В начале XIX столетия кашмирская шаль стоила около 20 тысяч рублей золотом — целое состояние. И деловые люди того времени решили наладить производство шалей, которые были бы не хуже по качеству и дешевле по цене.
Помещица Вера Елисеева была одной из богатейших в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии. На своей усадьбе Вера Андреевна и построила шалевую фабрику.
Оборотистая помещица
Произошло это в 1800 году. Рабочая сила была дармовой. Ткачихами стали крепостные Елисеевой. Вначале нижнедевицкие работницы тщательно изучали секрет иностранной ткани. Дело это было кропотливое и трудное. Кашмирскую шаль разрезали на мелкие части, и ткачихи распускали ниточку за ниточкой, вникая в секреты изготовления. Помещица не скупилась на деньги. Трудились десятки русских мастеров, изменяя устройство ткацкого станка.
Прошло время, и вскоре фабрика Елисеевой выпустила первые шали. Они были своего рода подражанием знаменитым кашмирским, имели похожий рисунок и колорит. Но период подражания длился недолго. Вскоре резко изменился рисунок. Он стал чисто «расейским». Нижнедевицкие мастерицы обратились к фольклору — сказкам, легендам и даже к танцу. Рисунок изменить было не трудно, труднее было с материалом для шалей. Елисеева была человеком своенравным, но со вкусом. Ей сразу же не понравился пух оренбургских отечественных коз. Забраковала она и шерсть тибетских коз. Выход вскоре нашелся. В степях Западной Сибири тогда в изобилии паслись стада ставших ныне редкими сайгаков. Пух этих животных и стал тем материалом, из которого стали изготовлять нижнедевицкие шали.
Один из современников, побывавший на фабрике Елисеевой, писал: «Пух сей (сайгачий. — Прим. авт.) оказался столь тонким и мягким, что пряжа, из него выпряденная, уподобляется шелку, и шали из оной приготовленные, не только не уступают чистотою и тонкостью тканям настоящим кашмирским, но превосходят их».
Как известно, паук производит тончайшую паутину, которую потом едва заметишь меткими глазами. А вот нижнедевицкие девушки-ткачихи пряли такую нить, что ее простым глазом и не рассмотришь. Чтобы изготовить четыре километра такой пряжи, требовалось не более 500 граммов пуха сайгаков. Пряжа затем красилась.
Русская смекалка.
И здесь нижнедевицкие мастерицы проявили свою природную смекалку. Они стали применять соки местных растений. Чтобы пряжа стала золотисто-желтой, использовались соки подмаренника, плодов крушины, бессмертника и даже шелухи лука. Зеленая краска получалась из конопли или медных опилок, которые потом обрабатывались сывороткой. Дорогостоящие красители типа индиго или кашенили стоили больших денег, да и завозить их было нелегко. Поэтому применяли их изредка и в небольших дозах.
Нижнедевицкие шали славились не только своими разнообразными цветами, которые никогда не линяли на солнце. Также они резко отличались от знаменитых кашмирских тем, что последние имели одну сторону, а вот нижнедевицкие умельцы ткали шали двусторонними, то есть без изнанки.
Так что спрос на эти изделия рос с каждым днем. Внимательно смотришь на елисеевские шали и поражаешься искусству ткачих. Все делалось вручную. А узоры ткали специальными деревянными, кленовыми иглами, перед этим тщательно пропитав их в воске.
По воспоминаниям старожилов, чтобы изготовить такую шаль размером всего в шесть квадратных метров, уходило немало времени — от полугода до двух лет, а иногда и более. А ткали такую шаль обычно не более четырех ткачих. Были нижнедевицкие шали легкими и мягкими. И настолько тонкими, что продевались через обручальное кольцо.
По примеру Елисеевой во многих помещичьих имениях стали возникать подобные фабрики по выработке шалей. Вера Андреевна вскоре «почила в бозе», и владелицей фабрики стала ее родная сестра, в замужестве Шишкина. Она продолжила дело своей родственницы. Вскоре нижнедевицкие шали стали экспонироваться на различных выставках. Так, на Первой Всероссийской выставке в столице Российской империи Санкт-Петербурге Шишкина была удостоена высокой награды — Большой золотой медали.
Известно, что фабрика Елисеевой просуществовала свыше полвека и стала всемирно известной. Но вскоре дело здесь заглохло. А на других российских фабриках хотя и выпускали искусные шали из кашемирового полотна, но с нижнедевицкими шалями они не шли ни в какое сравнение.
Сегодня секрет елисеевских шалей забыт, забыты и фамилии искусных ткачих.
Но память о чуде, случившемся на этой земле, все же не умерла
Виктор Елисеев
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.