Они были повенчаны, но мало кто об этом знал, как и немногие знали, что у них был сын-волею судьбы разлученный со своей матерью.
Памяти Карла Густава и Екатерины Васильевны посвящается.
17 ноября, 145 лет назад в Москве, в семье знаменитого русского драматического актера Василия Гельцера родилась дочь.
Ее назовут Екатериной.
Могла ли себе представить юная Катя Гельцер, что ей будет суждено стать спасительницей творческого наследия великого Исаака Левитана, быть предметом поклонения великого князя Михаила Александровича Романова, стать первооткрывателем таланта Фаины Раневской, покорить Европу и Америку с Дягилевскими «Русскими сезонами», воцариться на балетном троне Большого театра и наконец любить всю жизнь прекрасного мужчину, которого практически не будет рядом.
Не по их вине. Cудьба все решит за них сама.
С детства грезившая о танце, Екатерина с отличием заканчивает балетное училище и поступает на службу в Большой театр.
В ней была индивидуальность. У нее была потрясающая балетная техника, экспрессия, в ней жила магия.
Балетные критики писали о ней: «своими головокружительными и умопомрачительными турами, пируэтами и другими тонкостями хореографического искусства балерина приводит в неописуемый восторг весь зрительный зал».
Надо сказать, что в те времена на русской балетной сцене царили итальянские балерины: Пьерина Леньяни, Вирджиния Цукки, Антония дель
Эра, отличавшиеся виртуозностью и безукоризненной техникой.
Гельцер превзошла своих итальянских коллег, во многом благодаря мудрейшему балетному педагогу-Христиану Иогансону, к которому Екатерина приехала в Петербург, в Мариинский театр, в класс усовершенствования и одновременно танцевала на сцене Мариинского театра.
Именно в городе на Неве состоялась ее встреча с человеком, которого до конца своих дней она будет называть «мой ясноглазый рыцарь».
В марте 1896 года на сцене Мариинского театра шел балет «Спящая красавица».
Гельцер танцевала партию «белой кошечки».
В антракте с букетом цветов к ней подошел статный молодой красавец и произнес :»Вы не кошечка, вы-пантера».
Это был офицер лейб-гвардии уланского кавалергардского полка ее Императорского величества Марии Федоровны — Карл Густав Маннергейм.
Сын финской графини и шведского барона, который промотал состояние своей жены и сбежал в Париж со своей любовницей.
Мать Карла-Густава и его 5 братьев и сестер, не выдержав такого удара, скончалась.
Дед будущего властителя Суоми — отправил его в Финский кадетский корпус, а затем Карл Густав поступил в Петербургскую Николаевскую кавалерийскую школу.
Дерзость проницательного кавалергарда Гельцер оценила и позволила проводить себя домой после спектакля.
В ту пору Маннергейм уже был женат на Анастасии Араповой — дочери генерала царской армии.
У них росли две дочери. Брак не был счастливым. С женой они были абсолютно разными людьми. И даже уже не жили вместе.
Все знали о его романе со знаменитой светской львицей того времени — княгиней Бетси Шуваловой, но с появлением в его жизни Кати Гельцер все изменилось.
Он стал давать ей уроки верховой езды. Бравый наездник, галантный и рафинированный Карл-Густав, свободно владевший 6 иностранныыми языками, очаровал несравненную Эсмеральду балетной сцены.
Разьяренная княгиня Шувалова подымает все свои связи и Гельцер увольняют из театра, но как это ни странно, на помощь приходит ее главная конкурентка по Мариинской сцене-Матильда Кшесинская, связи которой были повесомее чем у княгини Шуваловой.
Гельцер возвращается в Мариинский театр, но она была глубоко оскорблена поведением дирекции Мариинского театра и принимает решение вернуться в Большой театр.
В этом театре она станет полноправной хозяйкой и будет сама распряжаться своим репертуром.
Она поселится в доходном доме Колесова на Рождественском бульваре 19, где ее будет навещать «ясноглпазый рыцарь» ее жизни.
В январе 1902 года у них родится сын Эмиль, который будет считаться сыном ее двоюродной сестры, которая жила вместе ней. Арапова не давала Маннергейму развод и он не мог тогда жениться на Гельцер.
Екатерина Васильевна не хотела, чтобы ее сына считали незаконнорожденным и все держала в тайне.
Пропадавший на военной службе Маннергейм, использовал каждую возможность, чтобы побыть с возлюбленной и сыном.
В 1909 году Гельцер определяет сына в швейцарский частный пансионат.
А в 1912 году состоится их последня встреча. Больше сына она не увидит. Никогда.
В Россию придет революция. Бывший кавалергард, генерал-лейтенант русской армии барон Карл Густав Маннергейм Октябрьскую революцию встретил враждебно и немедленно уехал на родину, в Финляндию, которая из рук не признанной им советской власти получила государственную независимость. Став во главе финской армии, а вскоре и регентом Финляндии, Маннергейм не допустил, чтобы на его родной земле повторился русский Октябрь.
В 1918 году с помощью немцев он подавил вспыхнувшую было в стране революцию.
Эмиль был при нем. Он был его единственным сыном.
И всё же сердцем Маннергейм оставался в России: там жила его Катя, которая в отличии от него, к революции была лояльной.
Луначарский и Ленин ее очень ценили. Она была обласкана новой властью. Стала одной из первых народных артисток Республики.
Но печаль от расставания с двумя самыми любимыми мужчинами своей жизни, жила в ее сердце, но случилось чудо…
В январе 1924 года 57-летний Маннергейм решается на безрассудный, но такой романтичный поступок.
Он приезжает в большевистскую Москву, добивается руки 48-летней Гельцер и, подвергая себя вместе с невестой смертельному риску, тайно венчается с ней.
Венчал их опальный патриарх Тихон в церкви на Поварской .
Им нужно было срочно уезжать в Финляндию, но 21 января умирает Ленин. Маннергейм решается проводить в последний путь советского вождя, своего идейного врага, но перед которым преклонялся, как перед политиком, благодаря которому Финляндия, до этого составная часть то Швеции, то России, впервые за всю свою историю обрела государственный суверенитет.
По злому року судьбы, в том самом январе 1924 года Гельцер слегла с двусторонней пневмонией. Никуда ехать она не могла. Ждать выздоровления метавшейся в горячке жены Карл Густав не мог.
Он уезжает и больше они никогда не увидятся, хотя и проживут оба долгую жизнь. Оказиями, изредка,они будут передавать друг другу письма, полные любви и нежности.
Их сын Эмиль обоснуется в Германии. Женится .
В 1927 году у него родится сын, которого назовут в честь деда Карл — Густав младший.
В этом же 1927 году Эмиль тайно и по поддельным документам окажется в Москве.
Разумеется, прийти к матери, у которой уже во время Сталина, неоднократно случались обыски — он не мог.
Он пришел в Большой театр, на спектакль «Красный мак», где Гельцер блистательно танцевала главную партию-китаянки Тао-Хоа- ее великая роль на сцене Большого театра.
Но она не увидит сына со сцены и после спектакля он к ней не подойдет, беспокоясь за нее и за себя.
Она будет в курсе, что Эмиль придет к ней на спектакль, так как недавно вернувшаяся от родных из Германии- Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, знавшая Эмиля, предупредит ее о его тайном приезде в Москву.
Эмиль будет призван в немецкую нацистскую армию и скончается от полученных ран, в госпитале, в 1943 году, на руках у примчавшегося в Берлин отца-Карла Густава Маннергейма, который посвятит себя воспитанию единственного внука.
Две дочери Карла-Густава замужем не были и детей у них не было. Екатерина Васильевна узнала о смерти единственного сына из письма Карла-Густава.
Что тут скажешь?
Трагедия женщины потерявшей единственного сына. Но она не сломалась. Жила с мечтой, что однажды увидит внука.
Она танцевала до 70 лет! И была в прекрасной форме. Воевала со своей главной конкуренткой- блистательной Викториной Кригер, которая была уникальной танцовщицей и которой покровительствовали маршалы Буденный и Ворошилов.
Кригер могла спокойно метнуть чернильцу в директора Большого театра — Малиновскую, если та ей докучала, но Викторина Владимировна оказалась благородным человеком.
Когда она была на гастролях в Финляндии, то Гельцер рискнула передать через нее письмо Маннергейму. Она рассказала о своей любви, ничего не подозревавшей Кригер. Викторина все выполнила. И привезла в Москву ответное послание, от тогда уже президента Финляндии-Карла-Густава Маннергейма, который предполагал, что Гельцер передаст ему через Кригер письмо. Как Викторине удалось незаметно провезти и передать письма — остается загадкой.
Екатерина Васильевна Гельцер обладала удивительной интуицией и чутьем на таланты.
В Исааке Левитане она одной из первых увидела его большое дарование. Вечно нуждающийся, он часто приходил к ней на обеды.
Она очень тепло к нему относилась. Он дарил ей свои полотна, у нее собралась богатейшая коллекция его картин, которую при своей жизни она успела передать в Третьяковскую галерею.
Увидела она талант и в Фаине Георгиевне Раневской, которая сьежившаяся от холода, стояла у входа в Большой театр и ждала балерину, чтобы сказать ей о полученном восторге от увиденного.
Екатерина Васильевна пригласила ее к себе домой. Накормила. Они стали облизкими друг для друга людьми на всю оставшуюся Гельцер жизнь.
Сталин не доверял Гельцер. За ней следили. Она получила сталинскую премию за роль Тао-Хоа в Красном маке, но народной артисткой СССР она так и не стала. Гельцер была народной артисткой России.
В начале 30-хх балерина переехала в Брюсов переулок, в дом артистов Большого театра.
Рядом жила Викторина Кригер и они обе часто вдвоем совершали вечерний променад.
Старожилы Брюсового переулка вспоминали, что когда хоронили знаменитую актрису и супругу Всеволода Мейерхольда — Зинаиду Райх, убитую НКВД в собственной квартире, помимо ее родствеников,только один человек не побоялся пойти на ее похороны — Екатерина Гельцер.
Екатерина Васильевна надела свой лучший костюм, усыпанный орденами и отправилась проводить в последний путь музу двух великих мужчин России — Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда.
Карл-Густав Маннергейм больше не женился.Он скончается в январе 1951 года в возрасте 83 лет и будет похоронен в Хельсинки, как национальный герой.
Карл — Густав младший окажется в Москве в 1959 году. Он придет к своей 83-летней бабушке, о которой так много и часто ему рассказывал его дед. Седая и почти уже ослепшая Екатерина Васильевна, плакала от счастья. Она не надеялась, что дождется приезда внука. Он жил уже в Бразилии, стал успешным землевладельцем.
Частым гостем у Гельцер до самых последних дней ее жизни была великая русская балерина Ольга Васильевна Лепешинская, моя незабвенная тетя Леля, которая считала Екатерину Васильевну своим наставником .
Гельцер занималась с ней в начале творческого пути Лепешинской, очень многое мы сегодня знаем об этой истории благодаря воспоминаниям Ольги Васильевны Лепешинской и племянника Гельцер- Вениамина Додина, написавшего о своей тете книгу «Повесть о разделенной любви».
12 декабря 1962 года закончился жизненный путь Екатерины Гельцер — величайшей русской балерины, неординарной личности, женщины с удивительной и трагичной судьбой.
Немало знаменитых балерин Российской империи познало драм, но того, что выпало на долю Гельцер, не было уготовано никому.
Впрочем, она познала великую любовь, была матерью, бабушкой и прелестной мечтательницей, покорившей сердце прекрасного мужчины, сурового потомка викингов, но вместе с тем заботливого и очень любящего ее человека — Карла-Густава Маннергейма.
Екатерина Васильевна! Светлая Вам память .
Эдгар — Кирилл Дальберг.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.