В актерской среде существует термин «белый лист» — ситуация на сцене, когда текст напрочь вылетает из головы артиста. Вот несколько баек не эту тему.
Алексей Денисович Дикий был видным театральным деятелем Советского Союза — знаменитый актер, режиссер и педагог. Однажды «белый лист» случился и с ним.
Шел спектакль по пьесе А.Н. Островского «На бойком месте». Дикий там играл барина. В одной из сцен он, после якобы возвращения домой на бричке, входил в комнату и спрашивал вошедшего вслед за ним слугу:
— Ну что, распряг коней? Овса им задал?
— Распряг, батюшка, — отвечал слуга, — И овса задал.
Однажды в спектакле на этом моменте Дикий «завис» и понял, что напрочь забыл дальнейший текст. Возникла пауза. Актер стал усиленно пытаться вспомнить, решил как-то потянуть время и повторил:
— Ага! Значит, коней распряг и овса им задал?
— Так точно, батюшка, — подыграл слуга, — И коней распряг и овса им задал.
Снова наступила пауза. Дикий стал рассматривать потолок и стены. Слуга пытался шепотом подсказать текст, но, видимо, было ничего не разобрать. «Барин» крякнул и почесал в затылке:
— Распряг, значит коней-то?
— Распряг, батюшка, — подтвердил слуга.
— Иди, запрягай! – скомандовал Дикий, — Иначе мы отсюда долго не уедем!
Фаина Георгиевна Раневская Выходила на сцену почти до конца своей жизни. Актриса не дожила меньше месяца до своего 88-летия. Когда Сергей Юрский поставил спектакль по пьесе А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», 84-летней Раневской досталась роль старой няньки Филицаты.
Она уже по возрасту частенько забывала текст. Для этого за кулисами ставили помощницу режиссера, которая подсказывала актрисе текст. Видимо из любви к Фаине Георгиевне или от природной старательности, но женщина почти высовывалась из кулисы, произнося очередную реплику.
В одной из сцен, когда помреж от усердия чуть не вышла на сцену, величественная Раневская обратилась прямо к ней:
— Милочка, успокойтесь. Этот текст я знаю.
Зрительный зал отреагировал на реплику знаменитой актрисы аплодисментами.
Однажды Евгений Евстигнеев должен был выйти на сцену в кульминационном моменте важной сцены и произнести ключевую фразу, после которой могло развиваться дальнейшее действие спектакля.
Евстигнеев вышел на сцену, однако внезапно замер и замолчал, явно припоминая слова. Видимо, как назло, у артиста случился так называемый «белый лист».
Но, Евстигнеев всегда был мастером импровизации и умел ловко выходить из любого положения. Он повернулся к актерам, стоящим на заднем плане и со своей особенной интонацией легко произнес:
— Что же вы молчите?
Некоторых это выбило напрочь, и они затряслись от смеха мелкой дрожью. Другие и вовсе просто поползли в кулисы. Евгений Александрович деловито прошел по сцене, будто о чем-то размышляя, потом повернулся к оставшимся и снова спросил:
— Вы так и будете молчать?
После этой фразы со сцены испарились самые выдержанные. Евстигнеев еще раз задумчиво прошелся по сцене, остановился и произнес:
— Ну, раз все ушли, то и я уйду!
И скрылся за кулисами.
Из сети
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.