Анна Адамовна Мицкевич. О знаменитом узоре ленинградского фарфора и его авторе

размещено в: Мастера | 0

Мало кто знает, что знаменитый узор ленинградского фарфора это символ памяти о героическом подвиге блокадников Ленинграда.

Самый известный узор ленинградского фарфора — Кобальтовая сетка. Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Это был не просто геометрический орнамент.

Художница Анна Яцкевич, автор знаменитого синего логотипа ЛФЗ, расписала сеточкой сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.

В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода.

Но неожиданно именно он получил золотую медаль.

Его создательница, ленинградская художница Анна Яцкевич, всю блокаду провела в осажденном городе, отказавшись эвакуироваться, и работала на любимом Ленинградском фарфоровом заводе ( ныне Императорский фарфоровый завод).
 
Похоронила умерших от голода в 1942 году мать и сестру. Занималась камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!
 
«Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе.
 
От голода, от усталости трещины на льду, золотые снежинки в ярких солнечных лучах — всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор «Кобальтовая сетка»», — рассказывает Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода.
 
Однако, наиболее вероятно, и об этом сохранились воспоминания художницы, что заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов, ставшие одним из символов блокадного Ленинграда, послужили идеей для создания рисунка, впоследствии прославившего художницу.
 
63 года назад, в 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) представил самые лучшие свои творения.
 
Сервиз с «кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. С момента его создания прошло уже 14 лет, и поэтому он просто входил в ассортимент завода. Но неожиданно именно он получил золотую медаль.
 


Эта нежная холодноватая роспись «родилась» на Ломоносовском фарфоровом заводе Ленинграда (сегодня он — Императорский) в 1944 году, а сегодня стала его фирменным узором.
Придумала узор Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952) — молодой специалист, художница по росписи фарфора.
В тридцатых годах Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, начала работать на заводе и отдала этому труду двадцать лет.
При жизни она не была известной художницей — кобальтовый узор имел колоссальный успех уже после смерти Яцкевич. Но сначала он был не кобальтовым, а золотым — так и выпустили первую партию сервизов. Но критически посмотрев на изделия, Анна Адамовна заменила золото на синеву.

Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора…
Узор получился очень красивым.

А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий.
Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших изделий. Была представлена линейка продукции: чайная посуда. Её не готовили специально к выставке, назначение этих вещей: показать широту ассортимента.
Сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил главную награду — золотую медаль за узор и форму ( форму придумала Серафима Яковлева).
Вскоре узору присвоили и «Знак качества СССР», что было чрезвычайно почётно. И началось его триумфальное шествие по стране…

К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, не могла похвастаться крепким здоровьем. Художница умерла в 1952 году на 48-ом году жизни, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора…

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий