ПАМЯТИ АННИ ЖИРАРДО
ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА.
У нее не было красоты Катрин Денев, сексуальности Брижит Бардо, ее лицо было совсем простым, таким, как у множества женщин на земле, но именно ее называют величайшей актрисой Франции, актрисой редкого дара и уникального актерского диапазона. Она играла все – от комедии до трагедии, и именно она заставляла зрителя не просто сопереживать, а затаив дыхание проживать вместе с ее героинями их непростую экранную жизнь. Анни Жирардо. Ей довелось пережить крутые перемены, изгнание и затем возрождение.
Анни Сюзанн Жирардо родилась 25 октября 1931 года в Париже. Она была внебрачным ребенком. Ее отец голубоглазый бельгиец из влиятельной буржуазной семьи был женат и имел детей, правда внебрачную дочку все же признал. Анни никогда не видела своего отца, а полную исповедь матери услышала только, в 40 лет. В два года малышку разлучили с мамой, и только через четыре года Анни вернулась к маме. Мама была акушеркой и часто по ночам уходила из дома на работу. Мама обожала кино и вместе с Анни они частенько ходили в кинотеатры. Маленькой девочкой Анни делала из бумаги «театр» и разыгрывала сцены перед зеркалом. В 16 лет Анни хотела стать медсестрой, чтобы быть похожей на маму, которую обожала. Но детское увлечение театром не пропало. И когда она по -воскресеньям начала брать уроки актерского мастерства, мама подержала дочь, записав ее в центр драматического искусства. Анни было 18 лет и тогда же она впервые закурила.
В 1952 году Анни поступила в Высшую национальную консерваторию драматического искусства в Париже. Во время поступления девушка испытывала мучительный страх, от которого перехватывало дыхание и прерывался голос.
Но во время учебы раскрылся огромный талант комической актрисы. Упитанной круглощекой девушке доверяли характерные роли – субреток и героинь лёгких комедий. В комедии она имела бешенный успех.
Она жида на Монмартре с красивым молодым человеком по имени Виви (до тех пор, пока ее не выставили оттуда его родители), подрабатывала песенками в кабаре «Красная роза» и малюсенькими ролями в разных театрах, хотя студентам это было строго запрещено.
В 1954 году Анни с блеском закончила Консерваторию, получив два первых места – за классическую и современную комедии. А еще комиссия высказала мнение, что такая блестящая манера игры, живость, чувство смешного несомненно украсили бы сцену главного французского театра «Комеди Франсез» и через два месяца Анни становится актрисой дома Мольера, а ее партнёром по спектаклю Жан Поль Бельмондо.
А через год она впервые попала на съемочную площадку. И привел ее туда агент, который подыскивал работу для выпускников консерватории. Фильм назывался «Тринадцать за столом». Анни высветлили волосы, завили их мелкими кудряшками и весь вечер она важно расхаживала вокруг звезд, думая только об одном – «поскорее бы поставить голову под холодную воду».
В большинстве ее фильмов ее героини оказывались в ситуациях, которые она переживала или готовилась переживать.
А в 1956 году произошла встреча, которая помогла Анни обрести свою индивидуальность, незабываемую прическу и первую драматическую роль. Она сыграла в спектакле Жана Кокто «Пишущая машинка». Кокто отвел ее к знаменитому парижскому парикмахеру Александру, который остриг ее длинные курчавые волосы, и она стала собой.
«Анни Жирардо -самая интересная драматическая актриса послевоенной эпохи» сказал о ней Кокто и добавил «Эта юная комическая актриса с упрямой мордашкой далеко пойдет». И был прав!
Анни Жирардо стала нарасхват. Она — одна из самых модных французских актрис, её портреты появляются на журнальных обложках, а имя — в заголовках статей и интервью.
По вечерам Анни играла в Комеди Франсез в Париже, а днем снималась в кино в Монте Карло, живя будто в аду, боясь нарушить контракты. За полтора месяца она похудела на 8 килограммов, но была счастлива. Она снималась вместе с метрами французского кино — Жаном Габеном и Лино Вентура в фильме «Мегрэ расставляет сети»
В конце концов ей пришлось покинуть театр Комеди Франсез.
В это же время она познакомилась с режиссером Норбером Карбонно, веселым, заводным человеком. И у них начался роман. Анни жила то у мамы, то у Норбера. Им было хорошо вместе, во всяком случае до тех пор, пока не разразился «итальянский ураган».
А в 1960 году Анни встретила человека, который стал ее самой большой любовью. Великий итальянский режиссер Лукино Висконти приступил к съемкам фильма «Рокко и его братья», на роль проститутки Нади он пригласи Анни Жирардо, которая до этого с большим успехом играла в его спектакле «Двое на качелях».
На пробах фильма она встретила знаменитого итальянского актера Ренато Сальватори. Ему было 27, ей немного больше. И это была любовь с первого взгляда – страстная бурная неистовая, которая не угасла в ней даже с его смертью.
«В Ренато для меня заключена вся мыслимая любовь, все мыслимое наслаждение – но также то, что неотделимо от любви: необходимость смиряться и покорно сносить обиды» ( из книги Анни Жирардо «Уйти, вернуться»)
Но у Ренато Сальватори оказался неукротимый яростный характер. Актера буквально накрывали приступы бешенства, когда он абсолютно не контролировал себя. И если для фильма Лукино Висконти этот характер был находкой, то жизнь Анни Жирардо Ренато Сальватори превратил в страх. Она одновременно и любила, и боялась его.
«Мы любили друг друга безумно, ненасытно, все время заключая друг друга в объятия, им хотелось все время смеяться, разговаривать, быть вместе» ( из книги Анни Жирардо «Уйти, вернуться»)
Филь «Рокко и его братья» был не принят, его назвали аморальным. А вот артисты, которые до этого были не известны широкой публике стали знаменитыми. Для Анни Жирардо это был первый значительный фильм в актерской карьере.
Она разорвала отношения с Норбером Карбонно и купила квартиру в квартале Марэ, который так напоминал Ренато его любимую Италию.
« Эта квартира видела начало моей большой любви, я привязалась к ней душой и телом, двадцать с лишним лет она была моим гнездышком, где я радовалась жизни, терпела одиночество, пыталась перенести разлуку с работой. И откуда много позже мне пришлось уйти: это стало для меня горем, от которого я не могу отправиться»( ( из книги Анни Жирардо «Уйти, вернуться»)
Она жила в Париже, а Ренато в Риме. Целый день она ждала его звонка, и не могла думать ни о чем другом. Страдания утихали только на два часа пока она была на сцене. В итоге она заболела и потеряла голос, и почти полгода не могла нормально разговаривать.
Решение за них принял Лукино Висконти, сказав: «Давайте поженим эту парочку, и пусть они оставят нас в покое…» Анни ждала ребенка. Свадьбу назначали и откладывали несколько раз, пока 6 января 1962 года Анни и Ренато не сочетались браком в мэрии Парижа, а затем – в одной из церквей на Капитолии. В тот день она сказала себе: «это первый и последний брак в твоей жизни»
Она поселилась в Риме, в роскошном доме Ренато Сальваторе в самом центре города. Они устраивали праздники, званые ужины, проводили с друзьями вечера, а то и ночи напролет. У нее было всё- любовь, слава, деньги, молодость, здоровье.
4 июля 1962 года родилась дочь Джулия.
Когда Ренато уезжал на съемки, Анни улетала в Париж. Так она начала курсировать между Римом и Парижем. Ренато пил, проигрывал деньги в карты и все время изменял Анни. А она могла в любой момент сорваться со съемочной площадки и лететь в Италию спасать своего Ренато.
Однажды, она нашла в его номере отеля любовную записочку. Конечно, она знала про его измены и раньше, но сейчас, поняв, что он всегда будет ей изменять, она решила последовать его примеру.
С тех пор у меня были другие мужчины, другие физические привязанности, разнообразные любовные истории, иногда просто очаровательные» (Из книги Ани Жирардо «Уйти, вернуться)
Среди других мужчин оказались:
Знаменитый французский режиссер новой волны Клод Лелуш, у которого она снялась в одной из лучших своих ролей в фильме « Жить чтобы жить», получив приз за лучшую женскую роль на Фестивале в Мар-дель-Плата.
Актер Бернар Фрессон – партнер по фильму «Огни Сретения», отношения с которым закончились, потому что он был грубым, необузданным, и так же, как Ренато Сальваторе давал волю рукам.
С Ренато Сальватори они были вместе 6 лет. После этого их пути разошлись.
«Нас разделяли страны и континенты, и наша любовь не выдержала» — говорила Ани.
Расставание было для обоих большим горем, но они так и не развелись, живя каждый своей жизнью, они продолжали быть женатыми. Позже Ренато Сальватори встретил другую женщину, у них родился ребенок.
Ани продолжала сниматься, не видя дочь Джулию месяцами. Потом наступил момент, когда Джулия жила полгода в Риме у Ренато и полгода в Париже. Но это будет позже.
За три года после выхода фильма «Рокко и его братья» она снялась в Италии в семи фильмах, став самой востребованной французской актрисой, неоднократно возглавляя рейтинги популярности по опросам кинематографических журналов.
Ее самым любимым фильмом был фильм «Умереть от любви», в котором она сыграла учительницу, влюбленную в своего ученика.
А потов вдруг наступило молчание. Ей было только 45 лет. Режиссеры не приглашали, начались денежные проблемы. Она никогда не умела копить и экономить, тратя деньги на друзей и любовников. И когда понадобилась помощь Ренато, она помогла.
Ренато просил вернуться, но она ответила «Посмотрим…может быть…когда-нибудь потом..»
Приглашение на роли матери Изабель Аджани в фильме «Пощечина» стало спасением. Потом критики назовут эту роль этапной. В ней словно разыгрывалась драма ее собственной жизни. Фильм сделал огромные сборы, но предложений сниматься больше не было. Да и на театральную сцену она не выходила уже 8 лет.
Для публики Анни Жирардо продолжала оставаться самой любимой актрисой Франции, несмотря на критику журналистов.
« У нее слишком длинный нос, слишком острый подбородок, слишком густые брови, волосы подстрижены небрежно, она всегда скверно одета, но зрители обожали ее взрывной смех, ее неподдающееся определению обаяние.» — писали о ней.
Но зрители обожали ее взрывной смех, ее неподдающееся определению обаяние.
Наступил период вынужденного простоя. Анни впала в депрессию, стала выпивать.
Она страдала от разлуки с дочерью, боялась ее потерять, боялась, что Джулия забудет ее. Дочь была резка, переживая переходный возраст.
И в это время она сыграла одну из лучших своих театральных ролей в спектакле «Мадам Маргарита». За эту роль чуть позже Анни получит престижную Мольеровскую премию.
В 1976 году Анни Жирардо сыграла в фильме «Доктор Франсуаза Гайян» врача, которая была больна раком. Фильм имел огромный успех, Анни Жирардо вновь назвали самой любимой актрисой Франции. И она получила своего первого «Сезара».
А потом случился страшный провал, Музыкальное ревю, спектакль «Исправлено и дополнено» разорил Анни Жирардо. Она продала любимую квартиру на площади Воргезов, которую покупала для Ренато и Джулии.
27 марта 1988 года от цирроза печени умер Ренато Сальватори. Ему было 55 лет. Весть о смерти мужа застала Анни и Джулию на борту океанского лайнера и стала ударом для актрисы. Перед смертью Ренато крикнул: «Анни! Анни! Джулия!»
В 1996 года Анни Жирардо получила премию Сезар, как актриса второго плана за роль в фильме «Отверженные».
Для нее это было и радостно, и трагично — через четверть века после фильма «Жить чтобы жить» она получила Сезара за крошечную роль. На вручении премии она расплакалась, зал потрясенно застыл, а потом устроил ей овацию.
У нее были очень близкие отношения с матерью, которая умерла от эвтаназии, дождавшись, когда Анни на время уйдет из ее больничной палаты.
Смерть этих двоих – мама и Ренато страшно подкосили Анни. А потом случилась беда и с ней.
Однажды она уже отыграла какую-то часть спектакля, и вдруг начала произносить текст с самого начала. Сбилась опять и поняла это. Тогда она опять повторилась, но уже не с самого начала, и ей удалось доиграть до конца, произнося текст полностью и в правильном порядке.
Это была болезнь Альцгеймера. По началу никто из режиссеров об этом не догадывался. Она продолжала сниматься.
В 2002 она вновь получила премию «Сезар», на этот раз за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Пианистка».
В 2003 снялась в России в сериале «Свободная женщина».
И это был не первый раз, когда она снималась в России. В 1967 году она сыграла саму себя в фильме Сергея Герасимова «Журналист».
В 2006 году дочь Джулия признала, что у великой Анни Жирордо болезнь Альцгеймера. Некоторые режиссеры не бросили актрису, продолжая предлагать ей роли несмотря на то, что работать с ней было все сложнее. Единственный, кто был посвящен в ее тайну, был режиссер. На съемочной площадке она повторяла то, что слышала в маленький наушник. Предполагалось, что ее партнеры и съемочная группа ничего не знают. Но они тоже не были наивными. Они вели себя уважительно и деликатно, сраженные ее игрой. Она перестала осознавать, но не перестала играть.
Последний раз она вышла на съемочную площадку в российском сериале «Воротилы» в 2008 году. А через два года уже не помнила, что была актрисой.
Она умерла 28 февраля 2011 года в клинике. Дочь Джулия и внуки Лола и Ренато были с ней до последнего ее вздоха.
Она была бесстрашной. Не боялась играть обнаженной или качаться в спектакле на трапеции. Однажды этот трюк закончился травмой. Она упала с трапеции и получила травму черепа и десяток швов на голове.
Она имела репутацию одной из самых» уступчивых на площадке актрис и амплуа антивамп.
«Фильм или спектакль, в котором она играет забываются, а она нет» У нее не было красоты Катрин Денев, сексуальности Брижит Бардо, ее лицо было совсем простым, таким, как у множества женщин на земле.
Она сыграла Марию Стюарт и женщину -обезьяну.
Она была прекрасна, на экране ее простое обычное лицо становилось необыкновенно обаятельным и притягательным.
Она сыграла более чем в сотне фильмов, и не все они были шедеврами. Некоторые даже не вышли на экраны во Франции.
«Часто я снималась, согласившись на любые условия. Но я ни о чём не жалею. Я не могла не работать. Работа была для меня прибежищем, как для других — наркотик. Или любовная страсть.» ( Из книги Анни Жирардо «Уйти, вернуться)
Ее похоронили на кладбище Пер Лашез.
Автор-Марина Кочнева
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.