Девочка Найдан родилась в 1952 году, в Монголии, в Улан-Баторе. Её родители были творческими людьми: мама балерина, отец художник. После рождения дочери семья переехала в Москву.
Маленькая Надя (так сокращённо называли девочку) с детства наблюдала, как работает отец. Когда ей исполнилось пять лет, она начала рисовать. Да так здорово, что взрослые были поражены. Ведь никто не учил её графике. Но Надя делала это виртуозно.
Когда она перешла в пятый класс, в 1964 году, прошла первая выставка юной художницы, организованная журналом «Юность».
Её работоспособность была потрясающей. Например, к роману «Мастер и Маргарита» Рушева сделала более 200 иллюстраций. Наде создавала великолепные рисунки, посвящённые жизни и творчеству Пушкина, которого называла любимым поэтом. Её «Пушкиниана» была известна всему Советскому Союзу.
Когда в Пушкинском музее проходила выставка графики семнадцатилетний Рушевой, люди часами стояли в очереди, чтобы попасть внутрь и посмотреть восхитительные рисунки и иллюстрации, созданные Надей. К сожалению, гениальная художница умерла в возрасте 17 лет.
Это произошло в 1969 году: девочка собиралась выйти из дома, наклонилась, чтобы завязать шнурки, и из-за врожденной аневризмы мозга лопнул сосуд. Люди постарше прекрасно помнят Рушеву. А в 1982 году в ее честь была названа малая планета.
Никто не смог достичь её высот Самая юная художница СССР внезапно ушла из жизни в 17 лет, оставив миру свои гениальные работы
В январе 2022 года Наде Рушевой могло бы исполниться 70 лет. Никто не смог достичь её высот, и никто до сих пор не смог объяснить эту врождённую гениальность девочки.
Она совсем не училась рисованию, просто один раз взяла в руки карандаш и начала выводить чёткие линии по бумаге.
Надя никогда не пользовалась ластиком. Она не делала ошибок в своих картинах. Чётко и уверенно, а главное – быстро, девочка спокойно рисовала линию за линией, в то время как изображение на бумаге превращалось в настоящее произведение искусства без лишнего пафоса.
«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести»,
— говорила Надя
«Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки.»
— из статьи академика В. А. Ватагина в журнале «Юность»
Самое удивительное, что первый рисунок она выдала в возрасте пять лет.
Её семья, родные, родственники, знакомые и просто чужие люди пытались выяснить – что мотивирует девочкой для рисования целыми днями вместо игр, а также самое главное – каким образом у неё получаются столь великолепные картины.
На это Надя только пожимала плечами. Она и сама толком не могла этого объяснить. Говорила, что ей просто нравится рисовать, а ещё – что она как будто обводит невидимые глазу контуры на бумаге.
Вроде раскрашивает «раскраску», как это обычно делают дети. Но при этом она не пользовалась всей гаммой цветов, как хотелось бы детям. Карандаш и чистый лист – вот что любила Надя, потому что рисовала она именно в графическом стиле.
Детство девочки
Возможно, корни гениальности девочки заложены в её семье. Папа Нади был советский художник Николай Рушев, а мама – Наталья Ажикмаа-Рушева была выдающейся тувинской балериной.
Надя родилась в Монголии и получила от родителей загадочное имя Найдан, которое затем переросло в Надю.
Вскоре родители сменили место жительства на Москву, где маленькую Надю восхищало всё, включая ажурные узоры на деревьях, которые на них появлялись при выпадении первого снега.
Надя начала рисовать без какой-либо подготовки, но также, несмотря на свою творческую гениальность, до школы она не умела ни читать, ни писать.
Родители не отвлекали ребёнка от того, от чего она была в истинном восторге. А единственным её хобби было рисовать сутками. Всего за полдня она могла нарисовать около 36 иллюстраций к произведениям Пушкина, которого она очень любила.
Пока папа читал ей вслух сказки Пушкина, Надя изображала то, о чём она с таким упоением слушала.
Важное решение отца
Надин папа долго раздумывал над судьбой своей гениальной дочери и принял решение не отдавать её в художественную школу, хотя такое решение порядком удивило всех вокруг.
Люди думали, что судьба девочки предопределена и она обязательно должна повышать своё мастерство с помощью обучения. Но отец сказал, что обучение может поломать творческую интуицию его дочки, и она станет рисовать «как надо», а не как она чувствует.
Надя оставила за свою короткую жизнь более 12 тысяч прекрасных рисунков. В 12 лет была организована её первая выставка, на которой у людей просто захватывало дух от удивления и восторга.
За следующие 5 лет таких персональных выставок состоялось 15 штук. Талантом молодой советской художницы восхищался весь мир.
Жизнь Нади оборвалась от неожиданного недуга, девочка без всяких предпосылок покинула этот мир за один день. Через 6 лет после её ухода в молодом возрасте ушёл и её отец, его организм дал сбой от невыносимости жить без любимой дочери.
Надина мама больше никогда не имела детей. Она прожила долгую жизнь и ушла в возрасте 88 лет. Всю жизнь она посвятила сохранению памяти своей дочери.
Работы юной Нади Рушевой хранятся в музеях разных городов России, а её 160 выставок прошли в разных странах мира. А наша задача – хранить память о таланте, который так редко встречается в современном мире.
Надя РУШЕВА — талантливая художница, навсегда оставшаяся 17-летней.
Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.
«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, – пишет Шеваров. – Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» – говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».
Начала рисовать Надя с 5-ти лет.
«Я их заранее вижу… Они проступают, как водяные знаки, и мне остается их чем- нибудь обвести.» Говорила художница, которая работала без эскизов и резинки. В творчестве Нади было несколько циклов творческих работ. Она создала рисунки для произведений более 50 авторов. Самым последним в ее жизни был цикл к роману М.А. Булгакова. Она стала первым художником, проиллюстрировавшим роман.
Вдова писателя Е.С.Булгакова на титульном листе книги оставила свой автограф «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо».
Среди Надиных зарисовок изображен балет «Анна Каренина». Такой балет был поставлен после смерти художника, и главную роль в нем танцевала легендарная балерина Майя Плисецкая.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.