Помните эту картину Александра Лактионова в конце учебника?
«Письмо с фронта» – самая знаменитая его работа, за которую он получил Сталинскую премию. Задумана она была в 1944 году после произошедшей с художником истории.
В Загорске (сейчас это Сергеев-Посад), куда его с семьёй эвакуировали, он встретил раненного солдата. Рука его была перевязана, он опирался на костыль. Солдат спросил, как найти нужный дом, его просили передать письмо, и Лактионов пошёл вместе с ним, показать дорогу.
Сцена вручения письма, которую Лактионов застал нечаянно, произвела на него глубокое впечатление и стала через два года картиной «Письмо с фронта».
Женщина, которая держит конверт – родная тётка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника.
Сын Серёжа – он читает письмо, и дочка Света – стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата.
Самый солнечный персонаж картины – девушка с красной повязкой – соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта её радость просто излучается.
Когда смотрю на эту картину в зале Третьяковки на Крымском валу, меня поражает пол. Именно этот пол рассказывает о трудных военных годах, о том, что нет мужчин починить и подправить, о том что такие же прорехи и дыры зияют в душах людей, это их боль, их слёзы, их горе.
И всё же … Они находят в себе силы улыбаться, радоваться и верить…
На материалах Анны Михайловой
На фото: Александр Лактионов. Письмо с фронта, 1947 год.
Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1947 год
Эта солнечная картина знакома многим с детства. На ней изображены простые люди, читающие письмо. Судя по названию полотна, весточка «прилетела» с фронта. Жители дома улыбаются — сразу видно, что солдат прислал хорошие вести. Возможно, дело идёт к окончанию войны.
Полотно называется «Письмо с фронта» и основано на реальных событиях. Его создал художник Александр Лактионов, который в 1944 году из эвакуации прибыл в подмосковный Сергиев-Посад (Загорск) и поселился в Троице-Сергиевой Лавре, которая в то время использовалась под жильё и склады.
В 1945 году Лактионов получил заказ на картину, повествующую о жизни простых людей в тылу, однако мастер долго не мог придумать подходящий сюжет. Идея про письмо с фронта приходила ему в голову, но работа всё равно не клеилась.
На помощь пришёл случай. Однажды Лактионов встретил солдата, который, опираясь на палку, шёл по улице и явно что-то искал.
Живописец предложил служивому помощь и выяснил, что военный ищет дом по определённому адресу, чтобы передать письмо с фронта семье своего однополчанина. Когда пришли к месту, Лактионов увидел как все соседи адресата тут же высыпали во двор и стали внимательно слушать письмо, не пропуская ни единого слова.
Мастер сразу же решил, что эта сцена и станет сюжетом его картины. Художник был намерен писать с натуры, поэтому стал искать тех, кто был готов позировать.
Модели нашлись почти сразу. Роль военного взял на себя 24-летний десантник Владимир Нифонтов, который был другом Лактионова. Несмотря на то, что на полотне солдат изображён хромым, самому Нифонтову посчастливилось вернуться с фронта целым и невредимым.
Для роли мальчика и девочки позировали сын Лактионова Серёжа и юная соседка семьи Рита Лобанова. Ритин папа пропал без вести подо Ржевом. Они с мамой какое-то время скитались, пока не приехали к родственникам в Загорск и не поселились в среднем ярусе крепостной стены Троице-Сергиевой Лавры.
Натурщицей для пенсионерки стала бабушка Риты, на тот момент ей было 57 лет. Пожилой женщине было сложно позировать длительное время, поэтому она надевала старые разношенные тапочки и при любой возможности всегда сбегала в огород.
Молодую лучезарную женщину сыграла соседка Лактионовых Ольга Быстрова, которой было 19 лет. Война забрала у девушки отца и брата.
От них не пришло с фронта ни одной весточки. Соседи любили Ольгу за весёлый нрав и нескончаемый оптимизм. Её жизнь была тяжёлой, но она никогда не унывала.
Художник работал над полотном два года. Когда картина, наконец, была закончена, её отвезли в Третьяковкую галерею, где все работы проходили строгий отбор. На выставку должны были попасть самые лучшие произведения. Сотрудникам галереи «Письмо с фронта» понравилось и его допустили к выставке.
Но вскоре приехала правительственная комиссия, которая должна была оценить политический и идеологический компонент полотен. С этой точки зрения картину Лактионова забраковали, сказав, что она не соответствует советской действительности.
Было много вопросов: «Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?»
Сотрудники Третьяковки были в растерянности и не знали, что ответить, однако всё же уговорили комиссию повесить картину хотя бы в дальний и незаметный угол, чтобы она не бросалась в глаза посетителям. В итоге картину повесили в маленьком зале между дверью и окном. Но это не помогло спрятать шедевр, и возле него стали собираться многочисленные зрители.
«Письмо с фронта» вызвало сильный интерес у публики, что дало художнику стимул бороться с произволом партийных чиновников.
Лактионов переписал все отзывы о картине и стал рассылать их во всевозможные структуры. Его старания не прошли даром и отношение к картине было пересмотрено.
В 1948 году полотно была показано на Всесоюзной художественной выставке в ГТГ. А позже художник сделал несколько авторских повторений для других музеев. Полотно стало так популярно, что часто печаталось в различных изданиях и даже на почтовых марках.
Из сети
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.