Илзе Марисовна Лиепа

размещено в: Артисты балета и танцоры | 0
И́лзе Ма́рисовна Лие́па — советская и российская балерина, актриса; народная артистка РФ, народная артистка Карелии, лауреат Государственной премии РФ и национальной театральной премии «Золотая маска». Википедия
Родилась: 22 ноября 1963 г. (58 лет), Москва, СССР
Родители: Марис Лиепа
Братья и сёстры: Андрис Лиепа
Илзе Лиепа и Андрис Лиепа

Отец — Марис Лиепа, советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр. Народный артист СССР (1976).  Мать — Маргарита Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина.

Старший брат — Андрис Лиепа (1962 г.р.), советский и российский солист балета, театральный режиссёр и продюсер. Народный артист России (2009).

С детства вместе с братом постоянно находилась за кулисами театра. Посещала балетную школу. В 1981 году окончила Московское академическое хореографическое училище, класс Н. В. Золотовой. Позже, в 1991 году, окончила педагогическое отделение ГИТИСа.

С начала 1980-х — в труппе Большого театра. Исполняла хара́ктерные танцы в операх «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Травиата».
 
В 1983 году исполнила партию Геры в танцевальной сцене в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка в постановке А. Петрова (первая исполнительница).
 
В 1984 году — станцевала мазурку и краковяк («Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова) и болеро («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского).
 
1985 год — испанский танец, мазурка («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) Мерседес («Дон Кихот»), Чиполла-мать («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова).
 
1986 год — цыганский танец («Дон Кихот») Батильда («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), три цыганки («Анюта» на музыку В. Гаврилина в постановке В. Васильева) — в числе первых исполнительниц в Большом театре Королева («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Жена Штальбаума («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича).
 
1987 год — придворные танцовщицы («Легенде о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича), Владетельная принцесса («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), Синьора Капулетти («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича).
 
1988 год — Персидка («Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского), Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография С. Кореня).
 
1992 год — Зюльма («Корсар» А. Адана, хореография К. Сергеева по М. Петипа).
 
В 1993 году впервые в России исполнила партию Зобеиды в восстановленном её братом Андрисом Лиепой и внучкой М. Фокина Изабель Фокиной балете М. Фокина «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова.
 
В репертуаре балерины как широко известные миниатюры — «Умирающий лебедь» (К. Сен-Санс — М. Фокин), «Гибель розы» (Г. Малер — Р. Пети), так и специально для неё поставленные номера и балеты (с Илзе сотрудничали хореографы Д. Брянцев, Г. Алексидзе, В. Смирнова, Т. Сердюкова, М. Шеннон и другие).
 
1994 год — Царица бала («Фантазии на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского).
 
1995 год — Королева-мачеха («Белоснежка» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова) — первая исполнительница в Большом театре Капулетти-мать («Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского).
 
2001 год — Графиня («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети) — первая исполнительница (мировая премьера).
 
2003 год — Леди Капулетти («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) — первая исполнительница.
2007 год — Пианистка («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта).
 
Илзе Лиепа. Зобеида. «Шехеразада»
Илзе Лиепа. «Половецкие пляски»
Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе в балете Пиковая дама

Илзе Лиепа стала первой российской балериной, исполнившей после Майи Плисецкой партию Кармен в балете «Кармен-сюита» Ж. Бизе на музыку Р. Щедрина (хореография А. Алонсо).

Илзе ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. В 2003 году творческие вечера Илзе Лиепа прошли на Новой сцене Большого театра, и в них были заняты артисты балетной труппы театра.

С 1984 года снимается в кино, дебютировав с главной роли в мелодраматическом фэнтези «Блистающий мир» (Руна).

В том же году на экраны вышел исторический фильм «Михайло Ломоносов», в котором она сыграла роль Элизабет (Елизаветы Андреевны), жены великого русского ученого. В середине 1980-х сыграла удачные роли в картинах «Детство Бемби» и «Юность Бемби» (Лебедь-дочь), «Лермонтов» (Соломирская), «Странник» (Катя).

Несколько актерских работ в активе Илзе в 1990-е, наиболее известная — роль Зобеиды в картине Андриса Лиепы «Возвращение Жар-птицы».

В 2000 году сыграла балерину Тамару Карсавину в популярном сериале «Империя под ударом». В 2007 году исполнила главную роль в историческом сериале Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей» (Елизавета Алексеевна).

В конце 1990-х дебютировала как драматическая актриса в Санкт-Петербургской антрепризе, затем в апреле 2000 в театре «Модернъ» п/р Светланы Враговой состоялась премьера спектакля «Сон императрицы», где Илзе исполнила роль императрицы Екатерины.

Среди театральных работ Илзе Лиепа: «Ваша сестра и пленница…» Людмилы Разумовской — Мария Стюарт (антреприза); «Сон императрицы», пьеса и постановка Андрея Максимова — Екатерина (Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой); «Чайная церемония» А. Строганова (режиссёр Карен Нерсисян) — Женщина (Театральное товарищество «Старый театр»). В 2011 году была в составе жюри на конкурсе «Евровидение для молодых танцоров 2011». С 2011 года стала ведущей авторской программы «Балет FM» на радио «Орфей».

Имеет собственную студию пилатеса, где лично проводит занятия. Систематические занятия пилатесом в сочетании с балетными методиками стали основой для написания книги «Метод Лиепа», описывающей комплекс упражнений, разработанный балериной для поддержания себя в форме (издано «Альпина нон-фикшн»).

В январе 2014 года вышла книга её сказок для детей «Театральные сказки», которые Илзе Лиепа сочиняла, будучи беременной. Организовала Благотворительный фонд Илзе Лиепа, Фонд содействия развитию хореографического и изобразительного искусства. Его направление – культура детям.

***

 

Илзе в спектакле «Сон императрицы»
Илзе с дочерью

Первый муж — Сергей Стадлер, скрипач. Брак быстро распался. По словам Илзе, они расстались из-за постоянного столкновения двух творческих взглядов и потенциалов. Пара стремилась к самореализации отдельно друг от друга. Тем не менее, Илзе и Сергей сохранили нормальные отношения.

Второй муж — Владислав Паулюс, бизнесмен. На момент знакомства он был топ-менеджером международной компании Coca-Cola. Балерина познакомилась с ним на съемках рекламного клипа для знаменитого бренда Bon Aqua. Когда в качестве героини ролика понадобилась балерина, выбор пал именно на Илзе Лиепу. Пара обвенчалась в апреле 1999 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

15 марта 2010 года у Илзе Лиепы и Владислава Паулюса родилась дочь Надежда. Для балерины, которой на тот момент было 46 лет, этот ребенок стал первым и очень долгожданным.

После 14 лет, прожитых в браке, Илзе Лиепа в 2013 году подала на развод, заявив, что больше не видит возможности продолжать отношения. Семейная пара до последнего не выносила сор из избы, чтобы не превращать развод в повод для всевозможных сплетен и слухов.

Илзе Лиепа с ученицами — Русская национальная балетная школа

Из Интервью актрисы
Илзе Лиепа: «Старость должна идти к Богу»
«Мой путь был долгим и тяжелым, прежде чем вера стала чем-то естественным и необходимым».

«Хрупкая, невесомая… Илзе Лиепа чем-то похожа на оранжерейное
растение. Но первое впечатление обманчиво: за внешней изнеженностью скрывается огромная внутренняя сила и готовность следовать своему Пути, определенному свыше».

Мой отец говорил: «Лучшее лекарство от всех болезней — это движение». Движение необходимо нам не только для того, чтобы сохранить здоровье, но и для нашего духа. Те усилия, которые мы вкладываем в работу над своим ленивым, непослушным телом, могут принести благодатные плоды. Только надо правильно ставить цель…

Задумайтесь, мы ведь часто говорим: «Тебе дан такой талант!» Тебе «дан»! А кем дан? Ответ один – Богом! Профессия же учит тому, как отдавать этот талант людям и как им управлять.

Душа – это вещь необъяснимая.

Духовная жизнь — наука из наук. И не всякий постигнет ее, пусть даже прожив жизнь. Здесь все тонко, индивидуально. И любой поступок может изменить свою окраску в зависимости от того, чтó в этот момент происходит в сердце человека. Но и обида обиде рознь. Есть ситуации, когда важно и необходимо защищать свои убеждения, доказывать правильность поступков, но иногда стоит наступать на собственные амбиции ради сохранения мира в душе.

…Все то, что вне веры мы называем любовью, и не любовь вовсе. Ведь настоящая любовь, по словам апостола Павла, …долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит .

Оказывается, нет антагонизма между верой и современностью. Быть верующим — это и значит быть современным. Иначе невозможно. И быть верующим человеком не значит ходить в платке и бить поклоны с утра до вечера. Мы с мужем соблюдаем посты, по воскресеньям ходим в храм, причащаемся, стараемся жить по заповедям, но при этом остаемся в ритме современной жизни.

…Я пытаюсь жить жизнью верующего, воцерковленного человека. Но, несомненно, вера в Бога все расставляет по своим местам, все объясняет. Например, верующий человек знает, что стремление его к Свету притягивает и темные силы. А это значит, что твое стремление к Свету всегда встретит сопротивление, и с этим сопротивлением нужно считаться. Нужно, во-первых, признать, что оно есть, а во-вторых, подумать, чем вооружиться, чтобы с ним бороться. И человек, который не знает этих правил, то есть неверующий человек, совершенно беспомощен, потому что он не понимает, почему его тянет к вину, например, или к блуду. И он не знает, что ему делать с этими страстями, как с ними жить и как бороться.

Вера делает человека вооруженным. А это означает, что ты всегда знаешь, откуда придет помощь… я знаю точно, что вера всегда становится живой, когда ты переживаешь непростые периоды своей жизни.

Бог мог бы нас всех построить — и марш в церковь. Но вся Его мудрость в том и состоит, что Он ждет от нас, когда мы сами придем к Нему. Когда сами скажем себе: «Это мой выбор и моя надежда на спасение!»

…Вера и Церковь неразделимы. Потому что в Церкви — Христос. Потому что когда человек говорит: «Бог у меня внутри», то на самом деле он себя обкрадывает. Ведь, как мне кажется, он лишает себя самого главного — благодати, которую можно получить только в Таинствах Церкви. Иное дело, что понятия Таинство, благодать мне трудно объяснить человеку нецерковному. Я только могу заверить того, кто не ходит в церковь, что ему не стоит тешить себя мыслью, что его отношения с Богом совершенны. Это неполноценные отношения.

В один момент я как-то осознала, что не мы выбираем веру, а Господь нас выбирает. Это ощущение наполнило меня таким… было для меня сумасшедшим просто. Как это так? Ты, может быть, ужасный, ты вот такой, какой ты есть, но тебя выбрали, это не потому, что ты вдруг решил сам стать православным, ты решил. «Я решил», к слову о том, что моё, что не моё. А вдруг ты понимаешь, что тебя выбрали. Это удивительная ответственность и удивительная радость, просто удивительная радость.

Если мы скажем: «Прости, Господи, прости», как разбойник на кресте, то это одна история, а если мы будем раздумывать и задерживаться в этом, — это совершенно другая история… всё, что ведёт к добру, к примирению, к любви — оно от Господа. Всё, что к ссоре, к жестокости, — оно всё не из того корня.

Трагизм нашего времени заключается в том, что жизнь кажется такой бурной, полной, что хочется все успеть, узнать, использовать все возможности — и большинство людей даже не представляют, что есть жизнь другая, духовная. Многие просто не ориентируются даже в понятиях «душевное» и «духовное».

Часто приходится слышать: «Ой, он такой духовный», но дух человека — это некий орган, неотъемлемая часть его существа, и он питается только духовным — молитвами, духовным чтением или разговорами на духовные темы, но множество людей об этом даже не догадываются! Это страшно. В их числе и те, у кого есть власть над людьми, хотя, конечно, наши судьбы в Руце Божией. Так вот, только духовная красота спасет мир.

Из сети

Рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.

Автор публикации

не в сети 5 дней

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий