«Возможно, это покажется самонадеянным, но я ни о чем не жалею. Я много видела, много просмеялась и прострадала… Почувствовала объем жизни и не отказываюсь ни от одного своего дыхания.
Это моя жизнь, и я рада, что она прошла так наполненно. Работа, встречи с интересными людьми… Одни прошли, другие задержались» «Все, что было, и было счастьем, только мы этого не знали»
© Наталья Гундарева
ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ… Нередко сейчас можно услышать: «Гундарева исполнила столько ролей — от буфетчицы до королев, что в своей профессии успела вдоволь наиграться». Может быть, и так. Наиграться успела. Только мы на неё не успели насмотреться…
… Девочкой Наташа нисколько не стеснялась своей полноты, хотя и выглядела из-за этого немного старше своих лет. Ширококостная и рослая, она одевалась очень скромно.
Несмотря на полноту, посещала баскетбольную секцию, бальные танцы, бегала на лыжах. Часто в ветреную погоду ходила без шапки, доказывая всем, что «морозоустойчивая».
А позднее, в училище, студентка Гундарева без устали занималась сцендвижением и хореографией, словно в отместку педагогам, говорившим, что полнота ограничит её актёрские возможности.
Однажды Гундарева попала в автомобильную аварию. Но едва оправилась после травмы, как снова села за руль.
А. А. Гончаров узнав, что она после аварии опять самостоятельно управляет автомобилем, спросил: «Наташа, вы опять доказываете, что всё можете?»
Сама же актриса сравнивала свою жизнь с Олимпиадой, когда каждый участник стремится следовать её закону: «Дальше всех! Выше всех! Лучше всех!»
В 1979 году удачи, что называется, преследовали все работы Гундаревой. Одной из таких безусловных «фортун» стал выход в прокат картины «Осенний марафон» режиссёра Георгия Данелии по пьесе Александра Володина.
Вот отрывок из интервью актрисы в газете «Советская культура»:
«Намучилась вволю, и со мной намучились, много переснимали. Меня всё время тянуло играть в привычной манере — на бурной эмоции, с широким жестом — ну как, скажем, в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова» или в «Трактирщице». А надо было сдержанно, с потаённой болью, которая может быть «громче» бурных рыданий…
…Нина многому меня научила, я полюбила её, как любишь всё, что рождается с большим трудом. Я проникла в её состояние, когда сидит она длинными тоскливыми вечерами одна у телевизора, с застывшим в глазах страхом: а вдруг именно сегодня муж её Бузыкин, добрый и сеющий кругом одни страдания, объявит, что, наконец, совсем уходит к другой?
И однажды, когда отсняли уже сцену, а я всё не могла унять слёз о судьбе своей несчастной Нины, Данелия сказал: «Из-за этих слёз и должна была именно ты играть Нину». Вот где слух и зрение настоящего художника сказались — Данелия задолго наперёд знал, что они будут, эти слёзы».
В Щукинском до сих пор ходит такая байка: будто второкурсницей Гундарева на экзамене по мастерству настолько ярко сыграла возрастную роль Домны Платоновны в лесковской «Воительнице», что тогдашний ректор Борис Захава, сыгравший роль Кутузова в фильме-эпопее «Война и мир» режиссёра С. Бондарчука, восхищённо вскричал: «Гундаревой уже нечему учиться — пора на сцену. Я уже сейчас готов выдать ей диплом!»
Год 1980-й был всем нам памятен проведением Олимпиады в Москве. А для Натальи Гундаревой он был запоминающимся ещё и потому, что в этом году она поставила свой «олимпийский рекорд». На экраны кинотеатров просто хлынули фильмы, в которых она снималась, — восемь картин, каждые полтора месяца — новая роль. Рекорд!
Первый фильм — «Белый снег России», где рассказывалось о гениальном шахматисте, чемпионе мира, как его называли современники — «шахматном короле» Александре Алёхине. В главной роли снялся актёр Александр Михайлов.
А Наталья Гундарева сыграла жену Алёхина. Русская дворянка, блестяще образованная женщина, Надежда очень тяжело переживает в эмиграции разлуку с родиной, и едва ли не избавлением для неё стала нелепая смерть в автомобильной катастрофе.
— Сказать, что мне нравилось с ней работать, — вспоминал Александр Михайлов про съёмки вместе с Натальей Гундаревой, — это значит ничего не сказать. Она очень интересный и талантливый человек.
Фильм «Белый снег России» был «стартовым» в сотрудничестве Гундаревой и Михайлова. Потом они вместе сыграли в картине «Одиноким предоставляется общежитие» и в одной из серий сериала «Следствие ведут Знатоки». Народная молва, как когда-то с Шакуровым, «поженила» Гундареву и Михайлова.
КАК утверждала в своё время Наталья Гундарева, главное, чем должен заниматься популярный актёр, — это сохранением своего таланта.
Например, обязательное для многих современных актёров появление на модных светских «тусовках» она открыто называла вертепом, по её глубокому убеждению, такое времяпрепровождение пустое, поскольку ничего не приносит ни душе, ни уму, зато организм физически преждевременно изнашивается. Мол, тут в бар приглашают, здесь подарки дадут — то авторучку, то жвачку. А надо ли серьёзному актёру всё это?
У Натальи Георгиевны было правило — в день, когда у неё был назначен спектакль, она старалась пройти от своего дома, расположенного на Тверской, до Театра Маяковского, который выходит на Большую Никитскую, пешком. Такой путь всегда занимал у неё около 35 минут, которые она называла «моё время».
В этот период актриса имела возможность побыть наедине с собой и поразмыслить о многом. А вот времени для «вертепов» она себе в жизни не выделяла — зачем транжирить себя, когда, напротив, надо себя любить и беречь.
Наталья Гундарева никогда не афишировала свою личную жизнь. В прессе мелькали сообщения, например, о том, что в её доме вся мебель выдержана исключительно в тёмных тонах, шторы всегда закрыты, она не любит свет, живёт в полумраке.
Её муж — блистательный актёр Михаил Филиппов, невысокий, коренастый человек с внешностью Наполеона. По странной случайности Михаил Иванович и родился с ним в один день, и его роль играл на сцене театра в одноимённой пьесе Брукнера.
До Гундаревой М. И. Филиппов был женат на дочери могущественного начальника КГБ Ю. В. Андропова. Михаил Филиппов, брак с которым актриса заключила в 1986 году, стал главным человеком в жизни Натальи Гундаревой.
С ним Наталья Георгиевна познакомилась в театре: тогда она уже считалась примой, а Михаил Иванович только пришёл в театр (до этого он четыре курса проучился на филфаке, потом окончил ГИТИС).
Гундарева признавалась, что в начале супружеской жизни муж ревниво относился к её славе, и поэтому у них возникали проблемы, но с годами супруги нашли общую тональность.
Гундарева говорила: «Нас спасает абсолютная несхожесть во всём. Думаю, что если люди во всём похожи, то очень скоро им станет скучно друг с другом». Личная жизнь у актрисы определённо стояла на втором месте после театра.
Наталья Георгиевна обожала заниматься домом, вязать, готовить, рисовать акварелью замысловатые цветы и натюрморты, но из-за работы ей постоянно не хватало на всё это времени.
В ПОСЛЕДНИЙ театральный сезон Наталья Георгиевна работала в привычном для неё напряжённом ритме, когда кажется, что каждый прожитый день — последний.
Может быть, она думала, что нагрузки, которым она подвергала своё здоровье, уже стали нормой, а в таком состоянии, как правило, бывает трудно остановиться, оглядеться и перевести дыхание.
Казалось, что нет такой силы, что могла бы остановить эту великую труженицу русской сцены. Так, в сезоне 2000/2001 актриса Театра им. Маяковского Наталья Гундарева отыграла роли в трёх спектаклях — Глафиру Фирсовну в «Жертве века», Огневу в «Театральном романсе» и Леттис Дуффе из «Любовного напитка».
Она была верна и своему режиссёру, и своему театру, сравнивая своё отношение к театру с отношением к семье, к браку: «один раз и на всю жизнь».
Ведь Наталья Георгиевна даже праздники обычно проводила в театре. Актриса почти всегда оказывалась занятой в спектаклях, которые идут вечером 31 декабря — в ночь под Новый год.
В одном интервью на вопрос журналиста о том, как она начинает свой день, Гундарева иронически ответила: «Рука тянется к голове и за волосы вытягивает меня из постели».
В последние годы Наталья Гундарева часто снималась в телесериалах, воплощая на экране образ деловой женщины средних лет.
Стройная, красивая, подтянутая, она отошла от амплуа грубоватой простушки, которое «перевешивало» в актрисе в былые времена. К подобным проектам следует отнести одну из последних её ролей — психолога Марины в сериале «Любовь.ру».
Рассказывает режиссёр Владимир Владимирович Басов: — Профессионал она, конечно же, была высочайший и выносливостью отличалась неимоверной. Судите сами, из 48 съёмочных дней — июль — август — она занята в 40.
Её работа шла каждый день, а снимали мы тогда почти по 18 часов в сутки. Мы снимали сериал прогрессивным методом — огромными кусками.
У Наташи были большие по продолжительности сцены, когда ей приходилось сразу произносить много текста.
Ставились по три камеры, и она на каждую из них работала. Это было сложно, даже ошибки в тексте были чреваты большими пересъёмками.
Но вот что значит высокая ответственность Гундаревой! Ни разу не было, чтобы она свой текст проговорила с ошибками или хотя бы даже запнулась.
Молодец! Мы тогда все сцены с ней снимали просто с первого дубля. Талантливейшая актриса!
Об ответственности Гундаревой во время работы ходили легенды. Из-за этого, как утверждали многие партнёры, с ней было легко общаться.
Наталья Георгиевна всегда приходила в театр рано — за час-полтора до начала спектакля, очень серьёзно к нему готовилась, спускалась на сцену раньше других актёров и, стоя за кулисами, вслушивалась в шум зала, пытаясь угадать его сегодняшний настрой.
НАТАЛЬЯ Гундарева принадлежит к тому поколения, для которого существовали высокие идеалы, может быть, потому она и стала так любима всеми, что каждый её персонаж помимо уникальной индивидуальности актрисы, её обаяния, ума и душевной щедрости нёс ещё и черты тех самых идеалов.
Когда сегодня пересматриваешь фильмы и спектакли с её ролями, то неизменно находишь в них всё новые и новые черты — современные, живые.
Значит большинство работ Натальи Гундаревой было устремлено в будущее, и очень точным был её художественный «посыл», если эхо его и ныне доходит до зрителя.
Нередко сейчас можно услышать: «Гундарева исполнила столько ролей — от буфетчицы до королев, что в своей профессии успела вдоволь наиграться».
Может быть, и так. Наиграться успела. Только мы на неё не успели насмотреться…
Из сети
Гундарева властно, по-королевски вошла в искусство. Еще будучи студенткой второго курса Щукинского училища, она удостоилась высочайшего комплимента от ректора, умудренного опытом Бориса Захавы, заявившего, что он уже сейчас выдал бы Наташе диплом артистки.
Столь же победительно заняла она лидирующее положение в Московском театре им. В. Маяковского, где не только была сильнейшая женская часть труппы (а мужская еще сильнее), так еще и царила Татьяна Васильевна Доронина, у которой и талант, и пробивная сила, как танк.
Не догадывалась Татьяна Васильевна, что в театре уже накапливал мощь другой «танк» — молодая артистка Наташа. Именно Доронина была назначена на роль Липочки в спектакле Андрея Гончарова «Банкрот», Гундарева была во втором составе, на подхвате, но во время загранкомандировки Татьяны Дорониной Наталья Гундарева как застолбила за собой Липочку, так в дальнейшем и не отдала лидирующее положение в спектакле и театре.
Доронина поэтому и покинула «Маяковку»: почувствовала, что Гончаров сделал ставку на Гундареву.
