Людмила Михайловна Савельева

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0

С днём рождения, Людмила Михайловна!

Сегодня, 24 января, народная артистка РСФСР Людмила Савельева, отмечает юбилей. Ей исполняется 80 лет! Легко и стремительно, словно в прыжке, Людмила Савельева ворвалась в мир кино.

Сменила сцену Мариинки, тогда еще Театра имени Кирова, на съемочную площадку, пуанты – на бальные туфли Наташи Ростовой. Фотографию юной балерины увидел режиссер Сергей Бондарчук и после нескольких проб утвердил на главную роль в легендарной постановке «Войны и мира».

Эти кадры навсегда вошли в историю кинематографа….В кино дебютировала в 1964 году в экранизации балета «Спящая красавица».

Первая большая роль — Наташа Ростова в фильме С. Ф. Бондарчука «Война и мир» — принесла актрисе всемирную славу.

На Московском кинофестивале за роль Наташи Ростовой юная Савельева получила сразу две награды – за лучший дебют и приз зрительских симпатий.

Людми́ла Миха́йловна Саве́льева — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР. Википедия
Родилась: 24 января 1942 г. (79 лет), Санкт-Петербург, СССР
В браке с: Александр Збруев (с 1967 г.)

Для миллионов она так и осталась Наташей. В честь ее героини называли дочерей все, кто сходил с ума по фильму «Война и мир».

Неудивительно, что «Оскар», который доверили получить именно Людмиле Савельевой, был лишь малой толикой признания, которое обрушилось на никому не известную юную балерину.

«Она станцевала Наташу Ростову», — утверждали строгие критики. Мир рукоплескал.

Не устоял даже сдержанный на сантименты Восток: 1972-й был объявлен в Японии годом Савельевой… Девочка, которая танцует.

В детстве Люсенька (как называли Людмилу друзья и родные) постоянно улыбалась и танцевала. Откуда в этой маленькой ленинградке, перенесшей чудовищные месяцы блокады и еле вырвавшейся из когтей смерти, было столько света и оптимизма, не понимали даже самые близкие — родители и сестры.

Как-то раз она встретила на улице балерину, которая просто сразила девочку своей красотой и грацией.

И Люся твердо решила что непременно стать балериной! В этом решении ее поддержала бабушка, которая, не рассчитывая, впрочем, на особый успех, отвела внучку в хореографическое училище.

— Девочек там было несметное количество! — вспоминает актриса.

— А я почему-то была уверена, что артистка должна все время улыбаться. Первый тур на профессиональную пригодность я прошла легко: не зря столько танцевала на носочках и задирала ноги. Во втором туре исполнила вальс и польку. Члены комиссии даже не поверили поначалу, что танец я сама поставила.

А когда я пришла на третий тур, то услышала: «Это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» И меня приняли.

Вскоре девочка уже танцевала на сцене Мариинки: в одиннадцать лет она дебютировала в «Щелкунчике» — исполнила танец с кувшинками.

Все началось с почти случайного снимка, который какой-то английский фотограф сделал для рекламного буклета. Вскоре этот буклет издали, и на последней полосе с подписью «Будущая звезда русского балета» было фото Савельевой. «Боже мой, что же я с ней буду делать…»

Вскоре портрет девушки попал к помощнице Сергея Бондарчука, которая, нарушив запрет шефа, — «Балерин не смотреть, все они плохие артистки!» — все-таки решила поискать нужный образ в Мариинке.

К тому моменту режиссер уже просмотрел более трехсот претенденток на роль Наташи, но так и не нашел подходящую. Впрочем, и Людмила, которую все-таки «заманили» на пробы в Москву, ему сначала не понравилась.

Приехали мы на «Мосфильм», — рассказывает актриса.

— Это было ужасно: по лестнице спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я — серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу.

В его взгляде читалось: «Боже мой, что же я с ней буду делать…»

Люся должна была прочитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: «Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?» Но у нее ничего не получилось. Ей дали еще один шанс.

Пришли на следующий день (Наступило завтра), и… вот чудо!

Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла про камеры… выскочила на какой-то помост и сыграла эту сценку. Слышу голос Сергея Федоровича: «А в вас что-то есть от Наташи!»…

После проб Люся отправилась в родной Ленинград ждать решения кинематографистов. Через несколько дней принесли телеграмму: «Поздравляем Наташу!»
«Войну и мир» снимали 5 лет.
 
Первое время Людмила разрывалась между двумя городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не заезжая в гостиницу, — на съёмки. Такой график даром не прошёл — актриса несколько раз падала в обморок прямо на площадке.
 
Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленинграде. Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить… столярным клеем.
 
Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы…
 
Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.
 

Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться.

Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не поспорил.

А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом». Заграница встретила Людмилу Савельеву с распростёртыми объятиями.

Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Именно Савельевой доверили получить главную мировую кинематографическую награду — «Оскар». Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках.

В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами.

Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи».

Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.

Людмила Савельева и Александр Збруев отдыхают в кафе в перерыве между съемками фильма «Чайка». 1970 год. Фото Юрия Абрамочкина / РИА Новости
Супруги-актёры Александр Збруев и Людмила Савельева, конец 1960-х.
«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым.
 
«Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой.
 
«В Саше всегда было эдакое мальчишеское озорство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева.
 
— Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь»
Из сети
 
Участники 4-го Московского международного кинофестиваля — Ирина Скобцева, Анастасия Вертинская, Людмила Савельева и Вячеслав Тихонов — перед началом показа фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», 1965 г.
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
avatar

Автор публикации

не в сети 3 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий