Многие из нас еще помнят элегантную и красивую хозяйку «Музыкального киоска» Элеонору Валериановну Беляеву.
32 года она была ведущей этой популярнейшей передачи на советском телевидении. Она являлась эталоном ведущей, была настоящим просветителем культуры. Её улыбка и добродушный облик всегда источали свет.
Элеонора Матвеева была дочерью военного и родилась на воронежской земле. Стоит отметить, что эта земля дала нам немало красивых женщин.
С детства она мечтала стать певицей. Окончив музыкальную школу по фортепиано, поступила в музучилище на вокальное отделение, а потом пошла учиться в знаменитую Гнесинку. Будучи студенткой она вышла замуж за баяниста Анатолия Беляева и родила дочку Машу.
Незадолго до выпуска у молодой студентки пропадает голос. Причины этого явления так до конца и остались неясны. Одна из причин была, что её педагоги тащили в колоратурное сопрано, при выраженном лирическом, и в итоге голос серьёзно просел. По другой версии потерей голоса стали психологические проблемы, связанные с семейными неурядицами и расставанием с мужем.
Чтобы выжить одной с маленькой дочкой, ей некоторое время приходилось переписывать ноты и обучать на дому детей игре на фортепиано. Но помощь пришла от бывшего однокурсника, в будущем знаменитого дирижёра Владимира Федосеева. Он помог ей устроиться на телевидение редактором музыкальных программ.
Поработав в отделе народного творчества и потом в отделе классической музыки, Элеонора Беляева подошла к важному моменту своей биографии. А. Габрилович в 1960 году создал проект «Музыкальный киоск». Эта передача являлась неким дополнением к «Голубому огоньку». Полгода Элеонора Беляева добросовестно работала музыкальным редактором в только что открывшемся «Музыкальном киоске». Полученное глубокое музыкальное образование и безупречный музыкальный вкус позволяли ей великолепно справляться со своей работой.
Ровно через полгода Элеонора Беляева совершенно неожиданно для себя стала ведущей «Музыкального киоска». Заболела постоянная ведущая передачи Нина Кондратова, и Элеонора заменила её. И даже никто не мог подумать тогда, что она отправляется в телевизионное плавание длиной в 32 года. Но именно так и случилось.
Элеонора Валерьяновна очень быстро родила свой неповторимый стиль ведения передачи. Мало кто помнит, но в 60-е годы передача велась в прямом эфире и чем-то напоминала старые голубые огоньки. Ведущая ходила от столика к столику и разговаривала с гостями.
Только в 70-е годы формат передачи стал привычным для нас. Э. Беляева под музыку А. Цфасмана открывала свой киоск, как правило с какой-то газетой в руках и, как бы заглядывая в неё, рассказывала о достижениях музыкальной жизни…
Элеонора Валериановна была эталоном ведущей. В ней было сочетание естественности, простоты и даже лёгкого женского кокетства. И это сообщало ей некий аристократизм. Оне не говорила какие-то глубокие аналитические вещи. Она не занималась музыкальной критикой. Но она нам на экране подавала мастеров. И мы — зрители — понимали, что то, что возникает в «Музыкальном киоске» — это уже определенный уровень. Это то, что нужно слушать, что нужно показывать и на что стОит обратить внимание.
Свою удивительную просветительскую миссию она несла много лет. Передачи её были настолько автономные и авторские, что туда особо не лезли редакторы и всякие консультанты. Понимая, что Элеонора Беляева всегда даёт качественный продукт.
За все эти годы были только небольшие замечания и изменения со стороны цензуры. Вспоминается разве что снятый с эфира отрывок с «Машиной времени» в 1975 году, убранные репортажи о Ф. Шаляпине и С. Рахманинове из-за их эмигрантского бытия. Но в целом всё выходило в эфир именно так, как это выстраивала Элеонора Беляева.
Был еще один аспект популярности передачи, в те годы немаловажный. Это гардероб ведущей. Многие женщины, не особо увлечённые культурой и музыкой, смотрели передачу только ради разглядывания гардероба Э. Беляевой. Она за все эти долгие годы ни разу не повторила свой костюм в эфире и всегда была одета по высшим стандартам моды.
Так и осталось загадкой, как ей удавалось это делать в те годы. Ведь особо тогда это не приветствовалось на ЦТ. Но у Элеоноры Беляевой всегда в кадре возникала то какая-нибудь брошь в виде розы, то пиджак из журнала «Бурда», то импортный платок в горошек и т.д. И еще она очень умело пользовалась косметикой, в которой женщины часто улавливали какие-то заграничные новшества. Так получилось, что ведущая в брежневское время была иконой стиля для многих женщин, наравне с женщинами из «Кабачка 13 стульев».
Элеонора Валериановна сумела так всё сделать в своей жизни, что вокруг неё фактически не было скандалов. Её личная жизнь также для всех оставалась тайной. Пишут, что у нее было три мужа и что у всех было имя Анатолий. Но никто никогда других её мужей, кроме народного артиста России баяниста Анатолия Беляева, не видел.
В последней передаче с едва заметной грустью в голосе Элеонора Беляева сказала: «Нас разлучают». Зрители поначалу не могли понять — что же произошло, почему закрыли передачу? Из-за нерентабельности в 1993 году новые киночиновники «Киоск» закрыли. Последний выпуск был под номером 1472. Элеонора Валериановна довольно тяжело заболела. Впрочем, тут произошло настоящее чудо. Конечно, не без помощи её друзей, где главную роль сыграл продюсер В. Сергеев. Она смогла победить онкологию. И даже стала ещё лучше и краше выглядеть. Элеонора Валериановна сильно похудела, но её улыбка и её ум еще потом долго освещали различные конкурсы и музыкальные фестивали. Она оставалась востребованной фактически до самой смерти. Последний раз Элеонора Беляева вела концерт в 2014 году. А весной 2015 года её не стало.
В общем-то только сейчас стало понятно, что Элеонора Валериановна Беляева была великой женщиной, выдающейся телевизионной звездой. Всё, к чему она прикасалась, становилось золотом. Её ум, такт, объём знаний и воля были образцовые. К сожалению, сейчас таких людей на телевидении просто нет….
Инет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.