15 марта 1937 года родился писатель ВАЛЕНТИН РАСПУТИН. (14 марта День Памяти)
Когда говоришь «Валентин Распутин», невольно вспоминаешь забытые Богом сибирские деревушки, глухие городишки. Все, что называется российской провинцией. Бабы там, если уж любят, так любят. Мужики, если бьют, так бьют. Оттого и сюжеты хватают за сердце.
Из интервью:
— ВАЛЕНТИН Григорьевич, что сегодня больнее всего за душу задевает?
— Новый мир задевает. То, что мы перестаём быть самими собой. А самими собой мы перестаём быть, потому что умирает деревня. Если проехать, к примеру, по Ангаре или по Лене, то увидишь — одни деревни стоят пустые, в других осталось по два-три двора. Народ перемещается в города. Люди хватаются за случайный заработок — рынок, торговля.
Изменилось всё — социальная система, нравственные ценности. Даже слово! И человек растерялся. Он родные берега потерял, а другие найти не смог. Какая-то часть всё-таки смогла к ближайшему берегу прибиться — завели свои дела, предпринимательством занялись. Можно позавидовать им — они нашли почву под ногами. Но большинство… Оно даже не растерялось, а затаилось. И затаённость эта до сих пор не прошла. Люди ещё не почувствовали, что снова могут жить в полную силу.
— Но почему же так быстро сломался в нас духовный стержень? Или его подтачивали все 70 лет советской власти?
— Разумеется, подтачивали! Но дело ещё и в том, что в России не было гражданского общества — был народ, привыкший делать то, что ему велено делать. У народа была работа, были определённые увлечения. Ведь почему так много читали в 70–80-е годы? Люди искали истину. И те изменения, что начались с приходом Горбачёва, многим казались путём к той системе, по которой должна жить страна. Но когда всё перевернулось наизнанку и никакой истины там, на изнанке, не оказалось, люди растерялись.
Гражданского общества у нас нет до сих пор. Я часто слышу слова: вот, народ безмолвствует, народ не сумел себя показать. Но он, народ, и не ищет внешней свободы — внутренняя для него дороже. Он всегда жил по принципу: Господь вразумит, батюшка-царь укажет. И всегда контрасты: или терпение, или бунт. Поэтому народ может вести за собой только государство, а государству вести его сейчас некуда. Никаких спасительных или даже значительных целей у него нет.
Родниковая вода нам милее
— ВЫ ВСЕГДА описывали деревню как источник, из которого русский народ черпает силы.
— Конечно, и традиции, и законы общежития, и корни наши — оттуда, из деревни. И сама душа России — если существует единая душа — тоже оттуда. Деревню русскую начали уничтожать ещё в советское время. А сейчас добивают окончательно. И корни эти, похоже, не способны дать побегов.
— Но, может, это определённый этап в развитии всего мира? Ведь и в Европе деревни пустеют.
— Это, может быть, и закономерный этап. Но Россия без деревни не Россия. Да, мы пошли по пути, по которому идёт так называемый цивилизованный мир. Нам бы действовать поосторожнее, а мы — сразу: не хотим отставать. Хотим из кожи вон. Но город — это поверхность жизни, деревня — глубина, корни. Оттуда приходили люди, принося с собой свежие голоса, свежие чувства. Сколько бы водохранилищ мы ни понастроили, а водичку любим пить родниковую.
— Так, значит, круг замкнётся и мы снова вернёмся к земле?
— Человек не может потерять тяги к земле, необходимости работать на ней. Но уже не будет тех глубин, что были прежде. Ведь деревня существовала не только на местности, но и внутри каждого из нас, кто из неё вышел. Это чувство родства ещё долго будет в нас тлеть — как на пожарище, которое выжгло много что из самого необходимого. Без деревни Россия осиротеет.
Смотрите: 70 с лишним лет мы прожили без церкви. А без церкви, без веры жить нельзя! Недаром даже коммунистические принципы имели библейское происхождение. И мне кажется, нет ничего неожиданного в том, что люди снова пошли в церковь, пусть пока и не так много, как хотелось бы. Ведь те, кто ходит в церковь, они другие. Может быть, возрождение России пойдёт отсюда.
— А почему вы сами крестились только в 1980 году?
— Членом партии я не был. Но и крещён никогда не был. А как можно русскому человеку быть неправославным?
— Почему же вас родители сразу не окрестили?
— Потому что тогда, в 1937 году, на много километров вокруг не осталось ни одного храма. В деревне, кстати, и сегодня по-прежнему некуда идти — церкви возрождаются в основном в городах. Мы сейчас на моей родине строим храм, и туда, конечно, люди пойдут. Но не сразу. По себе знаю, как тяжело возвращаться.
— Почему?
— Потому что привычки нет, утрачена была необходимость молитвы. И вернуть её удастся не так скоро, как хотелось бы. Но когда люди возвращаются к вере, тогда они совсем по-другому себя чувствуют. Увереннее. Потому что находят там опору духовную.
Как человек верующий, я верю, что Господь в конце концов не оставит Россию. Да, проведёт её опять через испытания, как не один раз проводил, но всё же выведет в спасительные двери.
Русские работать умеют!
