Даша Севастопольская. Первая сестра милосердия

размещено в: Женские судьбы | 0

Даша Севастопольская. Первая сестра милосердия.

Известно о Даше очень мало. Когда началась Крымская война, длившаяся три года, ей было всего 17 лет. Родилась Даша в 1836 году на окраине Севастополя в семье матроса 10-го ластового экипажа Лаврентия Михайлова.

Она рано потеряла мать, имя которой история не сохранила. Известно только, что мать Даши была дочерью матроса и зарабатывала на жизнь стиркой белья. С 12 лет Даша тоже начала стирать бельё и на заработанные деньги даже смогла приобрести корову, но это было её единственное богатство.

А в 1853 году в кровопролитном бою при Синопе погиб отец. Однако и при жизни отца его жалованье было невелико – ведь на моряках казна экономила. Маленькая худенькая девушка с толстой русой косой осталась в ветхом, полуразвалившемся доме совсем одна.

Как жить дальше? В её положении любой бы отчаялся, но не Даша. Она совершила поступок, странный для постороннего взгляда. Соседи решили, что, видно, бедная сирота тронулась умом от горя и страданий, но она действовала совершенно осознанно и целеустремлённо, по велению своего сердца.

Даша отрезала косу, переоделась в форму матроса, продала всё имущество, обменяла драгоценную корову, которая не давала ей умереть с голода, на лошадь с повозкой. Накупила уксуса и белого полотна и превратила свою повозку в перевязочный пункт.

Дашина повозка двинулась к берегам Альмы, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — Альминское. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя.

Целыми днями, без устали, Даша ездила на передовую и обратно, вывозя раненых, за которыми некому было ухаживать, при этом не разбирая, кто перед ней – русский, француз, англичанин или турок.

«Потерпи, любезный, всё будет хорошо, миленький», – с этими словами Даша обмывала и перевязывала раны. Как могла, она старалась облегчить участь раненых. Солдаты так полюбили молоденькую «сестрицу», что очень часто, умирая, завещали ей кто часы, кто деньги.

После поражения русских войск при Альме, под Балаклавой и Инкерманом началась блокада Севастополя. Один из домов Даша приспособила под госпиталь. Ей помогали другие женщины, делая то, на что хватало сил и средств, а необходимые перевязочные материалы, еду, одеяла приносили горожане.

Даша пережила удар, когда осколком убило её лошадь, и ей пришлось вытаскивать раненых на себе, но, к счастью, один из офицеров приказал привести ей новую. А вскоре вместе с другими добровольными сёстрами Даша перешла в подчинение к знаменитому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову.

В Крым «для поднятия духа русского воинства» приехали младшие сыновья императора, Николай и Михаил. Они же и написали отцу о том, что в сражающемся Севастополе «ухаживает за ранеными и больными, оказывает примерное старание девица по имени Дарья».

Николай I приказал ей пожаловать золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром.

По статусу золотой медалью «За усердие» награждались те, кто уже имел три медали – серебряные, но для Даши император сделал исключение. А ещё 1000 рублей он обещал ей после замужества.

Вскоре из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестёр милосердия. Это были удивительные женщины, которых недаром называли «белыми голубками». Сёстры милосердия, по словам Пирогова, перевернули севастопольские госпитали «вверх дном», навели порядок и чистоту, наладили лечение и питание раненых. Им даже удалось укротить нечистых не руку интендантов, и снабжение госпиталей резко улучшилось.

Летом 1855 года Даша вышла замуж за рядового 4-го ластового экипажа Максима Хворостова и получила обещанные императором 1000 рублей серебром.

Когда закончилась война, Севастополь лежал в руинах. Многие жители, лишившиеся своих домов, покидали город. Чтобы иметь средства к существованию, Дарья купила трактир в поселке Бельбек, но быть хозяйкой трактира у неё не получилось.

Вскоре, продав имущество, она поселилась с мужем в портовом городе Николаеве, вблизи моря. После расставания с мужем (одни источники говорят, что из-за его пьянства, по другим – он рано умер) Дарья вернулась в Севастополь, где до конца дней тихо и скромно прожила на родной Корабельной стороне.

Родственников никого в живых не осталось, и Дарья Лаврентьевна коротала свои дни в покое и одиночестве.

Старожилы вспоминали, что умерла она в 1910 году и была похоронена на кладбище в Доковом овраге.

Могила самоотверженной женщины не сохранилась, на месте кладбища теперь разбит сквер, но память о Даше Севастопольской живёт в народе, и это главное.

Из сети

Даша Севастопольская, скульптура на здании панорамы обороны Севастополя
Рейтинг
5 из 5 звезд. 2 голосов.

Автор публикации

не в сети 7 дней

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий