Карл Брюллов «Всадница», 1832 год
Портрет исполнен художником в виде жанровой сцены. Молодая девушка, восседая на вороной лошади после утренней прогулки подъезжает к открытой террасе богатой виллы. Маленькая нарядно одетая девочка, выбежавшая из дома, чтобы встретить свою старшую подругу, восхищённо смотрит на неё, прижавшись к металлическим перилам террасы.
Мохнатый спаниель лает, кружась под ногами коня. Взволнованность сюжета усиливает пейзаж с накренившимися от ветра деревьями и тревожно бегущими по небу облаками.
Поводом для создания картины послужило знакомство с графиней Самойловой, воспитанниц которой и запечатлел Брюллов. Даже на ошейнике собаки художник изобразил фамилию Самойловых.
Долгое время считалось, что на картине была написана сама Юлия Самойлова. Впоследствии искусствоведы пришли к выводу, что в качестве наездницы была изображена воспитанница Самойловой Джованнина, а моделью для маленькой девочки послужила Амацилия, дочь композитора Джованни Пачини и приёмная дочь Самойловой.
Полотно находилось в собрании Юлии Самойловой, и в течение почти сорока лет о нём практически ничего не было известно.
В 1872 году, за три года до смерти разорившейся Самойловой, в Париже была организована распродажа её имущества. На аукционе «Всадница» была куплена одним из комиссионеров, затем полотно попало в Петербургское общество для заклада движимых имуществ, а оттуда в 1893 году его приобрёл Павел Третьяков.
Бытовая сцена соединена с парадным конным портретом. Автору удалось передать и великолепие черного скакуна, и ловкость прелестной амазонки, которая грациозно сумела остановить разгоряченного коня, и восторг маленькой девочки, прильнувшей к балконной решетке, и взволнованность лающей собачки, и даже возбужденное состояние природы: по наклонившимся стволам деревьев и бегущим по небу перистым облакам нетрудно определить надвигающуюся грозу.
Вороной конь, изображённый на картине, вызвал восхищение у посетителей выставки 1832 года. Один из рецензентов писал: «Хотя можно думать, что картина предназначена сохранить черты лиц двух девочек в столь юном их возрасте, когда они так часто изменяются, однако же лошадь, которая занимает большую часть пространства картины, почти исключительно приковывает к себе внимание зрителей, и, может быть, не дерзко было бы сказать, что живописец также предпочёл её всему остальному и сосредоточил в ней свои познания и старание». Предполагают, что конь принадлежал к породе «орловская верховая», выведенной на конном заводе графа Алексея Орлова-Чесменского.
Из сети
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.