие, и из местных.

Пенсии Александру Степановичу вполне хватало, но от того, что люди нуждаются в плодах его труда, на душе становилось теплее…

Пригнал из города свою видавшую виды, но ухоженную Шевроле-Ниву, и дело пошло. Однажды приснился ему сон, после которого его весь день не оставляло чувство обиды.

Приснилось ему, что стоит он на пороге той квартиры, в которой жил он со своей Валечкой, а она ему говорит, да так строго: «Уходи отсюда, я тебя не пущу! Нечего здесь без дела шататься!»

Никогда Александр Степанович от Валентины слов таких не слышал. И ещё что обидно — так это то, что в доме полно каких-то людей, которые там живут, а ему места не нашлось! Смешно, конечно — сон ведь, а обида долго в душе держалась…

Вечером того же дня, возвращаясь из магазина, чуть не наткнулся он на сидящего на крыльце мальчишку лет восьми. Пацан был тощий и чумазый. На щеках отмытые бороздки — видно, плакал. Назвался Гришкой. На вопрос, почему он, на ночь глядя, не дома, ответил, что мамка набила, рассердился и ушёл.

Видел Александр Степанович, что что-то тут не так… Кроссовки на мальчишке разные, хоть от грязи это и не очень-то заметно. Штаны тоже грязные, рваные… Накормил его, напоил молоком, принесённым от Веры, и отправил к матери.

А утром не удивился тому, что Григорий спит на его крыльце, завернувшись в половичок. Взял его на руки и перенёс на диван, а пацан так и не проснулся.

Когда гость всё же проснулся, отмыл его — грязь так и отлетала кусками. Вернулся, сказал ночью. Пришёл домой, а мамки там нет, — вместо неё дядьки пьяные ругаются. Оставил Александр Степанович гостя за завтраком и пошёл прояснить ситуацию к Вере.

— Знаю, знаю, о чём будешь спрашивать, — ответствовала сестра.

— Мать у него наркоманка. За два года после гибели Гришкиного отца совсем скатилась. Да здесь таких полно! Ни опека, ни защита прав ребёнка у нас здесь не работают!

В прошлом году тут такая парочка по пьянке детей в доме заморозила — в чулане закрыли, а открыть забыли.

И Гришка у Эльвиры эту зиму не перезимует — уморит она его. Совсем одурела! Александр Степанович отправился на другой конец деревни к Эльвире.

То, что он увидел, превысило его самые худшие ожидания: нечто грязное, оборванное, сине-фиолетового цвета, когда-то бывшее женщиной, потребовало с него за право воспитывать и кормить её сына бутылку водки. Содрогнувшись от отвращения, Александр Степанович пошёл домой.

У крыльца Гриша домывал последнее колесо Нивы. Машина сияла на солнце, как новенькая… Вечером, укладываясь спать на надувном матрасе, Гриша попросил разрешения звать Александра Степановича папой Сашей. Папа Саша, ведь мы теперь семья, с надеждой заглядывая в глаза Александру Степановичу, спрашивал Гриша.

— Ну, конечно, семья! — отвечал ставший вдруг папой Александр Степанович.

— А ведь хорошо, когда в семье есть женщина!

— Ты меня женить, что ли хочешь, дружок? — спросил новоиспечённый папа.

— Да нет, не женить! Ну, я потом тебе всё расскажу! На следующий день, вернувшись от заказчика, Александр Степанович увидел возле дома уже двух тружеников.

Небольшой клочок земли величиной метра в два квадратных был тщательно обработан. Во свежевскопанную землю Гриша и худющая девчонка в резиновых сапогах сажали лук. Вот, подружайка моя, Лизка! — смущаясь, объяснил Гриша.

— Банку лука украла — сажает. Женщины ведь и должны что-нибудь сажать и растить, или детей рожать — а то какие же они женщины!

А Лизка, она хорошая — у своих не ворует! Десятилетняя Лизка рассказала, что мать её прислала из соседнего села к бабушке, а бабушка уже год как умерла, и дом её заколочен.

— А как же…?

— А мамка забыла, что бабушка умерла. Она на похороны ездила пьяная, а с похорон её тоже привезли пьяную и из машины около дома выгрузили. А я подумала, ну, раз мамка из дома выгоняет, так что же — буду жить самостоятельно!

