30 июня 1989 года ушел из жизни народный артист СССР Ростислав Плятт.
Этот человек был гениальным артистом театра и кино. Вполне возможно, что он мог стать и талантливым режиссером, преподавать изящную словесность, писать книги.
Однако он сам считал себя солдатом, беззаветно служащим искусству. Играл в театре, пока позволяли силы стоять на собственных ногах…
Пастором Пляттом актера Ростислава Яновича Плятта стали называть после того, как он сыграл пастора Шлага в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны».
Хотя и до того было понятно, что этот крупный интеллигентный артист, просто создан для ролей пожилых профессоров, пасторов, ученых. Или каких-нибудь уважаемых судей, учитывая, что отец Плятта был юристом. Сейчас такое амплуа редкость, некому играть и пожилых интеллигентов, и молодых. Как редкость и верность одному театру.
А Плятт и в этом вопросе был однолюбом, он всю жизнь проработал практически в одном театре — имени Моссовета, практически с одним режиссером — Юрием Завадским.
Режиссер был величиной, но как тут не быть величиной, если рядом с тобой актеры-величины: Вера Марецкая, Фаина Раневская, Николай Мордвинов. И конечно, Ростислав Плятт.
В своих мемуарах Плятт писал: «Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва.
Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла слух ребёнка от всяческих полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».
Жили они в Леонтьевском переулке, а учился Плятт в 9-й школа МОНО имени Томаса Эдисона, которая размещалась в здании бывшей Медведниковской гимназии. Поскольку в школе был большой актовый зал с хорошей сценой (на которой периодически давали спектакли даже студии МХАТа), в ней был открыт драмкружок.
Первым преподавателем Плятта был Владимир Фёдорович Лебедев из Малого театра, позже его сменила Варвара Владимировна Соколова-Залесская из МХАТа. Благодаря ей Ростислав познакомился с системой Станиславского и навсегда влюбился в театр.
Однажды артисты МХАТ пришли к отцу Плятта, чтобы попросить его о юридической помощи. Дело в том, что автор юмористических рассказов по фамилии Угрюмов написал рецензию, в которой оскорбительно отозвался об актрисе Пыжовой. Актриса, равно как и её коллеги, обиделась.
Артист Ключарёв встретился с Угрюмовым и влепил ему пощечину. Угрюмов подал в суд, а защищать мхатовца пригласили отца Ростислава Плятта. Дело завершилось успехом: Угрюмов был наказан, а Ростислав получил возможность ходить во МХАТ через служебный ход.
В 1926 году юноша поступил в студию Юрия Завадского, с которым в дальнейшем будет связана вся его творческая жизнь. Через год актёр дебютировал в спектакле «Простая вещь», где исполнил две роли: Офицера на вечеринке и Человека в пенсне. В 1936 году театр переехал в Ростов-на-Дону, так как в Москве для него не нашлось подходящего помещения.
В 1938 году Ростислав вернулся в Москву и поступил в знаменитый «Ленком», а три года спустя перешёл в Московский театр драмы. В 1943 году Плятт снова работал с Завадским — в академическом театре имени Моссовета.
Плятт сыграл во множестве спектаклей в ролях самого разного масштаба: Войницкого в «Лешем», Бернарда Шоу в «Милом лжеце», Цезаря в «Цезаре и Клеопатре», Бурмина в «Парне из нашего городка», Васина в «Русских людях», Нинковича в «Госпоже министерше», Дорна в «Чайке»…
Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера в спектакле «Дальше — тишина…» по произведению Виньи Дельмар .
Это был дуэт двух великих актёров – Ростислава Плятта и Фаины Раневской. Попасть на этот спектакль было практически невозможно. Вечный аншлаг!
В жизни Плятт и Раневская были друзьями, при том что далеко не каждый мог выдержать её резкие шутки — в остроумии и искусстве розыгрышей Ростислав Янович ей не уступал.
В кино Плятт начал сниматься в 1939 году. Уже первая роль холостяка в фильме «Подкидыш» принесла ему всесоюзную популярность.
За этой работой последовали роли в таких фильмах, как «Парень из тайги», «Счастье», «Сердца четырёх», «Мечта», «Весна», «Сельская учительница», «Убийство на улице Данте», «Безумный день» и многих других.
Всего на счету Плятта более 50 кинокартин. В восьмидесятые годы актёр перенёс тяжёлую травму и всё режё появлялся на сцене и в кино. 30 июня 1989 года его не стало.
Жизнерадостный, щедрый, острый на язык и неиссякаемый на выдумки, он без усилия становился душой любого общества.
Любил подшучивать над друзьями, партнерами, соседями. То поменяет местами дверные таблички у маникюрши и врача-венеролога.
То во время спектакля огорошит партнера «лишней» репликой или неожиданной выходкой – как выпутается?
Театр, сцена – это было для него святое. Всегда. Бесконечно уважая свое дело, зрителей, Плятт и после тяжелой операции продолжал играть, в том числе в гастрольных спектаклях. Выходил на сцену хромая, превозмогая сильную боль. Но потом запирался в номере, еду заказывал только туда.
И никакие уговоры не могли его выманить даже на пустынный пляж (хотя плавать обожал!) – зрители не должны были видеть его больным и страдающим.
Он продолжал умножать свой и без того внушительный список радиоролей: от Шерлока Холмса до самых разных животных.
Плятт ставил перед собой иную задачу: «В меру своих сил и возможностей устами своих героев я говорил и буду говорить о настоящей любви, о необходимости ее для духовного здоровья человека, для его счастья».
«Нет у меня уверенности, что то, чему мы служили было правильным!» – признался как-то Плятт своему коллеге Сергею Юрскому. На столь жесткую самооценку способны лишь очень большие личности.
«Это в его характере – свою награду чувствовать как общую. Общую вину чувствовать как свою», – записал позже Юрский. И в этом все величие Ростислава Плятта.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.