ЦЫГАН НЕ БРАТЬ!
… Первые слова, с которыми режиссер обратился к работникам съёмочной группы, были такими: — У нас будут работать все: украинцы, армяне, молдаване, осетины. Но цыган не приглашать!
Это прозвучало анекдотически — на фильм «Цыган» цыган не брать. И действительно, в группе было только двое цыган, одна из них многодетная мать. Сложности начались, когда актёров стали подбирать, как говорится, под главную актрису.
Если на роль Будулая приглашали молодого красивого актёра, он нежелательно контрастировал с возрастом актрисы. Если актёр был попроще, постарше — дуэт выглядел неинтересным.
Режиссёр приходил в отчаяние. Он буквально рвал на себе волосы. А так как у него была шапка курчавых очень густых волос, то все считали, что он носит парик. (Чтобы прекратить эти разговоры, Бланк, когда праздновали запуск фильма в производство, подвыпив, хватал себя за волосы, тянул во все стороны, приговаривая: «Вот вам парик! Вот вам парик!»).
В это время кому-то из ассистентов довелось находиться в Молдавии в городе Бельцы. Делать вечером было нечего, и он отправился в молдавский драмтеатр, хотя и не знал языка. Там он и увидел актёра Волонтира, на котором держался весь спектакль. Приехав в Одессу, рассказал о нём режиссёру.
Бланк отнесся к рассказу скептически, они по всем столичным театрам не нашли подходящего актёра, а тут какие-то Бельцы! Но поскольку это недалека от Одессы, дорога не будет дорого стоить, решили вызвать актёра на пробу.
Когда Михай Волонтир вошёл в помещение съёмочной группы «Цыган» и поздоровался, все поняли: «Будулай есть!». Пробы были замечательными, только актёр так плохо говорил по-русски, что его едва можно было понять
. И Волонтир стал брать уроки русского языка: он не хотел, чтобы его дублировали. Как-то я шла по коридору киностудии и со спины увидела мужчину столь красивой осанки с гордой посадкой головы, что мне захотелось узнать, кто это? Сделав вид, что спешу, я пробежала вперед и оглянулась. Ба! Да это же наш Будулай!
Волонтир оказался дисциплинированным работником (никогда не заставлял себя ждать) и хорошо воспитанным человеком.
Если видел, что кто-то из съёмочной группы тащит тяжелые вещи, а в основном ассистентами были женщины, он тут же бросался на помощь. Выезжая на автобусе на съёмку, всегда уступал место, хотя режиссёр требовал, что актёры должны сидеть, чтобы не уставать.
Ненормированная работа действительно утомляла людей, утром каждый старался подольше поспать и самый дешевый продукт питания — молоко купить не успевали: его привозили рано утром.
Поняв это, Михай вставал в шесть утра и брал двадцать пакетов молока на всю съёмочную группу. Несмотря на заглавную роль, у Волонтира была мизерная ставка.
Если героиня получала сорок рублей за съёмочный день, то Волонтир пять-семь. В таких случаях,когда актёр не тарифицирован в кино, директор съёмочной группы и режиссёр направляли в украинский главк письмо с просьбой в порядке исключения только на период съёмки утвердить исполнителю главной роли более высокую ставку, тем более, что деньги в смету заложены. Надеялись, что им пойдут на встречу. И напрасно — получили отказ. Михай Волонтир был так оскорблен, что вообще отказался от оплаты.
— Подачка мне не нужна. Роль мне очень нравится, и я снимусь у вас бесплатно.
Так он и отснялся в четырёх сериях, не получив ни копейки. Когда фильм хорошо приняли на Центральном телевидении, и зрители, руководство Гостелерадио обратилось с просьбой в Главк кинематографии Украины и только после этого Волонтир получил аккордно свои деньги за киносъёмки…».
Из книги редактора Одесской киностудии Е.М.Рудых «Как делалось кино в Одессе».
МИХАЙ ЕРМОЛАЕВИЧ ВОЛОНТИР родился 9 марта 1934 года ,в селе Глинжены, находившемся в тот момент в составе Королевства Румыния (ныне в Шолданештском районе Молдавии).
По свидетельству самого актёра, родился он в доме лесника Ермолая Мелентьевича Волонтира, близ коммуны Олишканыжудеца Орхей. Позже, при смене документов в сельсовете было искажено не только название административной единицы, но и фамилия. Все семьи в селе Глинжены, чьи фамилии были Волинтир, стали зваться Волонтир.
В 18 лет стал преподавать в сельской школе, в селе Попоуцы. Окончил Оргеевское педагогическое училище и стал заведующим клубом в селе Липчены Резинского района.
В 1957 году, после республиканского смотра самодеятельности, был приглашён в учебную актёрскую группу Музыкально-драматического театра им. Александри в Бельцах (ныне Национальный театр им. Василе Александри), а позже стал актёром этого театра.
Его дебютом в театре была роль фигуранта в комедии «Кирица в Яссах» Василе Александри. Сыграл в театре более 120 главных ролей. Пел на сценах театра и эстрады, в кинофильмах, на радио и телевидении. В его фонотеке более 50 песен, многие из которых стали шлягерами.
Актёр начал сниматься в кино в 1967 году. Широко известен фильм «В зоне особого внимания», в котором главные роли сыграли Михай Волонтир (прапорщик Волентир) и Борис Галкин (лейтенант Тарасов). В 1981 году на экраны вышел фильм-продолжение «Ответный ход», где главные роли сыграли те же актёры.
Наиболее широкую известность актеру принёс многосерийный фильм «Цыган» (1979), в котором он сыграл роль цыгана Будулая, скитающегося по свету в поисках свободы и счастья. Фильм имел большой успех у зрителей, и в 1985 году вышло продолжение — «Возвращение Будулая».
Был членом Союза кинематографистов СССР. Несмотря на всесоюзную известность и славу, Михай Волонтир никогда не покидал свой город Бельцы, где продолжал играть и заниматься режиссурой в Национальном театре им. Василе Александри.
В 2009 году поставил музыкальную комедию по пьесе «Сон в майскую ночь» Богдана Хашдеу. Скончался на 82-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен 17 сентября 2015 года на Центральном кладбище Кишинёва.
Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.