А можно, я в вашей семье жить буду? Я всё умею, всё буду делать — и стирать, и еду варить, и на огороде работать! Вид у Лизки был такой жалкий и виноватый, как будто она что-то украла у Александра Степановича…

«Так вот почему гнала меня Валентина! — понял Александр Степанович.

— Здесь, на Земле, у меня есть ещё дела…»

Вечером состоялся важный разговор с Верой.

— Ну, хорошо, прокормишь ты этих беспризорников, а с законом как?! Ведь у них матери есть!- предупреждала Вера.

— Да не в этом дело! Уладил бы я эти дела, да сколько проживу — не знаю!

Вот принёс я тебе, Вера, свою заначку — если что с мной случится, найди им детский дом получше или на себя опеку оформи. И протянул ей завернутую в газетную бумагу пачку купюр: «Здесь две тысячи долларов.»

«Так вот почему меня Валечка к себе не пускала! Значит, поживу пока, значит мои земные дела пока не закончены! — думал Александр Степанович, шагая к своему дому.

— Да, не скажешь лучше, чем Пушкин — дни наши сочтены не нами!»

Из сети

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Уитни Элизабет Хьюстон

размещено в: Певцы и певицы | 0

ОНА ЖИВА, ПОКА ЗВУЧАТ ЕЕ ПЕСНИ

Американская поп-, соул- и ритм-энд-блюзовая певица, актриса, продюсер, фотомодель.

Ровно 10 лет назад она покинула наш мир. Одна из самых коммерчески успешных исполнительниц в истории мировой музыки. Любимая и неповторимая!

В день её погребения, по распоряжению губернатора штата, в Нью-Джерси приспустили все национальные флаги. Этой последней почести обычно удостаиваются лишь скончавшиеся государственные деятели. Артист живет до тех пор, пока звучит его Песня. И если это утверждение правдиво, то УИТНИ ХЬЮСТОН бессмертна….

Из сети

«От меня всегда ожидали больше, чем я — от себя самой. Когда пришла слава, я смотрела вокруг и удивлялась: «О ком они говорят?» Уитни Хьюстон знаменита прежде всего как талантливая исполнительница, актриса, продюсер , обладательница множества профессиональных наград и премий музыкальной индустрии.

Согласно Книге рекордов Гиннесса, она — артистка с самым большим количеством премий и наград: за свою блестящую карьеру она завоевала более 400 трофеев. Среди них — две американские телепремии «Эмми», шесть «золотых граммофончиков» «Грэмми».

Уитни Элизабет Хьюстон (англ. Whitney Elizabeth Houston) родилась 9 августа 1963 года в штате Нью-Джерси (США). В детстве она пела в церковном хоре, а в юности была довольно многообещающей фотомоделью. Уитни принимала участие в различных музыкальных проектах как бэк-вокалистка, снималась в рекламе и работала актрисой в телешоу.

Одновременно Хьюстон изучала танцы и актерское мастерство. Очень сильный и красивый голос помог ей быстро приобрести популярность в музыкальной среде. Поначалу Уитни работала на подпевках у различных артистов.

В 18 лет Хьюстон подписала контракт с известным менеджером Д.Харви, под руководством которого она продолжила карьеру модели и усилила работу над голосом. Спустя пару лет, которые были посвящены становлению ее вокального мастерства и налаживанию контактов в музыкальном мире, Хьюстон приступила к большой работе.

В 1985 году она подписала контракт со звукозаписывающей компанией «Arista Records». Дебютный одноименный альбом Хьюстон дал сразу три топ-сингла и разошелся тиражом в 13 миллионов копий только в США, что стало рекордом по количеству продаж дебютного альбома для сольной исполнительницы. Сам альбом собрал положительные отзывы критиков.

Далее Хьюстон начинает выступать во многих популярных вечерних шоу, прежде обычно закрытых для темнокожих исполнителей. Окончательное признание молодой певицы приходит после серии престижных наград, включая «Grammy».

В последующие годы Уитни было выпущено еще несколько альбомов, которые также имели большой успех. Уроки танцев и актерского мастерства тоже принесли свои плоды, дав ей возможность создавать динамичные клипы на MTV.

Но всемирная слава пришла к Уитни после выхода на мировые экраны в 1992 году фильма «Телохранитель», в котором она сыграла одну из двух главных ролей и исполнила основные музыкальные партии. Фильм собрал свыше 400 миллионов долларов, а первая песня этого альбома – «I Will Always Love You» – стала мировым хитом.

«Телохранитель» был дебютом Хьюстон в кино и принес ей оглушительный успех, ее заметили в качестве актрисы. Последовали съемки еще в двух картинах – «В ожидании выдоха» (1995) и «Жена священника» (1996).

Помимо работы в кино и на эстраде, выпуска дисков, а также воспитания дочери Уитни активно занималась благотворительностью, участвуя в мероприятиях различных фондов и организаций. Она основала свой Детский фонд Уитни Хьюстон, чья деятельность заключается в помощи бездомным детям и детям, больным раком и СПИДом.

До последних дней Уитни Хьюстон продолжала оставаться популярной певицей, поп-дивой. Общий тираж её пластинок превысил 140 миллионов экземпляров.

Уитни Элизабет Хьюстон скончалась 11 февраля 2012 года. Она была найдена без сознания в номере гостиницы «Беверли Хилтон» в Лос-Анджелесе, приехавшая «Скорая помощь» помочь уже не смогла. Певица скончалась в возрасте 48 лет.

9 августа 1963 — 11 февраля 2012….

Уитни Хьюстон! Она ушла из жизни преждевременно, но успела стать легендой. Эту «дорогую надтреснутую вазу» оценили по достоинству. Она является обладательницей многочисленных музыкальных наград, в числе которых «Грэмми».

Хьюстон была очаровательной и харизматичной! Несмотря на запутанную личную жизнь, алкоголь, наркотики и нервные срывы, а может и вопреки этому, Уитни продолжает оставаться великой певицей, поп-дивой.

Её песни слушают и поют до сих пор. Ее великолепный голос до сегодняшнего дня признается одним из лучших. К счастью, у нас есть прекрасная возможность вновь услышать её. Это восторг!

Рейтинг
5 из 5 звезд. 2 голосов.
Поделиться с друзьями:

Татьяна Черниговская о воспитании и образовании

размещено в: Учёные | 0

Татьяна Черниговская. «Учиться полезно потому, что вы физически улучшаете свою нейронную сеть». 

 Татьяна Владимировна Черниговская (род. 1947) — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ (2010).

По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика» (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ). Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному, и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.

Не начинайте учить ребенка слишком рано Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно?

Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития.

Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты.

Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть.

Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается.

А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Слушайте музыку и приучайте к этому детей Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети.

Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг.

Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно.

От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет.

Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое. Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили.

О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших. Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно.

У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку.

А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

 

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

Делайте перерывы Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар.

Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию.

Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить.

Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Из сети

Татьяна Черниговская: «Мы все вошли в какую-то другую цивилизацию…» Не знаю, все ли это осознали, но ясно, что мы все вошли в какую-то другую цивилизацию за последние годы. Совершенно непонятно, что это такое, но этот мир, в котором мы сейчас оказались, точно не такой, как все предыдущие тысячелетия.
 
Потому что, хорошо, человек двигается на лошади или на велосипеде, или на медленно идущем поезде – это одна история. А человек, который летает в космос и за шесть часов перелетает через океан на другой континент, – другая история.
 
И вот этот весь виртуальный мир, в котором размыты географические границы, – вы не знаете – человек, с которым вы беседуете по скайпу или он вам пишет, находится в соседней комнате или в Гималаях? Более того, вы даже не знаете — реальный это человек или нет, или это группа людей, ну и так далее.
 
Все как-то разъехалось. Разъехалась география, разъехалось время, разъехалась идентичность людей. И как нам из этого выпутываться – тоже непонятно. Я вообще алармистка, я не паникерша, но опасности вижу очень много, в том числе и на этом пути.
 
Мы умом не тронемся от этого мира? Мы вообще это можем переварить, вот эти антропологические изменения, которые в мире произошли? Ясно, что дети, которые вырастают, – это совсем другие дети, потому что они в другом совсем мире живут.
 
Доступность информации огромная. Что с этой информацией делать? Я помню, когда я писала кандидатскую диссертацию, был вопрос – где взять литературу? Сейчас вопрос – как от нее избавиться, куда ее деть, эту информацию?
 
Каждый день приходят десятки статей, даже если взять (я во многих областях работаю одновременно), но, если взять любую из этих областей, то по каждой из них каждый день выходят десятки статей. Я не беру плохие статьи, даже хороших выходят десятки, научных. Значит, их не только нельзя обдумать, их даже нельзя прочесть. Получается парадоксальная ситуация, что информация что есть, что нет. То есть она есть, а что с ней делать? Ты просто не можешь, иначе ты будешь только читать. В общем, какая-то беда. Как с этим быть, непонятно.
 
