Микаэл Таривердиев — Последний романтик. 15 августа ему бы исполнилось 90 лет.
15 августа — День рождения Микаэла Таривердиева. Его музыка просто волшебна, да и слова трудно подобрать, чтобы выразить всю ее красоту.. Он написал музыку к 123(!) нашим любимым фильмам! Имя Таривердиева запомнили даже неискушенные зрители после того, как увидели по телевизору «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» А помните, «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия».?
Незадолго до своего ухода композитор написал книгу о своей жизни с очень незатейливым названием « Я просто живу».
В ней он в частности написал просто золотые строки. «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А всё плохое – это то, чему я не смог у нее научиться».
Его мама, Сато Григорьевна, просто боготворила своего сына, но была к нему строга. Как то раз она увидела, как Микаэл с мальчишками на улице поджаривает на огне жука. Она выскочила из дома, схватила сына за руку и сама засунула его палец в огонь, сказав, что жуку так же больно, как и ему.
Микаэл запомнил этот урок на всю жизнь. Он старался не причинять людям боль. Любил красивые вещи, умел дружить, прощать и отвечать за поступки, даже которых он не совершал.
Когда — то у него был роман с Людмилой Максаковой, и сидя за рулем ( Таривердиев сидел рядом) она сбила человека, он взял всю вину на себя. Долгое следствие сильно подкосило его здоровье, но в связи с амнистией, он не отправился за решетку. Кстати, эту реальную историю потом использовали в сценарии фильма «Вокзал для двоих»..
В 1949 году он получил свой первый гонорар. Именно в тот год он дебютировал, как композитор. Он написал две балетные сцены, которые поставили в Театре оперы и балета. Время еще было голодное, но все деньги композитор потратил на .. изысканную шляпу. Он знал толк в хороших вещах!
Когда он учился в Гнесинке ,надо было как — то выживать, подрабатывать. Ему предлагали играть в ресторане на пианино. Но он счел это не приличным для себя. И по ночам разгружал вагоны на Рижском вокзале..
Песня «На Тихорецкую состав отправится…» была написана Таривердиевым задолго до съемок фильма «Ирония судьбы». Однажды Рязанов напевал эту песенку в присутствии Таривердиева и заметил мимоходом, что песенка эта народная и войдёт в его новый фильм «Ирония судьбы».
«Что это за разговоры! — возмутился Таривердиев. — Это песня не народная, и у неё есть автор. Эта песня моя … ». Рязанов предложил Таривердиеву прочитать сценарий «Иронии судьбы» и написать еще хоть пару песен.
Сначала Рязанов хотел взять в фильм и других композиторов. Но Микаэл Леонович сразил его своим талантом, чуткостью, вкусом, что о других композиторах он и думать забыл..
«Музыка — одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел. Еще есть рассвет, еще есть ночь, еще есть море, есть океан, есть водные лыжи, есть многое, что мне очень интересно. Еще есть моя любовь. И музыка — один из аспектов моей жизни».
Из книги «Я просто живу»
Микаэл Таривердиев никогда специально не писал шлягеров — ему нравилось работать с несимметричной, ритмически сложной поэзией. Порой его раздражала собственная популярность, и он даже не любил праздновать свои дни рождения, предпочитая громким торжествам уединенные посиделки. Об этом Вера Таривердиева, вдова композитора, рассказала «Известиям» накануне его 90-летия.
«Эльдар, эта песня — моя»
— 15 августа Микаэлу Леоновичу исполнилось бы 90 лет. А любил ли он отмечать свои юбилеи?
— Сами дни рождения любил, а отмечать — нет. Он считал, что пышно праздновать — неприлично. Но вдвоем мы отмечали. У него даже есть такая фраза: «Нет ничего глупее, чем сидеть на своем юбилее». А 50-летие, например, он встретил в Сухуми. С Родионом Щедриным они уплыли на виндсерферах в море и там отметили эту дату, выпив по маленькой бутылочке коньяку.
— Он был человеком спортивным?
— Да, с детства. Чем он только не занимался — даже верховой ездой. Был членом сборной Грузии по плаванию на дальние дистанции. Водные виды спорта были его самые любимые: плавание, водные лыжи и виндсерфинг.
— Он ощущал когда-нибудь ревность или зависть со стороны коллег?
— Конечно. Чего только стоит история с телеграммой якобы от Франсиса Лея, которую на самом деле отправил Никита Богословский!
— Богословский был известным шутником. Многим его подколы не казались невинными.
— Не случайно, видимо, он пошутил и над Таривердиевым. После бешеного успеха картины «Семнадцать мгновений весны» вдруг в Союз композиторов СССР приходит телеграмма — вроде бы от Лея: «Поздравляю с успехом МОЕЙ музыки в фильме». Шутка была не безобидная. Таривердиев тяжело переживал ситуацию: это же неправда, что музыка не его. В конце жизни сам Богословский признался, что это он прислал телеграмму.
— Микаэл Леонович проводил расследование, искал автора злой шутки?
— Ничего такого он не делал. Просто он нашел возможность получить телеграмму от настоящего Франсиса Лея, и в этом послании французский композитор опроверг фальшивку.
— В молодости судьба свела Таривердиева с Роланом Быковым, с подачи которого Микаэл Леонович написал музыку к спектаклю. Что это была за работа?
— Он познакомился с Роланом Быковым в 1959 году, в студенческом театре МГУ, где Быков ставил пьесу. Это был первый опыт работы Таривердиева в театре. Кстати, песня «На Тихорецкую состав отправится…» была написана именно для этой постановки.
— Как она появилась в картине Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»?
— Еще до выхода фильма Микаэл Леонович включил эту песню в свою оперу «Кто ты?», которую написал в 1966-м. Песню пел Владимир Высоцкий. О том, что она понадобилась Эльдару Рязанову для новой киноленты, Таривердиев узнал случайно, когда был в доме отдыха в Пицунде. Там же отдыхал и Эльдар Александрович.
Как-то на крыльце столовой Микаэл Леонович увидел сидящего с компанией Рязанова. Тот напевал «На Тихорецкую…». Оказалось, что песня будет звучать в его новом фильме. Режиссер был уверен, что она народная. Но Таривердиев возразил: «Эльдар, эта песня — моя».
«Взаимодействие с поэтом — часть его творческой музыкальной позиции»
— Микаэл Леонович сотрудничал с Высоцким и даже вместе с ним написал песни к фильму. Что это была за картина?
— «Последний жулик». Высоцкий по просьбе Таривердиева написал три стихотворения, которые Микаэл Леонович положил на музыку. Кино было о том, как вдруг отменяют деньги и из тюрьмы выпускают последнего заключенного. Лента с таким небанальным сюжетом не вышла на экраны по идейным соображениям. Ее посчитали в каком-то смысле злой сатирой. Главную роль играл Николай Губенко. К сожалению, фильм и сейчас крайне редко показывают, а он замечательный.
— Есть мнение, что музыка в песнях первична, а текст вторичен. Что на этот счет думал композитор?
— Для Таривердиева, большого знатока поэзии, это было неприемлемо. Огромный пласт его сочинений — вокальные новеллы, романсы, речитативы, монологи. Он писал музыку на стихи Григория Поженяна, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Евгения Винокурова. Первым обратился к творчеству Андрея Вознесенского. Для него взаимодействие с поэтом — часть его творческой музыкальной позиции.
— Он положил на музыку белые стихи, в которых отсутствует рифма. Чем они его захватывали?
— Микаэла Леоновича привлекала такая поэзия — несимметричная, сложная ритмически. Именно она дала толчок к появлению его знаменитых «Монологов». Для исполнения они очень сложны. Нужно прочувствовать такое произведение.
— Сложная музыка — вызов общепринятым стандартам?
— Таривердиев всегда подчеркивал, что никогда не писал шлягеров. Лишь однажды, на спор, он сочинил песню «Ты не печалься» для фильма «Большая руда», и она моментально стала популярной, как только картина вышла на экран. Даже в фильме «Ирония судьбы» звучат не песни, а скорее романсы.
Тем не менее, несмотря на сложность стилистики, его произведения всё равно становились шлягерами.
— Говорят, что Иосифу Кобзону не очень удавалось исполнение песни «Мгновения» к фильму «Семнадцать мгновений весны»?
— Они месяц работали над двумя песнями к этому фильму. Таривердиеву хотелось от Кобзона не пафоса, а интимно-доверительного исполнения. В итоге Кобзон спел в необычной для себя манере. До этого он так не пел.
— Может, проще было найти другого исполнителя?
— Искали. Но Таривердиева устраивал Кобзон.
— Когда раскрашивали фильм «Семнадцать мгновений весны», вас, как обладателя прав на музыку, ставили в известность?
— Нет, конечно. Права на музыку не распространяются на права на фильм. Признаться, мне не нравится вмешательство в авторский замысел режиссера. Татьяна Лиознова снимала черно-белое кино. А раскрашивание — нарушение эстетики картины.
— Как композитор относился к популярности?
— К популярности своей музыки — нормально. А к собственной — с иронией. Порой она его раздражала. Но когда поклонники подходили, просили автограф, он не шарахался, всегда был радушен и приветлив.
— Не было ли у вас желания опубликовать неизвестные произведения мужа?
— А у Микаэла Леоновича практически ничего из произведений академических жанров так и не опубликовано. Только однажды напечатали сочинения для органа. Моя принципиальная позиция такова: ноты Таривердиева — в свободном доступе в интернете для всех, кто в них нуждается. А издательства на такие условия не согласны.
— Выкладывая партитуры на всеобщее обозрение, вы лишаетесь заработка?
— Сейчас на издании нот мало кто может заработать — они всё равно почти не печатаются. Зато диски, винил с музыкой Микаэла Таривердиева издаются и в России, и за рубежом, например в Англии.
— С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
— С тем, что не всегда эта музыка востребована исполнителями.
«Он стал слышать музыку свыше»
— Говорят, Микаэл Таривердиев играл на рояле Геринга. Как он к нему попал?
— Это инструмент с виллы немецкого генерала. Исключительный Steinway. Друг Микаэла Леоновича, сценарист Эдуард Хруцкий, был женат на дочери генерала Ивана Серова, который в 1945 году вывез этот рояль из Германии. Инструмент большой, занимал много места. Эдуард попросил Микаэла Леоновича поменяться с ним. На тот момент Таривердиев играл на кабинетном Weinbach. То, что обмен оказался неравноценным, не смутило Хруцкого, и он с радостью взял компактный рояль Таривердиева, отдав ему свой.
— Что связывало Микаэла Леоновича с органом?
— Он увлекался органом всю жизнь. В какой-то момент он стал слышать музыку в исполнении органа — что называется, свыше. И начал писать для этого инструмента. Я была свидетельницей создания этой музыки.
— Что для вас Конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева?
— Это одно из самых важных событий нынешнего юбилейного года. Проведение конкурса в свое время инициировал Фонд Микаэла Таривердиева. В его организации приняли участие Министерство культуры РФ, Росконцерт, правительство Калининградской области. Возглавляет попечительский совет конкурса министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Приятно, что наш конкурс признан одним из главных соревнований органистов в мире. Произведения Таривердиева для органа входят в его обязательную программу. Завершается состязание в кафедральном соборе в Калининграде, где в этом году с 3 по 9 сентября пройдут полуфинал и финал. А первый тур разделен между тремя странами и городами: Гамбург, Лоуренс (Канзас), Москва.
— Конкурс 2021 года выпал на нелегкое время. С какими трудностями вы встретились?
— Они еще не закончились. Конкурс и так логистически непростое мероприятие, а сейчас всё усложнилось в десятки раз. Мы очень надеемся, что к нам доедут участники из-за рубежа. Сейчас они в процессе получения виз и разрешения на въезд в Россию, которое выдается на уровне заместителя председателя правительства РФ.
— Из каких стран участники?
— Мы уже провели два этапа первого тура, в Гамбурге и Лоуренсе. Участвовали органисты из 16 стран, в том числе России, Италии, Германии, Чехии, Польши, Австрии, Южной Кореи, Китая, США, Бразилии, Кубы. Впервые был даже участник из Южной Африки.
— Какие еще мероприятия приурочены к юбилею композитора?
— 12 августа открылась выставка фоторабот Микаэла Таривердиева в Российском национальном музее музыки. Фотографией он увлекался с детства — и занимался этим профессионально. Дома сохранилась его библиотека по фотоделу.
В зале «Зарядье» состоятся несколько концертов, на которых выступят в том числе лауреаты конкурса органистов. Также запланированы юбилейные концерты в Санкт-Петербурге, Белгороде, Самаре и других городах. Микаэла Леоновича помнят и хотят слушать его музыку. Это для меня большая радость.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Микаэл Таривердиев родился в Тбилиси. Окончил Институт имени Гнесиных по классу композиции, ученик Арама Хачатуряна. В 1958 году дебютировал в кинематографе, написав музыку к фильму «Юность наших отцов». Автор музыки к 132 фильмам, четырех балетов, четырех опер, органных произведений. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, премией Ленинского комсомола, обладатель трех кинопремий «Ника».
Зоя Игумнова. Известия
Вокзал для двоих
Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова встретились, когда их творческие карьеры находились на пике. Роман продлился три года, пока его не оборвал трагический случай, который закончился уголовным делом.
Отношения актрисы и композитора развивались в 1960-е годы, и, судя по воспоминаниям, Таривердиев был отчаянно влюблен в Максакову.
Конец их роману положил следующий случай. После шумного праздника в гостинице «Националь» Максакова и Таривердиев возвращались домой на машине (по одной из версий — возвращались не одни, а в компании друзей). Максакова была за рулём.
Внезапно на дорогу, прямо под колеса, выскочил 16-летний парень, спешивший на свидание (по другой версии — пьяный человек). Пешеход погиб на месте. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулем был он.
Композитора осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже около двух лет, после суда его освободили по амнистии. Отношения с Людмилой Максаковой на этом закончились.
Это был период, когда слава композитора приближалась к зениту: уже состоялся дебют в Большом зале Московской консерватории, где романсы на его музыку пела Зара Долуханова; Таривердиев дебютировал в кино в картине «Юность наших отцов»; уже были написаны «Мимолетности» для фортепиано, вокальные циклы.
Актриса Людмила Максакова не так давно представила свое изложение событий: за рулем был Таривердиев, его «Волга» неслась по улице Горького (Тверской) на большой скорости, и он даже не сразу вернулся на место аварии, когда сбил человека.
Микаэла Леоновича уже двадцать лет нет с нами, а этот трагический случай все продолжает волновать. Почему? Возможно, в нем была причина преждевременной смерти композитора, прожившего 64 года? Или все дело в прерванной любви двух талантливых людей? А может быть, причина в том, что невозможно представить тонкого, интеллигентного, лиричного Микаэла Таривердиева в тюрьме, где он пробыл, к счастью, не так много.
Вдова композитора Вера Гориславовна Таривердиева (их брак длился 13 лет, она возглавляет благотворительный фонд творческого наследия памяти своего мужа) вспоминала, что самым страшным для него было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой.
История с аварией стала основой для сценария фильма «Вокзал для двоих» (1982).
Таривердиев был на премьере, не подозревая, что сюжет Рязанов взял из его жизни.
Он пришел порадоваться за друга и за его новый фильм, но был очень обижен за то, что эта история стала известна всем. Он очень переживал, что после выхода на экраны фильма все вспомнят историю с аварией, и будут ее обсуждать. Однако этого не случилось.
Зрители полюбили фильм и не поняли задумки режиссера Эльдара Рязанова, который всегда верил в невиновность своего друга Микаэла.
© Seniorin
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.