Елена Васильевна Образцова

размещено в: Певцы и певицы | 0
Еле́на Васи́льевна Образцо́ва — советская и российская оперная певица, педагог, профессор Московской консерватории. Солистка Большого театра, актриса театра и кино. Википедия
Родилась: 7 июля 1939 г., Санкт-Петербург, СССР
Умерла: 12 января 2015 г. (75 лет), Лейпциг, Германия

Сегодня,7 июля, исполнилось 82 года со дня рождения Елены Образцовой

Елену Образцову называли лучшей Кармен на мировой оперной сцене. Судьба не щадила гениальную женщину – но не смогла отнять у нее ее таланта и достоинства, и длинный список ее наград и почетных званий лишь в малой степени отражает подлинные заслуги перед искусством.

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ОБРАЗЦОВА (7 июля 1939 — 12 января 2015) — советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, оперный режиссёр, педагог, профессор Московской консерватории Герой Социалистического Труда Народная артистка СССР Лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки

Елена Васильевна —  выпускница Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

В 1964 году она стала солисткой Большого театра, где дебютировала в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и последующие годы исполняла ведущие партии на сцене Большого театра.

Пела во многих оперных театрах мира, в том числе и в знаменитом «Ла Скала». Так же пела на многих известных музыкальных фестивалях.

В определённый период своей жизни она вела успешную преподавательскую деятельность в МГК имени П. И. Чайковского, а в 1984 году стала профессором. Так же преподавала в музыкальной академии Токио.

Елена Образцова успешно занималась режиссурой. Ею была поставлена постановка оперы Ж. Массне — «Вертер». В разные годы исполняла главные роли в музыкальных фильмах.

Из сети

– А семья ваша была как-то связана с музыкой?

– Папа замечательно играл на скрипке и пел. Так же, как и его брат. Но профессия у него была другая, инженер. А мама была конструктором.

– Но ваш отец был против поступления в консерваторию. Почему?

– Папа говорил, что если я стану певицей, то «опозорю нашу семью» и «буду петь в кинотеатре перед киносеансами».

– Но в конце-то концов папа оценил ваш талант?

– Он не слишком много говорил на эту тему. Но помню, когда я вернулась победительницей с конкурса молодых исполнителей, дома над пианино висел плакат «Привет лауреатше!», написанный моим папой. Не скрою, было приятно.

– Но наличие голоса – это же далеко не все для певца. Какие еще качества для него необходимы?

– Если бы мне подарили скрипку Страдивари, я бы не знала, что с нею делать. И уж точно не могла бы на ней играть.

Так и с этим божьим даром, дающимся нам свыше: прежде, чем кем-то действительно стать, ты должен тщательно шлифовать голос, страшно много работать над своим инструментом, чтобы сделать из него что-то стоящее.

Да, очень важно освоить технику пения, но кроме того, нужно получить и фундаментальное музыкальное образование, изучать литературу, живопись и многое другое. Но самое главное – когда ты выходишь на сцену, ты должен знать, что именно хочешь сказать людям.

– Помните, как поступали? Что пели на экзамене?

– Помню, что я страшно надоела своим пением приемной комиссии. Сначала спела арию и, не увидев на их лицах особой реакции, спела еще песенку, а потом народную. В конце концов я не выдержала и попросила приемную комиссию оценить мой «диапазон голоса». Тут уже все рассмеялись, и я поняла, что, наверное, им понравилась.

– Боитесь ли вы возраста? Боитесь ли старости? Да и есть ли она вообще? Или же она – лишь наша иллюзия, воплощение каких-то собственных страхов?

– Страха перед старостью у меня нет, я уже старая. Единственно, о чем можно тут сожалеть, что годы уносят здоровье. А так я люблю этот мой возраст, он приносит мудрость. Мне важен весь опыт, полученный мною благодаря узнаванию мира, каких-то жизненных ситуаций, общению с людьми.

Я вспоминаю все книги, мною прочитанные, и музыку, мною прослушанную, зверушек, которых удалось спасти и вырастить. Благодаря всему этому ко мне пришел внутренний покой и философское отношение к жизни. Правда, жалко иногда думать, что скоро и помирать…

– Известно, что сцена провоцирует в людях немало пороков. Один из самых скверных из них – это зависть. Приходилось ли вам от нее когда-либо защищаться?

– Зависть меня никогда не волновала. Равно как и ревность. Более того, я никогда о них не задумывалась.

Самый скверный из известных мне сценических пороков – это непрофессионализм. Ужасно, когда ты оказываешься на сцене рядом с профессиональным калекой.

– В своих интервью вы не раз говорили, что каждый день сдаете экзамен Господу Богу. У вас с ним и впрямь столь интимные отношения?

– Во всяком случае, я понимаю, что все те тяготы и страдания, которые даются мне Господом, случаются в моей жизни не зря.

И никогда не стоит пищать, жаловаться, кого-то обвинять, а надо говорить Ему: «Спасибо, что дал только это».

(Елена Образцова (1939 -2015). Из интервью.

«Науку не ныть мне преподали два человека, — рассказывала Образцова.
 
— Уже будучи известной певицей, но еще не имея возможности позволить себе СВ, я ехала в купе с мужчиной средних лет и двумя молодыми женщинами.
 
Соседки стали пытать меня о жизни и работе. Я принялась жаловаться: — Да ужас просто — мужа и ребенка не вижу, все время в разъездах. От постоянного напряжения в любой момент может пропасть голос.
 
Мужик слушал молча, а потом спросил: — А в каменоломнях, как я, поработать не хочешь? И так мне стало стыдно…
 
Другой урок получила от врача. На протяжении сорока лет я мучилась жуткими мигренями: если начинался приступ, сутки, а то и больше не могла встать с постели. Доктора предполагали, что моя болезнь — следствие блокадной голодухи.
 
Во время очередного приступа вызвали «скорую». И вот в комнате появляется женщина в белом халате — высоченная и мощная. Я, лёжа, причитаю: — Господи, за что мне эти адские боли?! Никому никогда плохого не желала, зла не делала!
 
И вдруг врачиха упирает руки в боки и рокочет басом: — Ах ты бесстыжая баба! Я от неожиданности чуть с дивана не свалилась.
 
— Да ты скажи спасибо, что только это! Знаешь, сколько людей годами лежат, прикованные к постели, и кричат от настоящих мук?! Когда у тебя что болит, говори: «Господи, спасибо что только это!»
 
Сложно поверить, но боль тут же стала уходить. В течение того года у меня ещё случались приступы, но гораздо реже и не такие сильные. А потом я вообще про них забыла. С тех пор, что бы ни случилось, говорю: «Господи, спасибо что только это!»
 
Елена Образцова. Народная артистка СССР
 

Одна из величайших оперных певиц современности, Елена Васильевна Образцова, родилась перед самой войной – 7 июля 1939 года. Ее родители жили в Ленинграде.

У отца Елены, Василия Михайловича, был прекрасный баритон, он хорошо играл на скрипке, однако выбрал профессию инженера, и, по словам певицы, относился к пению со сцены чрезвычайно критически.

Начало войны застало Лену с матерью, Натальей Ивановной, в Ленинграде, откуда они смогли выехать по льду Ладоги только в 1943 году. Первыми воспоминаниями девочки стали обстрелы, голод, смерть людей.

По возвращении из эвакуации семью ждало новое испытание – их квартирой и вещами завладели посторонние люди, и лишь немногое из имущества семьи удалось выкупить назад.

Однако среди выкупленных вещей был патефон и пластинки, под которые девочка распевала с утра до вечера. Она выучила наизусть «Сильву» и заявляла, что будет петь в оперетте.

Поступив в школу, Лена сразу же записалась в школьный хор, затем стала петь в хоре Ленинградского дворца пионеров.

В 1954 году она впервые солировала на концерте, однако в этом же году Василий Михайлович был переведен на работу в Таганрог, и семья отправилась за ним.

В Таганроге Елена стала заниматься пением в музыкальной школе им. Чайковского. Однажды после отчетного концерта, девушка получила приглашение поступить в Ростовское музыкальное училище, и была принята сразу на второй курс.

Однако отец категорически возражал против профессиональных занятий вокалом, и после возвращения в Ленинград Елена поступила на подготовительное отделение радиотехнического института.

Однако девушка решила по-своему – втайне от родителей отправилась на экзамены в Ленинградскую консерваторию и успешно преодолела огромный конкурс.

Дома разразился огромный скандал, отец перестал разговаривать с дочерью, и смягчился лишь тогда, когда в 1962 году, будучи третьекурсницей, Елена победила на Всесоюзном вокальном конкурсе им. Глинки и на фестивале молодежи в Хельсинки.

А еще через год она вышла на сцену Большого театра, спев Марину Мнишек в «Борисе Годунове». Став солисткой Большого, Елена перешла на заочное обучение, а на своем выпускном экзамене в 1964 году получила невиданную оценку – «пять с плюсом».

В этом же году Елена Образцова отправилась на свои первые зарубежные гастроли. Она пела небольшие партии – княжну Марию в «Войне и мире», гувернантку в 'Пиковой даме', однако ее исполнение привлекло внимание искушенной итальянской публики и вызвало одобрительные статьи в прессе.

За очень короткий срок Елена Образцова добилась признания как у себя на Родине, так и за рубежом. Большой диапазон голоса, бархатистый тембр, мощное звучание, яркая внешность и умение держаться на сцене завоевали сердца миллионов поклонников.

Знаменитый импресарио Сол Юрок называл Образцову певицей экстра-класса, режиссер Франко Дзеффирелли ставил ее в один ряд с Анной Маньяни в кино и Марией Каллас на оперной сцене.

В 1974 году в Барселоне она участвовала в своеобразном соревновании. Театр «Лисео» показал четыре постановки «Кармен» с разными исполнителями – и постановка Дзеффирелли с Образцовой в главной роли была признана лучшей!

Критики отмечали не только великолепные вокальные данные певицы, но и глубокую психологическую трактовку образа, своеобразие ее перемещений по сцене. Считается, что именно Образцова заложила основы концептуальных оперных спектаклей, которые получили развитие десятилетия спустя.

Певица триумфально выступала на Сезоне оперы в Сан-Франциско (1975), на сцене нью-йоркского «Метрополитен» (1976-77), на фестивалях в Оранже (1979) и Зальцбурге (1978).

Специально для нее писал музыку Григорий Свиридов, а в 1986 году Елена Образцова сама выступила в роли режиссера, поставив 'Вертера' на сцене Большого театра.

Певица исполнила более 85 оперных партий на сценах почти всех известных оперных театров мира, ее концертные программы включали произведения более чем ста авторов и множество жанров.

Елена Образцова приняла участие в создании 10 оперных альбомов с величайшими дирижерами и исполнителями, записанных на ведущих студиях мира.

Она снималась в телевизионных постановках, таких как «Кармен», «Веселая вдова», «Сельская честь» и других, а в 2000 году даже оказалась в центре скандальных слухов, исполнив роль главной героини-мазохистки в спектакле «Антонио фон Эльба» у Романа Виктюка.

В 2003-2004 годах певица исполняла джазовую концертную программу вместе с оркестром Бутмана. С 1973 года Елена Васильевна являлась преподавателем, а с 1984 года – профессором Московской консерватории, она также вела преподавательскую деятельность в Японии.

В 2007-2008 годах Елена Образцова руководила оперной труппой Михайловского театра в своем родном городе, и создала там центр работы с молодыми исполнителями.

Кроме того, в Москве работает созданный ею благотворительный фонд, направленный на поддержку музыкального искусства.

В жизни певицы была и великая любовь, и великая трагедия. Ее первый муж — физик Вячеслав Макаров, которому она в 1966 году родила дочь Елену. Однако через семнадцать лет семейных отношений, которые многие могли бы назвать идеальными, к певице пришла большая любовь.

Ее новым избранником стал дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис, с которым она прожила двадцать лет.

Смерть Жюрайтиса в 1998 году стала для певицы огромной трагедией, из которой ей пришлось выходить очень долго.

Елену Образцову называли лучшей Кармен на мировой оперной сцене. Этой великой певице было по плечу все — сложнейшие партии для меццо и для сопрано, рвущие душу романсы, современная классика и оперетта. При одном только ее появлении на сцене зал взрывался аплодисментами.

Судьба не щадила гениальную женщину – но не смогла отнять у нее ее таланта и достоинства, и длинный список ее наград и почетных званий лишь в малой степени отражает подлинные заслуги Образцовой перед искусством.

В 2014 году Елене Образцовой был поставлен страшный диагноз – белокровие. В клинике Лейпцига ей сделали сложную операцию по пересадке костного мозга, однако улучшение не наступило.

Последним, что Образцова исполнила для навестивших ее друзей, стала неаполитанская песня Musica proibita ('запретная музыка'). 12 января 2015 года великая певица ушла из жизни.

Рейтинг
5 из 5 звезд. 2 голосов.
avatar

Автор публикации

не в сети 3 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий