6 апреля Станиславу Любшину исполняется 90 лет. Посмотрите на этого красивого, бодрого, умного и ироничного человек. Какие 90? Работая с режиссерами, которые иной раз моложе на полвека, он просит называть его Слава. Он и Феллини так представился. Правда, было ему тогда лет 30, и он снялся в «Заставе Ильича» — великом фильме Хуциева, который чиновники хотели предать забвению. Но это невозможно. Вот и Феллини увидел картину на подпольном показе в Москве.
Никаких особых торжеств по случаю юбилея Любшин не планировал. Решил отметить его в кругу семьи, с любимой женой Ириной. Фанфары чуть раньше отгремели в МХТ им. Чехова, где он работает больше сорока лет. Любшину вручили новую премию Художественного театра — копию горельефа «Пловец» Анны Голубкиной. Придумана она в поддержку молодых. Но все же начали с патриарха. Номинация называется «Без комментариев» и не предполагает пояснений. Без того ясно, кто есть кто. Про Любшина точно известно, что он пловец на длинную дистанцию. Он вышел на сцену легкой походкой. Сколько же в нем силы! Лет восемнадцать назад он пережил трудные дни, находился в коме, прогнозы были неутешительные. Прошел реабилитацию, спуску себе не давал, даже ездил на кинофестивали. С тех пор словно пережил вторую молодость.
В праздничный вечер в МХТ собрался столичный бомонд, шумная молодежь, много надменных и амбициозных людей. Любшин не терпит всю эту дребедень в коллегах. Его призвали быть кратким и уложиться в две-три минуты. «Как же я буду Шукшина читать?» — услышали в ответ. Любшин его постоянно читает — любимый автор. В итоге уложился в полторы минуты, вышел и объявил: «Василий Макарович Шукшин. «Позови меня в даль светлую». Решил разыграть. Читать не стал, порадовался за молодежь, у которой много работы, саркастично добавил: «И даже нам, ветеранам, дали по рольке». Получился отличный дивертисмент. А фильм «Позови меня в даль светлую» по киноповести Шукшина Любшин как режиссер снял в 1977 году. В юбилейные дни он репетирует в МХТ им. Чехова.
Любшин — деревенский человек, часто об этом вспоминает. Жил во Владыкине, тогда не густонаселенном районе Москвы, а далекой окраине. Именно там застала его война. В восьмилетнем возрасте, когда немцы подходили к Москве, он с другом рванул на фронт в сорокаградусный мороз. Детские воспоминания во многом обусловили его звездную роль советского разведчика Белова в фильме «Щит и меч» Владимира Басова.
Мама Любшина была дояркой, участвовала в самодеятельности, играла Катерину в «Грозе». Ее партнером был местный конюх, с которым по роли надо было целоваться. Муж страшно ревновал. В день спектакля он с горя выпивал, а в сцене поцелуя выходил с мандолиной, играл «Интернационал». Слава сторожил совхозный сад, мечтал быть летчиком, разведчиком, даже письмо на Лубянку написал, а поступил в кислородно-сварочный техникум. Там стипендию платили, можно было семье помогать. Рано увлекся театром. В 12 лет в Большой театр ходил пешком с другом. Такое сильное впечатление произвел на него Лемешев в «Евгении Онегине», что хотел быть похожим на него. На «Трех сестер» в МХТ ходил пять раз. Все это сподвигло на участие в самодеятельности и поступление в Театральное училище им. Щепкина. Мыть заплакала, когда узнала об этом. А когда в их совхоз привезли «Заставу Ильича» и сошлись жители соседних деревень, то все бабы все заплакали, увидев Славку на экране.
Удивительно, но один известный режиссер сказал Любшину на заре туманной юности, что в кино он никогда сниматься не будет — слишком лицо интеллигентное. Он не знал о деревенском происхождении молодого артиста. А Хуциев утвердил его на роль в «Заставе Ильича» без проб. Марлен Мартынович однажды рассказал «МК», какое колоссальное значение имеет происхождение в актерской природе. «Любшин — тончайший актер. Он нес на экран свое демократическое происхождение», — сказал он в нашем интервью. А увидел он его в «Современнике». Любшин в тот день на сцену вышел случайно. Он в театре работал только третий день, заглянул по своим делам, а ему велели срочно заменить заболевшего актера. Любшин считает, что с «Заставы Ильича» все и началось в его профессиональной судьбе. В день визита Хуциева шел спектакль «Продолжение легенды». На сцене появился худой, нескладный парень в малиновых штанах. Опытным взором Хуциев уловил в нем «своеобразинку», запомнил. А когда искал актера на роль Ивана, увидел Любшина, тут же вспомнил про малиновые штаны и героя назвал Славкой.
Много ярких ролей с тех пор сыграл Станислав Любшин. Среди лучших в кино — картины «Щит и меч», «Застава Ильича», «Пять вечеров» Михалкова, «Тема» Панфилова. Ради «Андрея Рублева» он ушел из Театра на Таганке, поскольку Тарковский просил освободиться от всего. Отказался от других картин. Марианна Вертинская, снимавшаяся с Любшиным в «Заставе Ильича», рассказала «МК», как Тарковский и Кончаловский, еще работая над сценарием «Андрея Рублева», хотели пригласить его на главную роль. Сам Любшин признавался, что пережил тяжелые моменты: Тарковский ему два года обещал роль, потом пригласил другого артиста. В общем, ни работы, ни денег, ни мечты. Он не сыграл в «Тегеране-43» у Алова и Наумова, что-то не совпало. В «Коротких встречах» Киры Муратовой ему предназначалась роль, сыгранная Высоцким, но Любшин тогда уехал на съемки фильма «Щит и меч» в Германию.
Что особенного в природе Любшина? Почему его так любит камера? На этот вопрос хорошо ответил его сын — оператор Юрий Любшин: «У него огонь внутри. Талантливый человек светится изнутри, а экран все это улавливает».
Но одного таланта мало. Станислав Любшин очень ответственный, дотошный человек. Нет уже на свете Марлена Хуциева и Николая Досталя, у которого он сыграл патриарха Иосифа в «Расколе», а они рассказывали «МК», как Любшин просил дополнительные дубли, хотел довести роль до совершенства и в начале карьеры, и уже став мастером. Досталь очень его ценил, считал одним из лучших наших артистов из плеяды таких мастеров, как Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов. «Он сомневающийся актер, всегда волнуется по поводу того, достаточно ли хорошо сыграл, просит: «Давай еще дубль сделаем». И поскольку он может все довести до совершенства, сделать еще лучше и тоньше, я шел ему навстречу, и мы снимали лишний дубль», — так он сказал в нашем разговоре про Любшина.
Во время нашей совместной поездки в Иркутск Станислав Любшин сказал: «В каком-то возрасте человек хочет посмотреть, что же происходит в его жизни. Такие мысли приходят, когда встречаешь серьезных людей, думающих о судьбе страны. Всерьез, не ради показухи. Вот Шукшин сумел многое рассказать о русском человеке, а через него и свою собственную жизнь. Зачем-то же человек появляется на земле. Он встает утром, делает дела, задумывается о том, как живут другие. Кто сегодня переживает за судьбу многодетной женщины, у которой нет квартиры, и она ютится в подвале? Очень важно, когда находится человек, готовый помочь. Иногда я тоже кому-то помогал, и мой сынок поверил, что я все могу. Он говорил: «Папа, а у этого тоже нет квартиры, и у того». Когда младшему сыну было годика три, я боялся ему сказать, чем занимаюсь, боялся признаться, что актер. Когда папа строит, летает — это ребенку понятно. А что такое артист? Он играет. И ребенок играет. Как-то сын долго смотрел на меня и спросил: «Так ты артист, значит?» Я так растерялся, не знал, что ответить. Два дня сын подозрительно смотрел на меня. Я собирался на «Мосфильм», и он поинтересовался: «Ты куда? Что ты делаешь на «Мосфильме»?». Я ответил: «Мы там играем». — «Ну, понятно. А чего ты там делаешь?» — «Играю!» — «Все время играешь, а когда ты работаешь?» — такой был разговор. Дети играют, и мы вроде бы играем. А мы работаем».
Интересно, что Вадим Любшин окончил курс Олега Ефремова в Школе-студии МХАТ, снимался в кино, работал в театре до 1995 года, но время было тяжелое, никаких перспектив не было. Многих молодых тогда, словно волной, выбило из профессии. Да и старшее поколение не все уцелело. Любшин все выдержал, все прошел, в профессии не разочаровался и часто оправдывает ее значимость на фоне повального обнуления.
Автор: Светлана Хохрякова, МК
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.