История Долли Де-Лазари
» Последняя институтка России» — так называли 100летнюю Долли Александровну Де-Лазари, которая жила в Москве и до последних дней сохранила изумительную память и острый ум, и, благодаря этому, оставила воспоминания об учебе в Екатерининском институте.
Долли была родом из аристократической семьи, её отец-полковник царской армии. Семейство жило небогато. Отец имел квартиру в Гатчине и получал жалованье по военной службе, не имея никаких других дополнительных источников дохода.
Когда подошло время, и Долли, и ее младшую сестру Ниночку отдали в Петербургский институт благородных девиц ордена Святой Екатерины. Они были уже третьим поколением девочек семейства Де-Лазари, воспитывающихся в этом институте.
Дело в том, что в свое время Институт был создан на деньги племянницы князя Потемкина, графини Александры Браницкой, богатейшей женщины того времени. Поэтому при поступлении в него большим преимуществом пользовались те девицы благородных фамилий, которые были связаны родственными и дружескими узами с Потекиными и Браницкими…
Де-Лазари входили в их число. Именно девушки этих семейств содержались на деньги из Фонда Браницкой, созданного специально для финансирования института. И, представьте себе, за более чем вековую историю института этот капитал не истощился. А ведь стоимость обучения в год одной институтки обходилась примерно 600 рублей золотом. Кроме того, после окончания института каждая выпускница получала из Фонда 2 тысячи целковых на приданое.
Воспитанницы жили в режиме интерната. Дважды в неделю можно видеться с родителями, но на территории института. Домой-только на каникулах.
Девочек держали в «черном теле», гораздо строже, чем в Смольном. Зимой температура в помещениях не выше 16 градусов, теплые вещи запрещены. Только камлотовые платья с белыми фартуками. И белые перчатки. Спали как в казарме-дортуар на 30 коек. Рацион тоже был достаточно скудный. К примеру завтрак: хлеб с маслом, по кусочку сыра и ветчины, чай или какао.
Везде образцовая чистота, физическая и нравственная.
Революция оборвала обучение девушек в институте, многие семья одноклассниц бежали в Европу, многие из оставшихся были репрессированы. Семья Де-Лазари осталась в России. Зимой 1918 года отец Долли вступил в Красную Армию.
Жене и дочкам он сказал » Эта власть пришла всерьез и надолго. Выбросьте из головы романтизм Белой Гвардии»…трудно сказать почему он так поступил…может хотел обезопасить семью или это были его искренние убеждения. Тем не менее вся семья переехала в Москву.
Долли пошла работать, сначала корректором в типографию,а потом стала заведующей экспериментально-сценической лаборатории МХАТа. Вышла замуж, муж — знаменитый музыкант Вадим Борисовский.
Время шло, отец Долли был арестован уже пять раз, последний на третий день ВОВ, расстрелян в1942 и реабилитирован в 1953г. Мать Долли арестовали вслед за отцом и выслали в Красноярский край, в глушь, где заработать можно было только валкой леса.
Казалось что саму Долли репрессии обошли, но в 1945 году ее увольняют из МХАТа, боялись, что она как дочь врага народа взорвет правительственную ложу.
Долли (куколка) , названная так потому, что родилась недоношенной, на многие годы пережила всех своих родных, сестру, мужа, немногочисленных подруг с которыми училась и которых смогла найти.
На закате жизни Долли Александровна любила просматривать альбом со старыми, пожелтевшими фотографиями, все что у нее сохранилось от далеких лет, когда в светлом колонном зале Института благородных девиц на балу скрипели на паркете прюнелевые ботинки и шелестели подолы простеньких белых платьев….
Инет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.