— В ЦЕНТРЕ вашего романа «Дочь Ивана, мать Ивана» — женщина, дочь которой изнасиловал кавказский торговец с рынка. Эта женщина, отчаявшись добиться справедливости, сама застрелила насильника. Этично ли сейчас, когда межнациональные вопросы обострены до предела, так строить сюжет?
— Видите ли, насильник мог быть любой национальности. И русской тоже — так сказать, в единичном, частном насилии. Но есть ещё и насилие общественное. Рынки наших городов, сибирских в особенности, оккупированы кавказцами и китайцами. Китайцев больше, но кавказцы агрессивнее и ведут себя как хозяева, не считаясь ни с обычаями нашими, ни с законами.
Я писал свою повесть по материалам следственного дела об убийстве насильника. Насильником был кавказец. Кто читал повесть, согласится, что говорю я об этом весьма аккуратно. У насильника были сообщники — из русских. Его пытались оправдать и следователь прокуратуры, и прокурор — тоже местные, русские. Насильник пострадал, а они остались безнаказанными. И в нравственном смысле оказались ещё большими преступниками, чем погибший.
Но не буду, конечно, утверждать, что межнациональных проблем в России, как и во всём мире, не существует.
— Но такое национальное напряжение, существующее сегодня в мире, не может закончиться мирно.
— Не хочется даже и представлять, во что это может вылиться. Вообще, я считаю, что всякое значительное переселение одних народов на земли других, будь это переселение в поисках работы, как у арабов в Европу, или насильное перемещение негров в Америку, чревато тяжёлыми последствиями. Как только число мигрантов достигает критической массы, масса эта способна стать агрессивной. События во Франции в прошлом году как раз это и подтвердили. Взрыв там произошёл не потому, что негры или арабы плохи, вовсе нет. Просто в противоречие приходят глубинные межэтнические запросы. А тут ещё и демократические «права человека». Они и человека развращают, и у народа отнимают право на защиту.
То же самое сейчас подготовляется и у нас.
— Можно ли этому как-то противостоять?
— А не гоняться за дешевизной! Осторожней раздаривать рабочие места чужакам. Это неправда, что русский человек работать не умеет. Просто у русского труда есть свои особенности: наш брат любит, чтобы его уважали, похваливали, а иногда, может, и просили. И тогда он горы свернёт. Кто же нам империю-то в шестую часть суши построил — разве не он?
Да, есть у русского народа и минусы. То же пьянство. Особенно в деревне, которая брошена на произвол судьбы. Но сейчас в обществе всё расходится по полюсам. Одни, потеряв надежду, пьют беспробудно. Другие, несмотря ни на что, стараются жить достойно. Это какая-то новая формация мужика: нет, не загоните в угол, не сломите. Я сильнее вашего порядка и на колени не опущусь.
И с голоду сейчас не пропадают. И то, что жизнь потихоньку налаживается, заслуга не только нефти, но и результат народной инициативы. Костяк этот нарастает, и если бы власть ещё сумела его заметить и поддержать, всем только на пользу бы пошло.
Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года.
Выбирать надо добрых, а не показных. Доброта у девки на лице написана, ей и мазаться не надо, чтоб себя красивой сделать. Природу не спрячешь, она себя обязательно покажет.
Валентин Распутин, »Дочь Ивана, мать Ивана»
На то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются.
»Живи и помни» (сборник),
Валентин Распутин
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. «Уроки французского»
— Пересудов людских ты боишься… Что они тебе? Люди — как собаки: кто где не так пошевелился — они в шум. Полаяли и перестали — и опять ждут, кто бы себя чем выдал.
Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не понимать.
Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся.
Каждый может упасть. Но только не на колени. В любом положении надо держать фигуру.
Нет, надо верить… И праведники еще остаются, и не выжили совершенно люди из бескорыстия, благоразумия, веры. Да, издержался издерзился, окунулся в срамной балаган человек — да ведь не всякий же!
И пусть он, неподдавшийся, осмеян нынче, затравлен, загнан в молчание и одиночество… но…стоит неколебимо он, ни за какие пряники не способный расстаться с совестью.
Из книги Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь…»
Из сети
15 марта в 1937 году родился Валентин Григорьевич РАСПУТИН, советский и российский писатель-прозаик и общественный деятель. Валентин Григорьевич Распутин появился на свет в крестьянской семье, в селе Усть-Уда Иркутской области.
После окончания школы он поступил в Иркутский государственный университет на историко-филологический факультет, работал в молодежной газете внештатным корреспондентом. После окончания университета он продолжил работу в газетах Иркутска и Красноярска. Писал очерки и рассказы.
С 1967 года Валентин Распутин является членом Союза писателей. В том же году в Красноярске увидела свет его первая книга рассказов – «Человек с того света».
Лучшие произведения Распутина были написаны в 1970–1980-х годах: «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Век живи – век люби», «Пожар».
Семь его произведений, в том числе «Уроки французского» и «Живи и помни» были экранизированы.
Валентин Григорьевич награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени и другими наградами, имеет звание Героя Социалистического труда, является почетным гражданином города Иркутска.
Валентин Распутин дважды становился лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, а также премий имени Федора Достоевского, Александра Солженицына и Сергея Аксакова и др.
Валентин Распутин жил и работал в Москве и Иркутске. Начиная с 1985 года, он принимал активное участие в общественной жизни страны. Выступал против реформ перестройки. Не стало Валентина Григорьевича 14 марта в 2015 году…
Из сети
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.