97 лет назад, 9 мая 1924 года, родился Булат Шалвович Окуджава.
В песнях Окуджавы дышал Арбат — малая родина, на фоне Пушкина снималось вечное семейство и птичка все вылетала и вылетала.
Где-то дымилась, падая, ракета, кавалергарды не обещали деве юной любови вечной на земле, а господа юнкера становились офицерами. Девочка плакала, шарик летел, виноградная косточка прорастала из земли, и вместе со всем этим прорастало в наших душах что-то очень хорошее, безумно простое и безумно сложное одновременно. Госпожа удача рождала чистую ноту, о чем бы он ни писал.
Кстати, о госпоже удаче. Огромный таможенник Верещагин, славянская забубенная душа, самогонка в немереном количестве, бездонная банка икры, на стенах — фотографии славного офицерства — символа чести, отваги, благородства.
И — песня Окуджавы под заветную гитару — песня об удаче, разлуке, победе. Непритязательная такая — и такая щемящая. Когда фильм вышел на экраны, исполнитель роли Верещагина Павел Луспекаев водил на него своих друзей и, когда шла песня, моментально ставшая знаменитой, дыша в ухо, шептал им: «Моя темочка. Неплохо, а?..»
Булат сформулировал универсальный критерий творчества, сказав: «Каждый пишет, как он дышит».
Для бардов стал камертоном. Однако прямых наследников — учеников, способных нести пророческое служение русской музы, — не оставил.
Сами пусть растут! Сами дышат, слышат и пишут, «не стараясь угодить». И плачут.
«Поэты плачут — нация жива» — это его строчки.
24 года назад 12 июня 1997 года в Париже (Франция) в военном госпитале в возрасте 73 лет ушёл из жизни гениальный советский поэт, бард и композитор — Булат Окуджава.
Булат Шалвович Окуджава (при рождении назван родителями Дорианом; 9 мая 1924 — 12 июня 1997) — выдающийся советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор, автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом. Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации. Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.