Георгий Васильевич Свиридов

размещено в: Музыканты и композиторы | 0
Гениальный советский и российский композитор, пианист, ученик Дмитрия Шостаковича, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РФ Георгий Васильевич Свиридов родился 16 декабря 1915 года в Курской губернии.
 
Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов — советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Википедия
Родился: 16 декабря 1915 г., Фатеж, Российская империя
Умер: 6 января 1998 г. (82 года), Москва, Россия

Георгий Васильевич Свиридов родился 16 декабря 1915 года в Курской губернии, в семье почтового служащего. Его отец погиб во время Гражданской войны.

После окончания музыкальной школы в Курске Георгий учился в Ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 года – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 году по классу Д.Д. Шостаковича.

С 1956 года Георгий жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 годах руководил Союзом композиторов РСФСР. Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных произведениях было ощутимо влияние Шостаковича.

Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной «Поэмы памяти Сергея Есенина» (1956), определился индивидуальный стиль композитора. Основной чертой его стиля можно считать опору на первичную национальную жанровость и на национальную интонацию, речевую и песенную. Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий.

Его музыка (из фильма «Время, вперед!») звучала (и звучит) в заставке программы «Время» на первом российском телеканале; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно «Вальс» и «Романс» из «Метели»).

«Время, вперед!» – одна из самых ярких и узнаваемых композиций. Эта музыка рисует героические трудовые подвиги первых пятилеток, и воздействует на слушателя, заставляя стремиться к чему-то великому и грандиозному.

В 1985 году музыка «Время, вперед!» впервые была использована в качестве заставки новостной программы «Время». В начале девяностых годов, после распада СССР, она была заменена, но с 1994 года по просьбе телезрителей вернулась вновь. Настолько ярко она изображает ход самого времени, что заменить ее другой мелодией просто невозможно!

Эта музыка звучит в фильме «Время, вперед!», который был снят накануне знаменательной даты –  50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. Двухсерийный фильм «Время, вперед!» по одноименному роману Валентина Катаева рассказывал о строительстве Магнитогорского металлургического комбината.

А название фильма было заимствовано из пьесы Владимира Маяковского «Баня», в которой есть фрагмент «Марш времени». На экраны страны фильм вышел в ноябре 1965 года, и вскоре Свиридов решил объединить музыкальный материал фильма в сюиту.

В 1968 году сюита была готова и включила в себя шесть номеров: «Время, вперед!», «Уральский напев», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Частушка». Они объединены единым сюжетом и отражают динамичное развитие молодой Советской страны.

В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл «Песнопения и молитвы», но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

Над циклом «Песнопения и молитвы» Свиридов работал в последние два десятилетия жизни – болезнь и смерть застигли его в процессе подготовки окончательной редакции к печати.

В «Песнопениях» Свиридов обратился к жанру литургической музыки. «Песнопения и молитвы» создавались в тесном сотрудничестве с Владиславом Чернушенко и Певческой капеллой Санкт-Петербурга.

В 1995 г. этот цикл был отмечен Государственной премией Российской Федерации. Это сочинение «отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь», – писал Патриарх Алексий Второй.

Одни из самых популярных мелодий Свиридова, которые знают все – это музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»: Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Зимняя дорога» и др. Эти произведения по праву считаются шедеврами. Сюита «Метель» была создана в 1963 году.

На стихи Пушкина у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1978): «Зимнее утро», «Эхо», «Зорю Бьют» и др.

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий