фильме «Жертвоприношение» Андрея Тарковского почтальон Отто говорит: «Не сокрушайтесь очень-то и не тоскуйте. И не ждите». Стоит обратить внимание и на имя почтальона. Можно предположить, что для Тарковского оно, в свою очередь, было «говорящим», ведь настоящее имя Солоницына былo Отто…
«Я – романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю», – писал Анатолий Солоницын в дневнике. С точки зрения так называемого нормального человека его жизнь не сложилась. Он был знаменит не только на одной шестой части суши, но при этом абсолютно не устроен в жизни. Едва ли не нищий; семейная жизнь не удалась. Он горько шутил: «Женщины любили меня не больше трёх месяцев».
Творить ему удалось прежде всего в кино. Солоницыну действительно крупно повезло. Он, никому не известный актёр из Свердловска, прослышал, что на «Мосфильме» собираются снимать картину про Андрея Рублёва, – и отправился в столицу. Заглавная роль была уже отдана Станиславу Любшину, обошедшему множество конкурентов…
Немалых трудов стоило Тарковскому утвердить Солоницына на роль Рублёва. Этот фильм изрядным образом повлиял на судьбу актёра и даже на его понимание профессии. Как рассказывал про своего старшего брата писатель Алексей Солоницын, Анатолий воспринял свою работу как послушание, а высшей актёрской доблестью стал почитать точное выполнение замысла режиссёра.
Для Тарковского Солоницын с первой же совместной работы стал любимым актёром.
Ему очень нравились слова Достоевского: «Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно… Искусства несовременного быть не может. Если оно есть, то оно не искусство».
Остались фильмы, в которых он играл. Фильмы разные… Но ни за одну сыгранную роль актёру не было бы стыдно.
Культурная столица
Анатолий Солоницын…
По многочисленным свидетельствам современников, тех людей, которые его хорошо знали, он был мало похож на артиста. Он был скромен, даже застенчив, чурался того, что мы сейчас называем тусовками. Был непритязателен в быту. Скитался всю свою жизнь по, так называемым, «углам», по общежитиям.
И лицо его было, что называется, не актерское. Когда я впервые посмотрел картину «Андрей Рублев», увидел это лицо, даже не зная, какой это актер, я подумал: «Какой же гений Андрей Тарковкий, как он выбрал такое точное лицо, такое лицо, которых много в России». И скулы, и запавшие глаза, и ранняя лысина, и какая-то печать страдания на лице – таких лиц в России миллионы и миллионы. И он был похож на всех. Вместе с тем, когда привыкаешь к этому лицу, понимаешь, что лицо это забыть уже невозможно.
Анатолий Солоницын был очень уважаем в мире кино и актерами, и режиссерами. И снимался в огромном количестве картин у хороших режиссеров — в основном, у хороших. И все-таки был у него один режиссер, который его нашел и выбрал, и привел в кино, и, практически, оставался все время его духовным отцом на протяжении всей его жизни – это Андрей Тарковский. Внутреннее родство между Тарковским и между Солоницыным, наверное, трудно поддается каким-то словесным определениям. Это было родство гораздо более, может быть, глубокое, чем просто творческое взаимопонимание.
Тарковский не снимал картины без Солоницына, считая, видимо, его своим талисманом. Ну, была одна картина — «Иваново детство», но это было до знакомства Тарковского с Солоницыным. С тех пор, с «Андрея Рублева», практически не было ни одной картины, где не участвовал бы Солоницын.
Незадолго до смерти он пригласил священника, чтобы тот совершил обряд соборования. Он сказал одну фразу: «Я забыл Бога…». Я думаю, что эта фраза адресуется ко многим из нас, если уж такой совестливый человек, как Солоницын, сказал о себе так жестоко, то что уж нам грешным…»
Леонид Филатов
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.