ВОВКА ИЗ 3 «Б»
Прозвенел школьный звонок, позвавший учеников и учителей на очередной урок. Старшеклассники, докуривая дорогие сигареты, побросали окурки. Лишь культурный красавец Олег Деев из 11 «а», оглянувшись и не увидев поблизости урны, с сожалением покачал головой. И тут, откуда не возьмись, мимо пробегал малец.
— Стой, — скомандовал Олег.
— Чего? — с неохотой спросил пацан.
— Вон, видишь урну?
— Вижу.
— Иди, брось в неё мой окурок.
— Да звонок же. И далеко она.
— Ты что, пострел, вздумал мне перечить?
— Ну, ладно, давай, — покорно произнёс младшеклассник.
— Тебя как зовут?
— Ну, Вовка из 3 «б».
— Смотри, Вовка, не брось окурок мимо урны.
— Ладно, — покорно отозвался тот.
Не добежав два-три метра до заветной урны, Вовка встретил учителя истории.
— Ты куда бежишь из школы? — поинтересовался тот.
— Да я, вот, окурок хотел бросить в урну, — бесхитростно ответил Вовка.
— Окурок? — с удивлением и возмущением спросил Павел Иванович Смирнов.
— Это не мой, — с тревогой заметил Вовка.
— Да ты ещё и врать научился. А ну-ка, пойдём в школу. И принеси мне свой дневник, я напишу родителям, как ты проводишь перемены.
Домой Вовка возвращался обиженный. Ему казалось, что в ранце за спиной лежат не книги и тетради, а кирпичи. Лямки жгли плечи. Настроение — подавленное. В дневнике учитель написал красивым почерком: «Ваш сын курит. Примите меры» — и расписался. И велел Вовке показать это матери и подтвердить то, что она прочитала, подписью.
Вечером, когда мать Вовки усталая пришла домой, то сразу направилась в кухню. Сын сидел в своей комнате и выполнял домашнее задание. Покосившись на дневник, Вовка взял его в руки и медленно, как на голгофу, побрёл к матери.
— Ты что, сынок? — спросила мать, увидев его грустное лицо и дневник в руках. — Двойку получил?
— Ты знаешь, что двоек я не получаю.
— Так что же? — заинтересованно спросила она.
— На, почитай.
— Не может быть. Ты что же курить начал? — прочитав написанное, возмущённо спросила мать.
— Нет, мама, я не курил и не курю.
И Вовка рассказал ей, что и как на самом деле произошло.
— Это надо же, невинного ребёнка так оскорбить, — с возмущением сказала мать.
— А ну-ка, принеси мне ручку. Я сейчас тут распишусь, я ему этому историку объясню, как надо воспитывать детей.
Взяв ручку, она после росписи учителя написала: «Прежде, чем наказывать ребёнка-ученика, надо сначала разобраться, а потом уж выносить свой вердикт. То, что Вы себе позволили, — выше всякой недопустимости».
Прочитав написанное, она осталась довольна и своим почерком, и грамотностью, а главное — смыслом. На следующий день, встретив Вовку в школьном коридоре, историк сразу вспомнил о своей записи в его дневнике.
— А ну-ка, Володя, подожди. Мама прочитала мою запись в дневнике.
— Да. Вот читайте.
— Так ты не куришь? — с некоторой растерянностью спросил учитель.
— Нет, — ответил Вовка и изложил свою новеллу случившегося.
— Да-а-а, — протянул озабоченный историк. — Нехорошо получилось. Давай дневник и подожди меня. Я сейчас в учительской напишу твоей маме слова извинения. Как её зовут?
— Алла Ивановна, — спокойно ответил Вовка.
Педагог открыл дневник и написал: «Уважаемая Алла Ивановна, я оказался не прав. Моя поспешность нанесла Вам большую психологическую травму. Готов любой ценой искупить свою вину. С уважением к Вам Павел Иванович Смирнов».
— Вот, Володя, твой дневник. Пусть мама обязательно прочитает. И ты меня, пожалуйста, извини.
Уже смеркалось. Дверь Вовке открыла мама. Дождавшись, когда она очутилась в своём штабе — кухне, он с детской готовностью и наивностью протянул ей дневник. Она прочитала, и лёгкая едва заметная улыбка победительницы появилась на её красивом лице.
— Ладно. Принимаю его извинения. Подай-ка ручку. Я попрошу его кое о чём.
— Сейчас, — произнёс Вовка.
Сев за чистый кухонный стол и немного подумав, она написала:
«Павел Иванович, я хорошо понимаю особенность Вашей работы. У Вас сотни учеников. С такой аудиторией можно что-то и не доглядеть. Я воспитываю своего сына одна, муж погиб. И очень попрошу Вас приглядывать за моим мальчиком по мере возможности. С уважением — Алла Ивановна».
— Сынок, — сказала она, возвращая дневник. — Пусть Павел Иванович это прочтёт обязательно.
— Ладно, скажу.
Только после последнего урока Вовка повстречал историка и протянул ему свой дневник. Тот с откровенной радостной улыбкой быстро взял его из детских рук. Открыв страницу для особых записей и прочитав, что там было написано, сказал:
— Володя, обожди меня немного, — и исчез в учительской.
Через минуты три он вернулся и протянул Вовке закрытый дневник. Там он оставил свою очередную запись: «Глубокоуважаемая Алла Ивановна, я очень рад, что Вы, после моей оплошности, доверяете мне присматривать за Вашим сыном. Я почту за честь исполнить Вашу просьбу. Постараюсь опекать его. С благодарностью — Ваш покорный слуга Павел Иванович Смирнов».
Когда сын вечером снова протянул матери свой дневник, она с нескрываемой улыбкой и женским интересом прочитала новое небольшое послание. Ручка уже лежала на столе. Алла Ивановна еле уместила свою весточку на исписанной странице: «Павел Иванович, я не сомневалась, что Вы — настоящий педагог. И по первому зову откликнулись на материнскую просьбу. У Вас большое сердце и настоящая душа. С горячим приветом Алла Ивановна».
На следующий день, подходя к школе, Вовка заметил учителя, одиноко стоящего в сторонке.
— Как ты себя чувствуешь, Володя? — поинтересовался историк.
— Нормально.
— А мама?
— Тоже хорошо.
— А домашнее задание выполнил?
— Да. И стихотворение выучил.
— Вот, молодец. Вот, хорошо. А-а-а, — протянул смущённо Павел Иванович.
— Возьмите дневник. Но там уже нет места, чтобы что-то написать.
Учитель бережно взял Вовкин дневник и с ещё большим интересом, чем раньше, прочитал тёплые слова в свой адрес.
— Володя, в конце дня я передам с тобой письмо. Хорошо?
— Да, ладно. Мне не трудно.
Целый месяц изо дня в день Вовка по совместительству работал школьным почтальоном, доставляя корреспонденцию от матери к учителю и от Павла Ивановича к Алле Ивановне.
Потом вдруг почтовая связь прекратилась, и мать сказала сыну:
— Володя, я сегодня иду в театр, меня пригласили. Ты сможешь вечером побыть дома один?
— Попробую, если для дела нужно.
— Для дела, сынок, очень важного для меня.
И ещё целый месяц Вовкина мама ходила то в кино, то в театр, то на вечер поэзии, то на выставки. А как-то вечером, придя с опозданием, позвала Вовку к себе и сказала:
— Сынок, у меня и у тебя завтра, в воскресенье, особенный день: пойдём с тобой в детское кафе. Там будет и Павел Иванович. Мы хотели с тобой посоветоваться. Ты не против?
— Нет. Если для дела, то я готов.
В кафе Вовке накупили всяких сладостей и напитков. Он ел их, а они будто и не убавлялись. Потом мама похвалила сына за хороший аппетит и сказала, волнуясь:
— Володя, мы с Павлом Ивановичем решили с тобой посоветоваться.
— Советуйтесь, если нужно для дела.
— Вот и хорошо, вот и умничка. Володя, мы с Павлом Ивановичем решили связать наши судьбы.
— И чем же вы их будете связывать? — наивно спросил Вовка.
— Володя, — в разговор вступил Павел Иванович, — это мама сказала образно. Если быть более точным, то нас связывает взаимная любовь. Как у старшего мужчины в семье, я прошу руки твоей мамы. Не отказывай мне, пожалуйста.
— Да-а-а, протянул Вовка из 3 «б», — с вами действительно закуришь.
— Как ты прав, Володя, — мягко по-отцовски сказал историк. — Кто мог подумать, что чужой окурок станет приятным поводом познакомиться с твоей очаровательной мамой.
— Ладно, раз для дела нужно, то я согласен. Вот моя мужская рука. — И он протянул Павлу Ивановичу свою детскую ручонку.
— Володя, Вовчик, милый наш, дорогой. Как мы рады, — бросились обнимать и благодарить его Алла Ивановна и Павел Иванович.
— Володя, что тебе подарить в этот знаменательный для всех нас день? — спросил Павел Иванович.
— Если для дела, то подарите мне новый дневник. А тот возьмите себе на память…
© Владимир Цвиркун
Говоры Зауралья
Говоры Зауралья, в частности говоры Шадринского района, начали изучать еще в 19 веке. В 1895 году Н.П. Ночвин составил «Крестьянский словарь — или практическое разъяснение слов, употребляемых крестьянами Зауральскаго края Пермской губернии».
Вот некоторые образцы диалектной речи:
«Мы ить плохо жили. Ись было нечо. Хлеб-от со жмыхом, как костика, рот дерет. Поедим да ревем. Мама ругацца: «Чо на вас урос напал? Счас нахропаю». А у нас слез цело беремя. Носить было нечо. Одеемся как чучелы, во все дыры дует. Да чо вспоминать, душу бередить..» (А.И. Хохлова, Шадринский район).
«Мы вот с Петровной счас улочку дали. Пойду пельмени ретешны варить, где-то настряпаны. Сметаны-то нет, но кринка ссе-лая есь. Внук-от где-то, покось такой… Дома ли? Дырка свись, буканушка дома не любит Ой, глаза да глазоньки за ним. А у Петровны-то куда с добром» (В.Е. Осипова, Каргапольский район).
«Да Степаниха-то вышла на робят, дак они вставили ей двои ходы. Только зубы выставляли. А уж она и так, и так… Все в добры хотела войти. Но все никак. Мужик-от тоже глаз воротит, то заорет — горло неопушное… Вот и заболела. Не за здорово живешь» (Д.И. Зырянова, Шатровский район).
Служили в Германии, узнала землячку по говору:»Девки, как я ись хочу!»
ВЁдро – хорошая погода, БаскОй — красивый
ПосЮда пройдем(здесь пройдем)
голик — веник, дикошарый — взбалмошный;
заныкать — запрятать; турнуть — заставить; тожно — после этого
гоношиться — готовиться к чему-либо, суетиться.
У меня знакомая женщина рассказывала, про мужа и про свой быт, и говорит «Федя подстригат парней и спрашиват «Валя,челы то оставлять им? «Я говорю оставляй, Федя,чтобы ухватываться было за че
Многие не знают и не понимают нас, ухахатываются, например, слово «ремок», разьясняю, что это такое, или «хто оно»
Шанег картовных насопелася и паздират по деревне…
Задергушки….занавесочки на окнах..
Лопоть то в повешай да в куть иди..
Че на паужну ладишь?
Редьку айда бузгать.
Лико че лывы-те каки налило!
Ак вон че ночесь бузгало да восияло!
«Ликачо, ликачо» папа говорил.Долго объясняла дочке, что такое «печурка», у нас называли маленькое углубление в верху у русской печки, спички всегда лежали, чтобы сухие были.
ЛопатИнка-верхняя одежда.Кумелькой все в сундуке-беспорядочно.
Я вспомнила тоже это слово.. Мне прабабушка говорила: у тебя пошто все кумелькой?
Сама заполошная-и меня взбузыкала…
Лук-от нонче хрушкой вырос..
Куриса в пече упрела, айдате ись..
Чё жё еко-то вовсе от рук отбился. Налуплю тебя, неслуха!! Будешь знать!
Твой-от где?
А вон в малухе ково-то чебарничат…
Вот возьму голик, да так тебя отчихвошшу за твои покасти, чтобы вдругореть неповадно было.
Ты че там пО кастишь?? Уйди оттудова пока не разбил.
Сестрима коевадьни гостевала, сулилась в другореть приехать и кадушку малиньку привезти. Сколь время уж прошло, сама не кажотса и кадушку не высылат…
» … ну-ко, глянько, не сестрима ли Овдотьюшка к нам «хлёшшот»?
«…не встревай, колда баушки судят…»
» давай-ко, поерепенься мне ишшо тут…» ( ерепениться- вредничать).
… ишшо без спросу убежишь, голиком «отвошкаю»…
В магАзине… Ишшо чё. Шяс гомонок достану расшытаюсь…
Возьми Лопатину на голбце, сбегай в амбарушку, принеси опупков…
Лыва-то сколь глубока (лужа глубокая).
Бабушка жила в Рощино, Каргопольского района, говорила:,,Вот, вот кто оно эко?,, (что это такое), а ещё — если что-то не получается говорила: ,,ни че натакашься,,
Дед говорил… Паужинать .
Еще сокращают слова; слушат, грет, делат, и др.
Обабки- подберезовики, подосиновики.
Глубяна- клубника. Елань-Поляна.
Не ваш брат-чашша (шутливое выражение)
Чашша- кустарник и др.
Что такое подзор?
Что такое подзор?
Подзоры — элемент с историей. Раньше кровати делали более высокими, чем сейчас. Хотелось спать подальше от холодного пола, в тепле. Конечно, в таком случае под кроватью оставалось много места. Ещё наши бабушки ставили под кровати сундуки, какие-то предметы обихода. И скрывали всё это за подзором.Подзором также называют полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни, так что при застеленной постели подзор остаётся открытым и свисает над полом.
Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: встречаются геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы и др.), животные (лев, барс, конь), женские фигуры, мотив мирового древа и образы мифологических животных. На территории средней полосы России, особенно в Костромской, Нижегородской, Московской губ., на подзорах можно увидеть целые сцены, изображающие охоту, гулянье и пр. Вышивка на подзорах выполнялась в самых различных техниках (роспись, крест, тамбур, настил по перевити, вологодское стекло и т. д.).
В северных губерниях обычно вышивали красными или белыми нитками по белому холсту. Большинство белых подзоров, первое упоминание о которых датировано 1701 годом, было выполнено в конце XVIII — начале XIX века.
Цветовая гамма среднерусских и южнорусских подзоров значительно разнообразней. В вышивке костромских и нижегородских подзоров часто используется шёлковая и золотая нить. В кружевных подзорах, обычно белого цвета, используется геометрический и стилизованный растительный орнамент, завершаются они, как правило, фестонами. Термин был распространён повсеместно.
Но это значение не единственное у лексемы подзор. В русском деревянном зодчестве так называют декоративный резной карниз вдоль свесов крыши и наличников. Часто приходилось видеть чудесные творения русских зодчих, но никогда и не думала, что ажурные украшения крыш и окон – это тоже подзоры. Хотя опять же и здесь мы чаще скажем не «дом с подзорами», а «дом с резьбой.»
Рукоделие на протяжении многих столетий являлось излюбленным занятием девушек и женщин, долгими зимними вечерами они собирались вместе, разговаривали, пели, пряли, вышивали, вязали.
Итак, слово подзор в моей памяти осталось только в одном значении: полотно по длине кровати, нижняя часть которого украшена кружевами.
Устарело ли это значение слова подзор? Оказывается, и да и нет. С одной стороны, подзоры как украшение наших спальных мест, нашей одежды, наших занавесей существуют и поныне, просто мы давно ушли от металлических кроватей и чемоданов под ними, крайне редко надеваем национальные костюмы с подзорами, но они, подзоры, есть и выглядят сейчас современно и стильно.
Михаил Васильевич Исаковский
«Певец души народной».
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. ИСАКОВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ.
«Мало сочинить песню. Нужно так ее сочинить, чтобы она жила долго, и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе. Песни Исаковского были до сих пор более знамениты, чем его имя. Это и не удивительно. Песню о комсомольцах, уходивших на войну, «Катюшу», «Гармонь — золотые планки» народ воспринимает, как что-то, созданное им самим. А такая оценка высшая награда за труд художника».
(С.Я. Маршак)
«Ой, цветёт калина…», «Снова замерло всё до рассвета», «Услышь меня, хорошая», «Лучше нету того цвету», «Каким ты был, таким остался», «Катюша», «Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону», «В лесу прифронтовом» — более полувека поэт Михаил Васильевич Исаковский писал стихи, сразу же становящиеся народными песнями, которые знал наизусть каждый житель огромной страны. Стихотворений на самом деле было не так уж много – всего 250, вроде бы простых, без сложной рифмовки и витиеватых словесных конструкций. «Исаковский писал очень немного — всего лишь несколько песенных стихотворений в год, — вспоминал впоследствии поэт Евгений Долматовский, — Может быть, поэтому он обтачивал каждую строчку».
… Крестьянский мальчишка Миша Исаковский из деревни Глотовка, что под Смоленском, очень гордился, что его имя и отчество точно такие же, как у великого ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, и в тринадцать лет даже посвятил тёзке собственные стихи:
Жил у нас в былые годы
Ломоносов Михаил.
Я читал его походы,-
Как учиться он ходил
Тайно вышел он из дому,
И никто о том не знал,
Как в Москву с обозом рыбы
За наукой он бежал…
Грамоте Миша обучился самостоятельно, по газетам и журналам, которые в качестве подработки развозил по окрестным селам его отец. Поскольку читать и писать в округе больше никто не умел, мальчик помогал людям писать письма и прошения, да не просто писать – получив «тему», он сочинял такие «жалостные» послания, что даже сами просители не могли совладать с чувствами:
«Сидишь, бывало, где-нибудь в полутёмной клети и пишешь, примостясь на сундуке, а рядом женщина – грустная и молчаливая. И с такой надеждой смотрит она на бегающее по бумаге перо, как будто и впрямь моя слабая рука может снять с её плеч всю тяжесть обид и горя. Начнёшь читать написанное, а она – в слёзы».
Зато в земскую школу приняли сразу во второй класс, и в 1914 году кто-то из школьных учителей отправил в московскую газету «Новь» Мишино стихотворение «Просьба солдата»:
Светит солнца луч догорающий…
Говорит солдат умирающий:
«Напиши, мой друг, ты моей жене:
Не горюет пусть о моей судьбе.
А ещё тебе я хочу сказать:
Моему отцу не забудь послать…
Дескать, жив, здоров твой сынок родной,
Только ты его не зови домой…
Мишины творческие способности не остались незамеченными, его приняли на казенный кошт в смоленскую гимназию — случай и сам по себе невероятный, поскольку крестьянские дети в гимназиях практически не обучались. Закончить образование не удалось: наступил 1917 год. Михаил начал работать: сначала учителем в родной сельской школе, затем секретарём волостного исполкома. В марте 1918-го отправился с обозом на юг страны за хлебом для голодающих крестьян смоленщины, но на обратном пути недалеко от Новочеркасска был задержан бело-казачьим патрулем, отправлен в тюрьму и приговорен к расстрелу. К счастью, в город вошли красные войска, и ситуация завершилась благополучно.
Целых десять лет молодой коммунист Михаил Исаковский работал в смоленской газете «Рабочий путь», начал регулярно публиковать свои стихи. В 1931 году переехал в Москву, где его творчество приобрело уже всенародную известность – в городах и селах поют песни «Дан приказ: ему на запад…» о молодых участниках Гражданской войны, «Дайте в руки мне гармонь – золотые планки…», «На закате ходит парень…» и, конечно же, знаменитую «Катюшу».
Почему-то многие думают, что «Катюша» была написана Исаковским во время Великой Отечественной, но родилась песня раньше, в 1938 году, и состояла сперва всего из восьми строчек – что делать дальше с Катюшей, которая «вышла на берег крутой», поэт не знал. Несколько месяцев спустя он познакомился с композитором Матвеем Блантером, который попросил у него хорошие стихи для будущей песни. Стихи были дописаны: в судьбе девушки появился боец-пограничник, которого она любит и ждет. «Мы как бы уже предчувствовали войну, — рассказывал Исаковский, — хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти».
Во время войны «Катюшу» называли боевым оружием, даже легенду Великой Отечественной – реактивный гвардейский миномет БМ-13 окрестили в честь песни, так как впервые залп по врагу из БМ-13 батарея капитана Флёрова сделала на крутом берегу реки, совсем как в стихах Михаила Исаковского.
Из-за болезни глаз сам поэт на фронт пойти не мог, страшно переживая по этому поводу. «Была у Исаковского другая способность воевать, и он её блестяще использовал. Он воевал стихом и песней… Песни стали его представителями на всех фронтах и в тылу», – вспоминал его друг Евгений Долматовский.
Находясь в эвакуации, поэт написал свои самые лучшие песни «В лесу прифронтовом», «Ой, туманы мои, растуманы», «На позиции девушка провожала бойца» («Огонек»), «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету», за создание которых Исаковский получил Сталинскую премию.
А вот судьба баллады «Враги сожгли родную хату», которую поэт считал одним из лучших своих произведений, сложилась совсем иначе. 1945 год, война закончилась, солдаты возвращаются на родину, где их ждут жены, матери, дети… А если некому уже ждать? Очень быстро, опять в содружестве с Матвеем Блантером, родилась песня, исполненная на радио Владимиром Нечаевым. И все закончилось. «Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один даже – прослушал, заплакал, вытер слёзы и сказал: "Нет, мы не можем". Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио "не можем"».
Официальный запрет – распространение пессимистических настроений… Только пятнадцать лет спустя от забвения песню спас Марк Бернес, исполнив ее в телестудии на большом праздничном концерте.
В послевоенные годы создаются шедевры, любимые всей страной: «Ой, цветет калина», «Каким ты был, таким ты и остался», «Услышь меня, хорошая», «Снова замерло всё до рассвета», «Летят перелетные птицы» — ясные, спокойные, мирные песни, написанные настоящим народным языком, похожим на глоток чистой родниковой воды.
«Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью», — писал Горький об Исаковском еще в 1927 году. Михаил Исаковский никогда не был автором текстов для создания песен – он писал сами песни.
📖 Стихи Михаила Исаковского:
В лесу прифронтовом
С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы —
Товарищи мои.
Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.
И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом;
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал — дорога к ней
Ведет через войну…
Так что ж, друзья, коль наш черед, —
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.
Но пусть и смерть — в огне, в дыму —
Бойца не устрашит,
И что положено кому —
Пусть каждый совершит.
Настал черед, пришла пора, —
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все, что завтра ждем!
Враги сожгли родную хату
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Услышь меня, хорошая
Услышь меня, хорошая,
Услышь меня, красивая —
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая!
Иду я вдоль по улице,
А месяц в небе светится,
А месяц в небе светится,
Чтоб нам с тобою встретиться.
Еще косою острою
В лугах трава не скошена,
Еще не вся черемуха
В твое окошко брошена;
Еще не скоро молодость
Да с нами распрощается.
Люби ж, покуда любится,
Встречай, пока встречается.
Встречай меня, хорошая,
Встречай меня, красивая —
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая!
Снова замерло все до рассвета
Снова замерло всё до рассвета —
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:
То пойдёт на поля, за ворота,
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.
Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.
Может статься, она — недалёко,
Да не знает — её ли ты ждёшь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?!
На улице
Апрель ударил голубым крылом
О городскую черствую дорогу.
И вот со звоном выкатился лом
Из шумной двери солнцу на подмогу.
И целый день в руках играет сталь,
Вздыхают глухо ледяные глыбы.
Сегодня день — прозрачный, как хрусталь,
Сегодня день приветливых улыбок.
Весь город напоен ласкающим теплом.
Неугомон у каждого порога…
Апрель ударил голубым крылом
О городскую черствую дорогу.