МАРИЯ БАШКИРЦЕВА (1858 — 31.10.1884):
«МОЁ ТЕЛО ПЛАЧЕТ И КРИЧИТ, НО ЧТО-ТО, ЧТО ВЫШЕ МЕНЯ, РАДУЕТСЯ ЖИЗНИ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!»
Личность необычайно одаренная, она прожила короткую, но деятельную жизнь. Музыка, живопись и литература – во всех сферах искусства Мария нашла себя. Ее «Дневник», написанный на французском, переведен на многие языки мира, картины выставляются в Русском музее.
Судьбой Марии было отмеряно 25 лет жизни, большинство из них она провела в Париже. Современники видели в ней гения и творческое наследие действительно даровало ей бессмертие.
Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало — отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…
Я с этой девушкой знакома
Увы, конечно, не была!
Но, как она — сидела дома
И золотой узор ткала.
В привычной клетке одиночеств,
Где и живет одна — душа,
Как много в дневниках пророчеств,
Когда Любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А Жизнь — крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть — признанья пьедестал!
М. Цветаева (из сборника «Вечерний альбом»)
Феномен её очарования ещё долго будет вызывать споры и, по-видимому, так никогда до конца и не будет познан. Действительно, девушка, почти ничего не успевшая в жизни сделать, взволновала души поэтов и художников. Её обаяние незримо присутствовало в русском «серебряном веке», во французском экзистенциализме, воздействует оно и на современный авангардизм. Это таинственное притяжение искусства, возможно, связано с драмой невыраженности её души при необычайном таланте. Мария Башкирцева оставила потомкам всего лишь юношеский дневник, да несколько картин, да гениальную тоску по несбыточному.
«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее.
Двадцати трех лет, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, с темными, как будто сжигаемыми мыслью глазами… …Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление сочетания твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум». (Французский поэт Франсуа Коппе)
М. К. Башкирцева родилась в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов.
Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны. Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах «Жан и Жак» (1883), «Совещание» (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.
В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.
С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. «Я говорю все, все, все», — писала она, предназначая свой дневник для печати.
«Дневник Марии Башкирцевой» впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.
Ещё в Ницце 12-летняя Мария начала писать дневник, рукопись которого хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже. «Дневник» сделал ее имя знаменитым. Его публикация во Франции вызвала настоящую бурю интереса к незаурядной личности, в России, напротив, была встречена неоднозначно. Вместе с тем, дневник читали Толстой и Чехов, Хлебников и Брюсов. Высоко оценила талант Башкирцевой Марина Цветаева, посвятившая этой несломленной духом художнице свой «Вечерний альбом». Начиная с 1990-х годов «Дневник» неоднократно издавался в России.
Он был написан талантливо и предельно откровенно, подобных ему произведений почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому «Дневник» вызвал, как восторженные отклики, так и яростную критику.
«Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами — никогда!»
Творчество, переживания, сомнения, поездки по Европе, борьба с болезнью. И – шокирующая искренность.
Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью… Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами».
В мастерской многочисленные тома книг: «Они были здесь все на своих родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, древние римляне и греки. И это вовсе не были книги „библиотечные", выставленные напоказ, но настоящие, потрёпанные книги, читанные-перечитанные, изученные. Платон лежал на столе, раскрытый на нужной странице».
Во время беседы Коппе испытал какую-то необъяснимую внутреннюю тревогу, какой-то страх, даже предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки ему «представлялся необыкновенный тепличный цветок — прекрасный и ароматный до головокружения, и тайный голос шептал в глубине души слишком многое сразу».
Как бы прощаясь с жизнью, Мария начала писать большое панно «Весна»: молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грёзе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. «И нужно, чтобы слышалось журчание ручья, бегущего у её ног, — как в Гренаде среди фиалок. Понимаете ли вы меня?»
На ее последней картине, которую она так и не закончила.
Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.
Мопассан, посетив ее могилу, изрек:
«Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой… Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…
В Люксембургском музее в Париже существует давнее правило, согласно которому этот музей хранит произведения художников в течение десяти лет после их смерти, а затем лучшие передает в Лувр.
Так случилось с картинами Марии Башкирцевой «Встреча», «Жан и Жак», которые были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Следует отметить, что это был первый случай, когда картины русского художника попали в мировую сокровищницу Лувра.
Из всех картин Марии Башкирцевой на сегодняшний день известно о существовании 150 полотен и пастелей, около 200 рисунков, эскизов и акварелей, а также об одной скульптуре. Произведений было гораздо больше, но они не были каталогизированы, а многие из них не имели названий. Большинство картин Башкирцевой, к сожалению, утрачены, и потому оригинальные работы художницы сейчас довольно редки, их по всему миру осталось около 60 единиц.
Мария Константиновна Башкирцева была похоронена на кладбище Пасси в Париже. На могиле художницы была построена часовня, где до сих пор хранятся некоторые памятные вещи умершей: мраморные бюсты ее родителей, бюст самой Башкирцевой работы скульптора Сен-Марсо, кресло, молельный стул, ее палитра, фотографии, а главное — одна из самых важных её работ, полотно «Святые жёны», которое она так и не успела завершить.
В начале 1900-х годов в Люксембургском дворце в Париже появилась мраморная композиция под названием «Бессмертие», работы известного скульптора Лонжерье.
Он выполнил ее по заказу французского правительства, вписав в сюжет крылатую фигуру ангела, у ног которого умирает молодой гений. В руках ангела находится свиток, где высечены имена безвременно покинувших этот мир выдающихся людей. Их восемь, и среди них лишь одно русское — Мария Башкирцева.
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С той девушкой у темного окна
Виденьем рая в сутолке вокзальной
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?
М. Цветаева
Ги де Мопассан, посетив могилу сказал : » Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток! «
Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало — отпустил.
О, звёздная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…
Я с этой девушкой знакома
Увы, конечно, не была!
Но, как она — сидела дома
И золотой узор ткала.
В привычной клетке одиночеств,
Где и живёт одна — душа,
Как много в дневниках пророчеств
Когда в любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А жизнь — крупинками считал
О, звёздная её дорога!
И смерть — признанья пьедестал.
Это стихотворение Марина Цветаева посвятила юной художнице Марии Башкирцевой, чьи дневники в конце XIX века произвели настоящий взрыв в Европе и России.
Инет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.