«Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор нередко играет персонажей на 20 лет моложе. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.
Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого-психолога и педагога. Евгения с родителями, братом и двумя бабушками жила на Васильевском острове. Впоследствии исполнительница назвала дочерей в честь пожилых родственниц Марии Карловны и Зои Дмитриевны.
Интересна ранняя биография отца артистки Павла Симонова. Дедушку девочки Станислава Венедиктовича Станкевича в 1937 году арестовали, а жену и детей отправили в ссылку. Вскоре кормильца расстреляли. После войны мальчика приютил скульптор Василий Львович Симонов, давший позднее ребенку отчество и фамилию, чтобы Павла не считали сыном «врага народа». Поэтому, если говорить о национальности актрисы, стоит упомянуть и польские корни.
Вскоре после рождения будущей звезды семья перебралась в Москву, где отец получил работу в только что созданном Институте высшей нервной деятельности. Преданность делу стояла для ученого на первом месте, и Павел Васильевич не раздумывая принял приглашение поехать в столицу, чтобы развивать новое учреждение. Впоследствии отец Евгении возглавлял институт на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская устроилась преподавать английский язык.
В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила четких планов. Школьнице нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьезно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии учить людей английскому, как и мама. Параллельно Симонова занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе все изменилось.
Научные изыскания отца Евгении лежали в междисциплинарной области, и в то время Симонов занимался изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила академика прочесть цикл лекций для студентов, посвященный этой проблеме.
Евгения Симонова вспоминала, что отец, будучи талантливым ученым, проявлял интерес и к искусству. Лекции Павла Васильевича превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед артисткой открылся новый неизведанный мир мастерства перевоплощения.
Евгения решила попробовать попасть в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие вузы набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьезные» университеты проводили экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с актерским.
Для поступления девушка выбрала программу, состоящую из литературных произведений авторов Серебряного века — стихов Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус и прозы Дмитрия Мережковского. Женя подавала документы в несколько театральных вузов, однако все, кроме Щукинского училища, ответили отказом.
В годы учебы наставником Евгении выступил Юрий Катин-Ярцев. Первые курсы тяжело давались начинающей актрисе. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая боится выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть способности в хрупкой Симоновой.
Знаменитость вспоминала, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой позднее. Но еще в «Щуке» Евгении удалось побороть стеснение.
После получения диплома выпускница получила приглашение в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского. Помощь в адаптации Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника. Другие актеры тоже тепло относились к молодой артистке. Близким приятелем стал Игорь Костолевский.
Евгения Павловна из тех исполнительниц, на которых опирался репертуар театра Маяковского. За 4 десятка лет звезда отыграла множество спектаклей. Помимо родного храма Мельпомены актриса неоднократно выступала и на других подмостках. Плодотворным получился союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек. Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других.
Кроме того, артистка выступала в «Сфере», в ЦДА имени А. А. Яблочкиной, Театре на Малой Бронной. Выходила Евгения и на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей.
Стоит упомянуть, что исполнительница — обладательница престижных театральных премий. За роль Софьи Андреевны Толстой в 2017 году артистке вручили «Золотую маску». К числу запоминающихся представлений с участием Симоновой относится и спектакль «Август: графство Осейдж», где декорации создавались благодаря проектору, транслирующему на сцену преображения интерьера.
Несмотря на застенчивость, еще до окончания «Щуки» Симоновой удалось пробиться в кино. Первой серьезной работой актрисы оказалось участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Драма шла с успехом, фразы персонажей разлетелись на цитаты и ушли в народ.
Не осталось незамеченным появление артистки в фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати Снегиревой, а главного героя сыграл Леонид Куравлев. Лента выбилась в лидеры проката 1975 года, собрав в кинотеатрах 62,2 млн зрителей.
В том же году состоялась премьера музыкальной картины «Под крышами Монмартра». Здесь актрисе достался центральный образ цветочницы Виолетты Шевалье. Над декорациями комедии работали известные художники Александр Бойм и Сергей Воронков.
В киноиндустрии того времени за Евгенией Павловной прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: знаменитость начали узнавать на улицах, почтовый ящик переполнялся письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик.Однако эта популярность обернулась жесткими рамками для юной Евгении.
Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твердо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа. Евгения Павловна вспоминала, как отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам дали задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку.
На сцене Симонова так старалась передать жесты и манеры, присущие падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес. Впрочем, звезда нашла свою нишу.
Лирические персонажи Симоновой запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа. Очередной яркой ролью для артистки оказалась принцесса в фильме-сказке «Обыкновенное чудо». Сложнее других Евгении Павловне далась сцена со стрельбой, поскольку исполнительница терпеть не может оружие и громких хлопков.
Драма «Школьный вальс», в которой Евгения Симонова сыграла вместе с Еленой Цыплаковой, могла попасть на полку: слишком смелую тему поднял режиссер проекта Павел Любимов. В картине речь шла о юношеской любви, предательстве, малодушии.
Несмотря на критику в адрес сюжета, комсомольская организация настояла на прокате киноленты. Изображать преподавателя английского языка Симоновой выпало в комедии «Баламут». Львиная доля фильма отснята в отдаленном районе Выхино. В кадре присутствует и платформа станции метро (в ту пору Ждановская), и интерьеры Московского института управления (ныне ГУУ).
В 1980 году на экраны вышла драма «Рафферти», где актриса сыграла певицу Джил Харт. Критик Александр Федоров подметил, что картина хорошо вписалась в стандарты модного «политического» кино. Кроме того, киновед хвалил работу Олега Борисова, воплотившего ключевой образ.
В то же время состоялись премьеры 2 проектов, которые Симонова относила к числу любимых. Это лента Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не получила широкого признания, но побывала на фестивале в Венеции.
Отмечала Евгения Павловна и роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». С этой картиной артистка ездила на конкурсы по всему миру.
В 1989 году знаменитость снялась в дебютной работе Олега Сафаралиева «Прямая трансляция». Драма получилась не только злободневной, но и по-настоящему злой.
Директор творческого объединения «Слово» Валентина Черных заявила, что организация намеренно отдала проект выпускнику ВГИКа, который смог бы показать всю неприязнь молодого поколения к «застою» и желание изменить окружающую действительность.
Действительность изменилась, и в новую реальность героини Симоновой не вписались. Впрочем, в интервью звезда подчеркивала, что не очень-то и стремилась шагать в ногу с тем временем. В 1990-е фильмография актрисы почти не пополнялась.
После спада популярности артистка ушла с больших экранов, сосредоточившись на театральной карьере. Возвращение Евгении Павловны состоялось в начале 2000-х, когда она появилась в сериале «Дети Арбата», который снимал супруг Симоновой Андрей Эшпай. Стоит отметить, что и этот образ исполнительница называет любимым.
У Евгении Павловны дружная семья. С теплотой актриса вспоминала родителей. Отец пережил маму на 11 лет и помог дочери перенести потерю близкого человека, с которой оказалось трудно смириться. Радоваться сегодняшнему дню помогают наследники — у Симоновой двое детей от двух мужей, имеются внуки.
Инет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.