С тех пор и Светлана Немоляева, и Алла Балтер, и Татьяна Васильева, и Евгения Симонова, и другие яркие актрисы, служившие в «Маяковке», вынуждены были согласиться с тем, что играют от случая к случаю, а Гундарева играет всегда и лучшее.
Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда», Люська в «Беге», леди Гамильтон в «Виктории», множество других ролей — она была хозяйкой театра, королевой театра, едва ли не единственной актрисой, на которую грозный и неудержимый Гончаров не кричал на репетициях (а орал Андрей Александрович во время репетиционного процесса виртуозно).
Можно представить, как завидовали ей в театре, порой недолюбливали, а порой ненавидели, и эта ненависть была ничуть не меньше, чем зрительская любовь.
На репетициях «Жертвы века» Гончаров говорил Симоновой: «Ты не пытайся в сценах с Наташей ей противостоять — не получится. Ты только отстреливайся, отстреливайся…»…
… Они — худрук и его прима — были связаны невидимыми нитями. Неслучайно тяжелая болезнь Гундаревой по времени совпала со смертью Гончарова. Плодотворный, яркий, даже ярчайший период в жизни театра им. В. Маяковского был, таким образом, исчерпан. Сегодня там другой период, другой худрук, другие примы. Но масштаб явно не тот…
Автор: Татьяна Ельчанинова
Михаил Филиппов и Наталья Гундарева: «все, что было, и было счастьем»
«Любовь не подошла, не подкралась, а поразила нас двоих. Так вовремя мы нашли друг друга, но как поздно!» — так грустит о своей любимой супруг Натальи Георгиевны в книге воспоминаний, которую он написал через два года после ее смерти.
Актер тяжело переживал невосполнимую потерю, — он отнекивался от расспросов журналистов, не давал интервью, замкнулся в себе. Но вскоре все накопившиеся эмоции выплеснул в потрясающей книге «Наташа», эпиграфом к которой стали слова: «Просто есть желание снова поговорить о Ней».
И вдруг мы узнаем любимую актрису совсем с иной стороны — трепетной, хрупкой, нежной и по-детски беззащитной. В этой зрелой женщине, дивным образом, жил малыш, маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью раскрывает каждому все свои секреты.
Михаил вспоминает о Наталье, словно обращается к ней, как к святыне — каждое местоимение — с заглавной буквы: " А я, оказывается, многих работ Твоих не видел, и не удалось бы пересчитать Твои титулы, но я знал Твои веснушки и рад этому."
Весь их путь чередовался встречами и расставаниями. У Натальи было много съемок, она путешествовала с гастролями по стране. Филиппов тоже достаточно времени проводил в командировках. "Выдавались дни, когда, едва увидев Тебя, я тут же уезжал на вокзал или в аэропорт. Такие моменты только усиливали отношения, вынуждали нас ценить каждый миг, снова и снова познавая и открывая друг друга."
Филиппов сравнивает жену с грустной девочкой, в которой таилась никому не известная печаль. "Ангел осени", открытый всем благам жизни, но как никто, переживающий чужое горе, грубость и несправедливость.
Так в одном из интервью артистка с горечью высказалась о духовном перерождении театра: «Я думаю, что театр из Храма превращается в балаган. Из обители духовности и нравственности — в царство цинизма.» Сказала так, словно прочувствовала эту боль каждой своей клеточкой…
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. В иллюстрированной книге "Наташа" мы узнаем любимую актрису еще и как неординарную художницу: ее пейзажи настолько реалистичны, что, кажется, дотронешься до цветка, и в ладони упадет капля росы. Но в последних ее набросках чаще встречаются образы Богоматери. Наверное, это что-то очень личное, а, может, предчувствие трагического конца…
«Мне по душе все в этом мире — любая погода, любой настрой. Не верю в перемещение души и полагаю, что человек проживает лишь одну жизнь. Есть желание прочувствовать всю полноту жизни и так во многом разобраться». В этих словах — вся Наталья Гундарева, искренняя и светлая, как и ее чувство…
Александра Кузнецова
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.