Также непонятно, как организовывать образование в таком случае? Я, как маньячка, все время говорю, что мы же не можем держать детей в школе по 16 лет, чтобы все это пройти. С другой стороны, мы не можем делать вид, что все закончилось на Ньютоне, правильно, потому что после Ньютона много чего произошло. Значит, если мы скрываем информацию, потому что мы ее не успеваем сказать детям, значит, мы их обманываем.
 
Как научить правильно классифицировать и упаковывать информацию? Вот в этом смысле компьютер – хороший пример… У меня папочка есть, называется на одном компьютере «Другое», а на другом – «Ада». Эти папки можно спокойно стереть, потому что в них гигантское количество свалки лежит. Она что есть, что нет, ее все равно разобрать нельзя. То есть это я сама с собой играю в игру, как будто я сохранила, а найти-то не могу все равно. Вот в голове-то у нас то же самое происходит.
 
Как это найти? Вот я хочу, чтобы всем было понятно – мозг запоминает все, мимо чего он прошел, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг не решето, ничего не высыпается из него. Поэтому не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми – это все там и осталось, весь этот яд там лежит
. Вы о нем не знаете до поры до времени, во-первых. Во-вторых, мозгу глубоко наплевать на то, знаете ли вы про это или нет, потому что он своей жизнью живет, что хочет, то там и делает.
 
Есть еще вот такая прелестная вещь, о которой, кстати говоря, всем не вредно бы знать, – у нас есть в мозгу так называемые «Зеркальные системы». Это системы, которые открыл Джакомо Резолатти, замечательный ученый. Они представляют собой вот что: они включаются не тогда, когда вы сами что-то делаете, а когда вы наблюдаете за тем, как это делает Другой.
 
Слово «Другой» с большой буквы. Вообще, любой Другой. Это основа для коммуникации, основа для любого обучения. Потому что люди, у которых диагноз «Аутизм» или «Шизофрения» – у них поломаны эти системы. Они живут в своем собственном мире, совершенно не имея никакой возможности из него выйти и посмотреть на ситуацию другими глазами.
 
Когда говорят, да зачем ребенка учить писать, в прямом смысле писать, а не на компьютере набивать. Зачем? Он там все исправит, ни почерк, ничего не нужно. Это очень плохая мысль – вот я с другого конца начну. В Древнем Китае люди, которые претендовали на то, чтобы занять положение высокого государственного чиновника, должны были сдавать два экзамена. Никогда не догадаетесь, что за экзамены. Первый – каллиграфия, и не потому что он сам писал, там было сколько хочешь народу, которые вместо него будут писать, он должен уметь.
 
Это первый экзамен, а второй экзамен тоже вам понравится – стихосложение. Это одни и те же зоны в мозгу. Мудрая цивилизация! Потому что они понимали, что это другой тип сознания, другой тип умений. Компьютер стихи не пишет, то есть «Розы-мимозы» он напишет, но если Бродского — не напишет, потому что это другой тип ментальности, очень важный. Не потому что это искусство, а потому что это другой тип, который никто на планете не умеет, кроме нас.
 
Я всегда привожу примеры из личной жизни. У меня была бабушка, которая не дожила до ста лет три месяца, к сожалению. Была умней меня в восемьсот раз. И стала она в этом возрасте не слышать, что в телевизоре – она очень умная была – она мне говорила: «А что, собственно, там смотреть? Там идет сплошная реклама, изредка перемежающаяся сюжетами, за которыми я не успеваю следить – и я не разбираю, что там говорят».
 
И я сапожник без сапог в чистом виде: я думала: ну ухо, слух. Я из Америки, еще не было здесь ничего, привезла аппаратик, который не видно было. Она все равно: «Да громко, только все равно я ничего не понимаю». Даже это на меня не повлияло, хотя это мои профессиональные знания. Я должна была это знать. Ухо-то здесь причем? Чем больше я ей добавляю децибелов, тем хуже делаю.
 
Это не ухо, это мозг перестал расшифровывать. Ей лезет децибелов сколько надо. Она не не слышит звук, а не идентифицирует этот звук, это совершенно другая вещь. Стратегия учения. Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой во владении каким-то материалом, который вы должны выучить, а помощью. Когда говорят: «ты отвлекаешься, поэтому не можешь выучить ничего» – отвлекается, и слава богу! Самое лучшее, что мы можем для себя сделать, это быстро что-то выучить и лечь спать.
 
Потому что перевод того, что к нам в мозг попало в нужный отдел мозга, из которого вы сможете это вынуть, – для того, чтобы вынуть, нужно спать лечь. Это доказанная вещь, я говорю не анекдот, а факт нейронауки. Я сова, если я раньше десяти вечера сяду делать что-нибудь осмысленное, не бумажки перебирать или файлы листать, а думать, мне самой писать надо или еще что-нибудь. Раньше десяти вечера – чистая трата времени, в моем случае. В моем, это не значит во всех.
 
Я знаю людей, которые в пять утра встают и работают как чумовые до восьми утра. Да мне лучше сразу утопиться в речке, я просто не могу этого делать и не смогу никогда – бесполезно. Вот то, что я студентам говорю и вам, извините за такую настырность, лучшее, что мы можем для себя сделать – это с собой познакомиться, как можно раньше.
 
Я какой? Я активный или я люблю сидеть, я люблю быть на сцене и мне нравятся аплодисменты или я люблю сидеть в углу, чтоб у меня настольная лампа была, чтоб только никто ко мне не входил? Тогда я должен работать в архиве, что я лезу-то на сцену, устраиваю себе стресс? Я умный или глупый? Ну себе-то можно это сказать? Я красивая или некрасивая? Дальше, кем я хочу быть? Может, я буду красавицей и умницей, и все. Хочу быть женой, хочу рожать восемнадцать детей, не хочу учиться в университете… Зато пироги пеку, как никто. Надо решить – моя цель какая? Всем нос утереть – это одна задача. Продвинуться в науке, потому что я хочу, чтобы мне рукоплескали, – это другая задача.
 
Занимаюсь наукой, потому что мне страшно интересно – мой случай. Как только мне перестанет быть интересно, я закончу в первую секунду, я вам клянусь.
Из сети
 
ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ, профессор СПБГУ ***
 
— Если бы мы предложили сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику и двоечнику Пушкину, а также возьмем физиков и химиков для приличия, — Менделеева («двойка» по химии), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и так далее, — они бы завалили экзамен.
 
Мы скажем: «По физике „двойка" тебе, Нильс Бор». Он ответит: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет по соседству». Именно за этот ответ!
 
— Мне не важно, чтобы ребенок знал, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне важно, чтобы он понимал, что происходит на этой планете. Все остальное «гугл» знает уже. Мне нужен тот, кому придет в голову очень необычная мысль. И это будет открытием. Открытие — это ошибки.
 
— Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Мы что хотим-то?
 
Ты не можешь играть с землетрясениями, с цунами. Ты не можешь играть с мозгом, это не игрушка, это опасно.
 
Поэтому люди должны представлять себе, что если они будут читать журнал «Лиза», жевать «Stimorol» круглые сутки, и «ведь я этого достойна» — шампуни читать, что на них написано на этикетке, и пятновыводители изучать, то пусть потом они не жалуются!
 
У них будет другой мозг, у миллионов людей. Потому что мозг строится на основе двух основных вещей — это генетика, против которой ничего сделать не можешь, и то, что на нейронной сети пишется.
 
Нейронная сеть строится во время жизни, и сейчас тоже, пока мы с вами разговариваем. Она строится каждую секунду, поэтому нельзя читать плохие тексты, нельзя слушать плохую музыку, нельзя есть плохую еду — это все одно и то же, потому что это попадает к вам и ничто никуда не высыпается. Мозг помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели, что унюхали и что услышали.
 
Татьяна Черниговская
 
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Ты говоришь, что вещи держат в плену

размещено в: О жизни | 0

Ты говоришь, что вещи держат в плену. Может быть, но тогда я просто распадусь без этого плена. Если не любить вещи, не любить уют, начнется тот холод, которого в мире и так слишком много.

Все счастье в этом тонком тепле, в тончайшем его слое, оно паром ложится на ледяные окна. Нагревать, закутывать, и если угодно, даже покрывать плюшем. Ко всему привязывать бантик, на всем рисовать цветочек. Как же иначе? 
Дмитрий Быков  «Остроумов, или Ученик чародея»

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями: