«А зори здесь тихие», «Дело было в Пенькове», «Эскадрон гусар летучих», «И на камнях растут деревья» — всё это снял режиссер (и сценарист) Станислав Ростоцкий, родившийся 21 апреля 1922 года.
Его картина «Доживем до понедельника» получила золотой приз на VI Международном кинофестивале в Москве.
А его экранизация романа Троепольского «Белый Бим – Черное Ухо» была удостоена Главной премии на фестивале в Карловых Варах и номинирована на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Станислав Ростоцкий знал о войне не понаслышке, и однажды признался: «Меня вытащила из боя женщина. На своих руках. Ее звали Аня Чегунова. Она не видела картину «А зори здесь тихие…» — к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и рассказывал, что происходит на экране… Аня знала, что я снимал этот фильм как благодарность ей и всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».
11 февраля 1944 года Станислав Ростоцкий получил тяжёлое ранение в сражении 29-го гвардейского кавалерийского полка под Дубно, куда был направлен с заданием.
«По мне танк проехал… Жив я остался только благодаря друзьям и тому, что вот эта (нижняя) часть тела провалилась в окопчик. Поэтому была разрушена только нога и грудная клетка. И рука была оторвана. А потом ещё осколком в лоб съездило… Я был абсолютно беспомощный, и молодцы ребята, что отняли у меня пистолет. Потому что, если бы они не отняли, то я бы, наверное, застрелился.»
Он был спасён одним из проходивших мимо солдат, затем фронтовая медсестра Анна Чугунова дотащила его до госпиталя. Именно ей Ростоцкий посвятил свой фильм «А зори здесь тихие». Потом были госпитали в Ровно и Москве, операции, пункции, перевязки. В августе 1944 года вышел инвалидом второй группы. Из-за развившейся гангрены ему ампутировали ногу ниже колена, и всю оставшуюся жизнь он носил протез. При этом вёл активный образ жизни, и многие даже не догадывались о его травме. Он отказывался ходить с палкой даже в конце жизни, когда испытывал особенно острые боли.