Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты

размещено в: Русь великая | 0
Царь-книга

Лицевой летописный свод Ивана Грозного — монументальный 10-томный труд — изготовили в единственном экземпляре для легендарной библиотеки царя. Исследователи предполагают, что он создавался в 1568–1576 годах.

Эта царь-книга — настоящая иллюстрированная энциклопедия. На десяти тысячах листов тряпичной бумаги около 15 авторов описали события от сотворения мира до 1567 года, а 10 художников нарисовали более 17 тысяч самых разных миниатюр.

Это библейские сюжеты, Троянская война, походы Александра Македонского, падение Рима, становление Византии, Батыево нашествие на Русь и другие. Мастера изобразили средневековые лыжи и древние пушки, воинские доспехи, церковное облачение и пиры на царских свадьбах.

Самое крупное летописное собрание Древней Руси хранится сегодня в трех местах. Три части — Музейский сборник, Синодальный том и Царственная книга — находятся в Историческом музее. Хронографический сборник, Остермановский первый и второй тома — в Библиотеке Российской академии наук. А Лицевой хронограф, Голицынский, Лаптевский и Шумиловский тома — в Российской национальной библиотеке.

Царь-пушка

Первая «пушка велика» в России появилась в 1488 году — ее отлил для государя Ивана III мастер Павлин Фрязин Деббосис. Но до наших дней она не дошла. В XVI веке соорудили еще несколько орудий-рекордсменов: мортиры Кашпира Ганусова и Степана Петрова.

Однако самой известной стала Царь-пушка Андрея Чохова 1586 года. Бронзовое орудие почти в 40 тонн и калибром ствола в 890 миллиметров установили рядом с другими большими пушками у Лобного места на Красной площади, где читали царские указы.

В боевую готовность ее привели лишь раз — во время подхода войск крымского хана Казы-Гирея к Москве летом 1591 года. Но и тогда из пушки не стреляли. В середине XVII века под гранд-пушками сделали винный погреб, и в дулах часто прятались подвыпившие гуляки. А в 1706 году Царь-пушку перенесли во двор достроенного Арсенала Московского Кремля.

Во время пожара 1812 года сгорел деревянный лафет — специальная опора для ствола орудия с затвором. И в 1835 году для пушки изготовили чугунный лафет весом в 15 тонн и четыре декоративных ядра — по эскизу архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте. В 1980 году после реставрации Царь-пушку переставили к звоннице колокольни Ивана Великого, где она находится и сегодня.

Царь-фонарь

Царь-фонарем прозвали в народе двухметровый светильник, изготовленный в XVII веке холмогорскими мастерами. 160-килограммовый фонарь выносили во время торжественных крестных ходов, которые учредили при митрополите Суздальском и Юрьевском Иларионе.

Выполнили его из золоченой меди, чугуна и слюды, а навершие сделали в форме Рождественского собора с пятью куполами. Через специальное окошко внутрь ставили свечи, которые благодаря особому строению не потухали даже при сильном ветре.

На церковные праздники, например на Крещение или перед Пасхой, гранд-фонарь выносили восемь человек, продев через специальные «уши» оглобли.

В 1970-е годы обветшавшую конструкцию обновили: известный реконструктор Вячеслав Басов специально ездил за редкой слюдой в Карелию и восстановил по сохранившимся рисункам причудливые узоры. Сегодня Царь-фонарь можно увидеть в музейном комплексе «Кремль» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Царь-колокол

В 1730 году Анна Иоанновна издала указ воссоздать Большой Успенский колокол своего деда Алексея Михайловича, отлитый в середине XVII века мастером Александром Григорьевым и поврежденный при пожаре в начале XVIII века.

Для литья нового, не менее «десяти тысяч пуд» (163 тонны), решили использовать сплав предшественника. За работу над громадой взялись отечественные мастера Моторины. Два года проект обсуждали и утверждали. Год изготавливали форму в специально вырытой яме глубиной 10 метров на Ивановской площади Кремля.

Скульптор Федор Медведев и другие мастера, прошедшие обучение в Италии, нанесли на готовую форму богатый декор — рельефные парадные портреты Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, медальоны с изображением Спасителя, Богородицы и святых, имена авторов Царь-колокола.

В ноябре 1734 года в четырех литейных печах у котлована началась плавка металла. Но произошла утечка, загорелась машина для подъема кожуха формы колокола и пострадала сама форма. Работы пришлось приостановить.

В августе 1735 года умер автор проекта Иван Моторин, и дело продолжил его сын Михаил. В ноябре 1735 года колокол отлили — получился 202-тонный экспонат высотой в 6,14 метра и диаметром в 6,6 метра. В медно-оловянном сплаве содержалось 525 килограммов серебра и 72 килограмма золота.

В июне 1737 года во время пожара на колокол, который еще находился в литейной яме, попала вода — и от него откололся кусок весом 11,5 тонны. По другой версии, повреждение — результат технических ошибок литейщиков.

Извлечь колокол из ямы смогли только спустя 101 год после отливки — в июле 1836 года по проекту инженера-архитектора Огюста Монферрана. Царь-колокол установили на восьмигранный постамент и украсили державой с позолоченным крестом.

Царь-монета

Царь-монетой называют Сестрорецкий рубль, выпущенный Екатериной II. Это самая большая круглая монета Российской империи весом почти в килограмм, диаметром в 7,25 сантиметра и толщиной в 2,6 сантиметра.

В феврале 1770 года вышел именной указ императрицы Екатерины II «О делании новой медной монеты». Новый рубль должен был обеспечить ассигнации — первые бумажные деньги в стране, появившиеся годом ранее.

Монеты-великаны решили чеканить на Сестрорецком оружейном заводе. В начале 1771 года на специальных станках изготовили первые образцы.

Оригиналы сейчас хранятся в Эрмитаже и Музее Смитсоновского института США. На аверсе Царь-монеты помещалась надпись «Монета рубль» и корона в обрамлении лаврового венка. На реверсе — двуглавый орел с картушем «1771» на груди вместо гербового щита, окаймленный лавровыми листьями. На гурте (ребре монеты) изящным узором были выведены слова: «Сестрорецкого монетного двора».

Сестрорецкий рубль чеканили с 1771 по 1778 год, причем не только образцового типа, но и другой толщины, веса и декора. Появилось как минимум четыре вида монет — от полутора до трех с половиной сантиметров толщиной, а также большое количество новоделов и подделок. За ними до сих пор охотятся коллекционеры.

Царь-ванна

Легендарную ванну называют еще «Баболовской чашей»: ее происхождение связано с историей Баболовского дворца в Царском Селе.

В 1785 году его построили по проекту архитектора Ильи Неелова для фаворита Екатерины II князя Григория Потемкина. В неоготическом павильоне за рекой Кузьминкой у Серебряного пруда устроили купальню с мраморной ванной. При Александре I прежнюю ванну решили заменить.

Императорский поверенный Августин Бетанкур в 1811 году заказал ее известному каменотесу Самсону Суханову — одному из создателей Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова.

С финских островов по воде привезли красную гранитную глыбу с вкраплениями полудрагоценного камня лабрадора. Она весила 163 тонны. Скульптору помогали подмастерья, за семь лет они вырезали из монолита 48-тонную чашу высотой в 1,96 метра и глубиной в 1,52 метра.

Чтобы разместить гранд-ванну диаметром в 5,33 метра и примерным объемом в 23 тысячи кубических метров, потребовалась реконструкция дворца.

В 1824–1829 годах по проекту Василия Стасова для купального зала возвели укрепленный павильон с кирпичным сводом и обходной чугунной галереей. После революции 1917 года в Баболовском дворце и парке расположилась школа повышения квалификации летчиков.

Как военный объект во время Великой Отечественной войны комплекс не раз подвергался бомбардировкам. Немцы хотели вывезти редкий экспонат, но он оказался слишком тяжелым. В 1944 году после пожара уцелел только восьмигранный зал с сухановской Царь-ванной.

Царь-ваза

Это самая большая ваза в мире — весом в 19 тонн, высотой в 2,57 метра и наружным диаметром в 5,04 метра. Она хранится в Государственном Эрмитаже под табличкой «Большая Колыванская ваза».

История Царь-вазы началась в 1819 году. Тогда на Ревневской каменоломне Колыванской фабрики на Алтае нашли крупный утес зелено-волнистой яшмы, от которого откололась монолитная глыба. Когда Александру I рассказали об этой находке, он велел изготовить из нее эллипсоидную чашу по проекту архитектора Авраама Мельникова.

В 1828 году алтайские каменотесы начали первичную обработку монолита в карьере. Через три года его уложили на дровни и силами 567 рабочих восемь дней тащили в Колывань.

На фабрике материал 19 лет обтачивали, шлифовали и полировали. Так появилась овальная чаша с узором из акантовых листьев и пальметт на тонкой ножке и массивном постаменте.

В феврале 1843 года готовый экспонат погрузили на четверо саней, скрепленных в виде вагонов. Запряженный 154 лошадьми, «поезд» отправился по суше в Барнаул, затем достиг Уткинской пристани возле Екатеринбурга.

Там чашу переместили на баржи — по реке Чусовая, Кама, Волга, Шексна и по Мариинской системе она доплыла до Петербурга в августе 1843 года.

Только в 1849 году, после сооружения специального фундамента и Зала Большой вазы, 770 рабочих установили чашу в Новом Эрмитаже.

Автор: Татьяна Григорьева

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий