В 1958 году, когда Большой театр триумфально гастролировал в Париже, на спектакль Лебединое озеро пришла очень пожилая женщина в темной шляпе с вуалью.
Она сидела в ложе и рыдала от счастья, от той красоты, которую она увидела на сцене, от осознания того, что великий русский классический балет, которому она посвятила свою жизнь, жив.
Она не могла не подойти за кулисы к артистам и поблагодарить их за увиденное балетное чудо. Когда незнакомка представилась, артисты старшего поколения ахнули. Даму в черной шляпе с вуалью звали Матильда Кшесинская.
Матильде тогда было 86 лет. И многие были уверены, что некогда возлюбленной императора Николая Второго и несравненной примадонны Мариинского театра, уже нет на свете.
В последний день лета, 31 августа 1872 года родилась величайшая русская балерина — Матильда Кшесинская(1872-1971) Полька по происхождению, дочь знаменитого танцовщика Феликса Кшесинского, судьба уготовила Мале вековую, полную драматизма, счастья и трагедий жизнь.
Прославленная Прима-балерина Мариинского театра, фаворитка и первая любовь императора Российской империи Николая Второго была женщиной непреодолимого очарования, слухи, домыслы и легенды о которой, дошли и до наших дней. Великая русская танцовщица, главная соперница Анны Павловой и Любови Егоровой, она сама распоряжалась своим репертуаром.
Блистательная танцовщица, вытеснившая со сцены итальянских виртуозных танцовщиц-гастролерш, она была уникальной личностью, очень образованной и начитанной.
Кшесинская первой увидела большой талант в Тамаре Карсавиной. В 1902 году Тамара Карсавина была зачислена в Мариинский театр, правда в кордебалет, но в 1906 году Тамара переведена в разряд первых танцовщиц. Это произошло благодаря стараниям Матильды Кшесинской.
Матильда Феликсовна, обладая феноменальным чутьем на большие таланты, коим несомненно обладала Карсавина, прекрасно понимала, что театру нужны новые лица, новые яркие индивидуальности. В своих мемуарах Тамара Платоновна Карсавина с теплотой и нежностью вспоминает о Матильде.
Матильда была противоречивым, но благородным, цельным человеком. У нее всю жизнь были очень сложные взаимоотношения с Анной Павловой, но прочитав сообщение о смерти Павловой, Кшесинская зарыдала навзрыд и в присутствии своего секретаря произнесла:» Белый лебедь улетел к себе на небеса». Павловой было всего лишь 49 лет….
Кшесинская была замужем за Великим князем Андреем Владимировичем Романовым. У них был сын, который, увы не оставил наследников и умер бездетным. Бежав во Францию после революции из Петрограда, балерина оставила свои несметные богатства в Петрограде, городе, который боготворила и в котором любила и была любима.
В Париже у нее была своя школа, ученицы ее любили. Но средств все равно не хватало. Жилось ей в Париже трудно. Семья Юсуповых всегда поддерживала ее. Матильда Феликсовна была интереснейшим и очень цельным человеком. Как и подобно ее другу Феликсу Юсупову, о России она не переставала думать до последнего вздоха своей долгой, прекрасной и все-таки вместе с тем трагичной жизни.
Свой последний приют Кшесинская обрела на Парижском кладбище Sainte — Geneviève — des — Bois в одной могиле с мужем и сыном. На могиле значится: «Светлейшая княгиня Матильда-(Мария) Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Светлая память воистину великой русской танцовщице и первой русской балерине-ассолюта. С днем Рождения Вас, прекрасная Матильда Феликсовна! Мир и покой Вашей душе.
Эдгар- Кирилл Дальберг.
Имя Матильды Кшесинской известно любому. Она стала легендарным олицетворением капризной примы-балерины. Многие судили о ее строптивом нраве и покровителях, но даже самые ядовитые завистники признавали ее талант и трудолюбие. Матильда Кшесинская стала первой русской балериной, которая смогла повторить 32-фуэте, исполнить которые могли только итальянские танцовщицы.
Ее танец был естественным, как дыхание. живым, капризным, пленительным, теплым-таким же, как и она сама. ошеломляющим, притягивающим помимо воли, властным, энергичным. в нем было все то, что было в ней. Танец был ее жизнью.
Судьба этой балерины столь же эффектна, как и ее танец. Ее талант не знал себе равных в поклонниках, покровителях. После официального замужества ее родственниками стали представители династии Романовых и особы других венценосных фамилий Европы.
Она была Примой Императорского балета, изумительно пластичной, с безупречной техникой каждого па. В 64 года она исполнила любимую «Русскую» в Ковент-Гардене. Забывшие о чопорности британцы взорвали зал аплодисментами. Кшесинскую в шитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике вызывали на поклон 18 раз. Фигура Матильды Кшесинской плотно окутана коконом легенд, сплетен, слухов.
Очень сложно разглядеть живого человека, очаровательную женщину, страстную, увлекающуюся в хитросплетениях слухов. Она была первой русской исполнительницей фуэте и балериной, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром, блестящей, виртуозной танцовщицей, вытеснившей с русской сцены иностранных прим.
Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. По семейному преданию, прадед Матильды, Войцех был сыном и наследником графа Красинского, по некоторым причинам потерявшим титул и состояние. Единственным доказательством высокого происхождения был перстень с гербом графов Красинских.
Отец Матильды, Феликс Кшесинский, был непревзойденным исполнителем мазурки — любимого танца Николая I, который и выписал его из Варшавы в Санкт-Петербург вместе с другими танцовщиками. В Петербурге Феликс Иванович женился на балерине Юлии Доминской, вдове балетного танцовщика Леде. От первого брака у нее было пятеро детей, во втором родилось еще четверо. Матильда-Мария была младшей.
Уже с самого раннего возраста она обнаружила способности и любовь к балету. Неудивительно, ведь она росла в семье, где все танцевали. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище. Поначалу девочка занималась не особенно старательно. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, будущая балерина стала заниматься с настоящей страстью. Весной 1890 года она была зачислена в труппу Мариинского театра.
В первый же сезон Кшесинская станцевала в 22 балетах и 21 опере. Одного таланта для получения такого количества партий, конечно же, было мало — в Матильду был влюблен наследник престола.
С цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, Матильда познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая.
Подарки для Матильды Николай покупал на деньги из специально созданного для этого фонда. Это было настоящее, глубокое чувство. Николай старался не пропускать ни одного спектакля, в котором танцевала Матильда, в антрактах заходил к ней в гримерную, а после спектакля ехал к ней ужинать. Николай купил для нее дом на Английском проспекте — до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Родители Матильды долго не подозревали о ее отношениях с Николаем.
Только когда в 1891 году он уехал в кругосветное путешествие, Матильда была вынуждена признаться — она очень тяжело переносила разлуку с Николаем. Их роман закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. О помолвке Алисы Гессенской и Николая Александровича было объявлено 7 апреля 1894 года.
Матильда заперлась дома и почти не выходила. Вскоре Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Гастроли прошли с большим успехом. Пока Кшесинская отсутствовала, на место первой балерины стала претендовать итальянка Пьерина Леньяни. Она сразу же покорила петербургскую публику своей искрометной техникой.
Но Матильда не осталась одна. Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, Великого князя Сергея Михайловича.
Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды, но и ближайшим ее другом. В программе коронационного торжества значился парадный балет «Жемчужина» на сцене Большого театра, где для общих репетиций балетная труппа Мариинки должна была соединиться с труппой Большого театра.
Балет ставил Петипа на музыку Риккар-до Дриго. Главные роли исполняли Леньяни и Павел Гердт.
Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным и никакой роли не дали. Оскорбленная Кшесинская бросилась к Великому князю Владимиру Александровичу, который ей покровительствовал. В результате дирекция получила личное распоряжение императора ввести Кшесинскую в балет. Положение Кшесинской было восстановлено.
В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой
. Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда это представлялось невозможным: в русском балете царили итальянские балерины. В каждой из ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями — бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными Великими князьями и самим Николаем.
Она считалась всесильной хозяйкой Мариинского театра. Ее любовником был сам Великий князь Сергей Михайлович, президент Русского театрального общества, двоюродный брат и друг детства императора!
Матильда сама выбирала, когда и в каких балетах будет танцевать, о чем ставила в известность директора. Перед выступлениями Матильда преображалась: постоянные репетиции, никаких визитов и приемов, жесткий режим, диета.
День спектакля она проводила в постели, практически без еды. Она выходила на сцену — зал замирал от восторга. В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене — в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. Обычно император вручал бенефициантам так называемый «царский подарок»-золотые часы или медаль.
На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, хотя Кшесинская и была старше его на шесть лет. Андрей засмотрелся на Матильду и опрокинул ей на платье бокал вина, и она увидела в этом счастливое предзнаменование.
Матильду взял под свое покровительство отец Андрея, Великий князь Владимир Александрович. Ему очень нравилась эта балерина — и как говорили, не только в качестве подруги его сына. Он часто устраивал ужины, на которые приглашал Матильду, а на Пасху подарил Кшесинской яйцо от Фаберже.
Такие яйца делались только по заказу царской семьи; всего было изготовлено лишь 54 штуки. Матильда продолжала выступления даже будучи беременной — до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. 18 июня 1902 года на даче в Стрельне у Матильды родился сын Владимир. Роды были тяжелые, Матильду и ребенка еле спасли.
Великая княгиня Мария Павловна, мать Андрея была решительно против каких-нибудь отношений сына с Кшесинской. Поскольку он был еще слишком молод, то не имел возможности записать сына на свое имя.
Отчество он получил Михайлович, а через десять лет сын Кшесинской был именным указом Николая возведен в потомственное дворянство под фамилией Красинский. В ноябре Кшесинской было присвоено звание заслуженной артистки.
После долгих уговоров она согласилась вернуться на сцену в качестве приглашенной балерины — на отдельные спектакли и продолжала выступления с неизменным успехом. Именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость.
Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере. В феврале 1920 года она с семьей навсегда покинула Россию, отплыв из Новороссийска в Константинополь.
Кшесинская вместе с сыном и Андреем Владимировичем обосновались во Франции, на вилле в городке Кап д'Ай. Матильде Феликсовне был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже Светлейшим князем.
В их доме бывали Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, уехавшие за границу великие князья. Хотя денег было мало — почти все ее драгоценности остались в России, у семьи Андрея средств тоже было немного, — Кшесинская отклоняла все предложения выступать на сцене.
В 1929 году, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию. Школа пользовалась неослабевающим успехом, — даже во время войны у нее никогда не было недостатка в учениках. В 1958 году впервые на гастролях в Париже был Большой театр. Она сидела в ложе и плакала от счастья, что русский классический балет, которому она отдала всю жизнь, продолжает жить… Матильда Феликсовна не дожила лишь девять месяцев до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года. Похоронена Кшесинская на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На ней значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.