19 декабря отмечает день рождения Народная артистка РСФСР, великолепная и таинственная — АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ ! (род. 1944)
Её парадокс не только в необъяснимой красоте, сиянии и грации.
Но и в том, что за всю свою долгую актёрскую карьеру она ни сделала практически ни одной ошибки.
Каждая её роль — яркое событие. Каждая роль — главная или значимая.
Актриса, которая сумела избежать и эпизодов, и годов простоя!
Как метко подмечают, у Анастасии Александровны нет плохих фильмов. Варьируется лишь степень их известности!
Фееричные «Алые паруса», завораживающий «Человек-амфибия»…
Она не стремилась в мир кино, это кинематограф устремился к ней и не отпускал её три десятилетия.
Равно как и театр, где она тоже стала легендой, будь то МХАТ или Современник.
Безусловный, непререкаемый талант! Анастасия Вертинская создала такие разные незабываемые образы.
Уже после первых романтических ролей последовали поистине грандиозные киноленты и настоящие драматические роли: Офелия в «Гамлете», Лиза Болконская в «Войне и мире», Кити в «Анне Карениной». Птушко, Казанский, Козинцев, Бондарчук, Зархи, Пчёлкин, Кошеверова, Ефремов, Волчек — лучшие режиссёры не преминули возможностью поработать с актрисой. А она, уже став легендой, продолжала удивлять.
«Я не ем уток, раздавленных товарным!», — и вот перед нами Мона, «Безымянная звезда», новая грань актрисы.
И в этот же год на сцене Современника предстаёт белёсая неузнаваемая Вертинская в роли Оливии в «Двенадцатой ночи».
Актриса то доводит до колик от смеха в «Тартюфе», то заставляет прослезиться от драматичности образов в «Краже» и «Буре».
А её чувственный эротизм в героинях «голубых кровей» просто завораживает — королева Моргана в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура», женщина и её демон в «Жажде страсти», булгаковская Марго в «Мастере и Маргарите».
Поняв, что она сыграла уже всё, что хотела, Вертинская покинула кино.
Сделала она это очень оригинально — ролью разбитной Атаманши в мюзикле «Бременские музыканты», снятом по мотивам знаменитого мультфильма.
Это был 2000 год, начало века. Поистине звёздный (сколько там снялось наших любимых артистов!!) актёрский состав мюзикла словно прощался с ушедшим ХХ веком.
А в XXI веке Анастасия Александровна — счастливая мать успешного сына и верная наследию отца дочь.
Но она по-прежнему остаётся волнующей умы непостижимой женщиной, легендой, каждое появление которой на публике производит всё тот же фурор, что сопровождал её полвека назад и даже более!
Оксана Донская
19 декабря в 1944 году родилась Анастасия Александровна ВЕРТИНСКАЯ, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Творчество Вертинской, дебютировавшей в 1961 году в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия», получило впоследствии высокие оценки специалистов.
Когда к режиссёру Александру Птушко, искавшему исполнительницу главной роли в фильме «Алые паруса» пришла девочка-подросток в спортивном костюме с короткой стрижкой, он поначалу собирался отказать ей в пробе.
Только после того, как Вертинской подобрали длинный парик и переодели её в платье, Птушко разрешил сделать несколько снимков, оценил выразительность внешности пятнадцатилетней школьницы и утвердил её на роль Ассоль в фильме, где снялись также Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев.
«Алые паруса» только за первый год проката посмотрели 23 миллиона зрителей. Анастасия Вертинская впоследствии неохотно рассказывала о своём «звёздном» дебюте в кино. «Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить», – вспоминала она.
Актриса возненавидела фильм «Алые паруса» за то, что он «сделал её знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам», но всегда с большой теплотой отзывалась о своём партнёре по съёмочной площадке, Василии Лановом.
Также в 1961 году на экраны страны вышел фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», снятый по роману Александра Беляева в Коктебеле, Ялте, Баку и Пицунде. В. Чеботарёв говорил, что когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актёров на главные роли, он дал им установку: у «Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра – море».
Анастасия Вертинская, удовлетворявшая этому критерию и приглашённая на роль главной героини, как вспоминал один из профессиональных ныряльщиков, «горела желанием работать и ради съёмок научилась блестяще плавать».
Отказавшись от дублёров, она плавала в ледяной воде, ныряла без акваланга и могла подолгу находиться на глубине. У фильма нашлись критики, которых возмутило, что героиня слишком часто появляется в купальнике и в каждом эпизоде меняет платье.
Однако «Человек-амфибия», став лидером кинопроката 1962 года (его посмотрели 65 миллионов зрителей) и получивший в Триесте на Международном фестивале фантастического кино премию «Серебряный астероид», упрочил статус А. Вертинской как восходящей звезды советского кинематографа.
Из сети
Волшебная Ассоль, неземная Гуттиэре, незабываемая Офелия, пленительная Мона из Безымянной звезды. 19 декабря 1944 года в Москве родилась Анастасия Вертинская.
Одна из красивейших актрис в истории мирового кинематографа, народная артистка России, ярчайшая представительница Золотого века советского кино, Анастасия Александровна уже много лет не снимается в кино, почти 30 лет, как она ушла из МХАТ им Чехова, где была одной из самых значительных актрис своего времени.
Ее Нина Заречная в чеховской Чайке была событием в театральной Москве. Вертинская играла тонко, мягко, нежно, без надрыва, она была прелестной и осталась таковой.
Дочь своего отца — великого русского артиста Александра Вертинского и замечательной актрисы и художницы, представительницы грузинского княжеского рода — Лидии Циргвава-Дадиани, Анастасия вместе со старшей сестрой — блистательной красавицей-актрисой Марианной Вертинской делают очень многое для сохранения памяти своих выдающихся родителей.
Замкнутая, живущая в своем собственном мире, Вертинская, практически не дает интервью, не жалует акул пера и не появляется на телевидении. Актриса живет интересами своей семьи и трепетно хранит память о прошлом.
Она ушла из актерской профессии, но имя ее уже давно стало легендой имени самой себя.
19 декабря 1944 г. родилась АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ВЕРТИНСКАЯ — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР
Младшая дочь поэта, исполнителя песен и актёра Александра Николаевича Вертинского и Лидии Владимировны Циргвава — художницы и киноактрисы
Дебютировала в 1961 году в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия»
Одной из самых заметных работ актрисы в кино в 1970-е годы стала роль Моны в телефильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» (1978) по одноимённой пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна. Актёры были так увлечены работой, что завершили её всего за один месяц.
Фильм, в котором режиссёр позволил актрисе самой создать образ героини, остался для неё одним из самых любимых в карьере: «Роль такая выпадает один раз в двести лет. Потому что в этой роли есть всё: и лирическое начало, и драматическое и комедийное… теперь таких ролей нет».
«Больше всего… люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой», — говорила Вертинская.
В 1989 году Анастасии Вертинской предложили преподавать актёрское мастерство в Оксфордском университете. Она согласилась и следующие 12 лет проработала за рубежом.
После Оксфорда в Париже Вертинская долгое время вместе с Александром Калягиным вела мастер-класс в «Комеди Франсэз» и «Чеховской школе»; преподавала также в швейцарской «Школе европейского кино».
Поставленный ею с группой учеников (как итог трёхмесячного каждодневного преподавания) спектакль «Чехов. Акт III» (куда вошли третьи акты пьес «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад») с успехом прошёл на сцене парижского театра Nanterre-Amandiers.
Своей основной жизненной миссией, актриса считает восстановление песенного наследия отца. При её участии были реставрированы многочисленные записи Александра Вертинского и выпущены пластинки с архивным материалом: «Alezandre Vertinsky», «Песни любви», «Легенды века»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.