Московский дворик. Василий Дмитриевич Поленов

размещено в: История одной картины | 0
Московский дворик (В.Поленов)
 
Да, знаменитый «Московский дворик» Поленова реально существует в Москве! Он располагается на пересечении Композиторской улицы и Трубниковского переулка. Спасопесковская площадь.На дальнем плане стоит сохранившийся храм Спаса Преображения на Песках.
 
Этот чудесный вид старого города Поленов наблюдал каждый день. Дело в том, что он написал вид из окна флигеля, где он снимал жилье.
 
Борис Семенов
Из сети
Васи́лий Дми́триевич Поле́нов — русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств. Василий Дмитриевич занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Народный художник РСФСР. Один из реформаторов, принёсший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения. Википедия
Родился: 1 июня 1844 г., Санкт-Петербург, Российская империя
Умер: 18 июля 1927 г. (83 года), СССР

*****

Московский дворик весь пронизан солнцем,
Спокойная картина бытия.
Свет согревает каждое оконце,
Скользит по стенам, тайны затая…
Старинный уголок родной и близкий,
Где летний день неспешен, ярок, чист.
И летний сад всем кланяется низко,
В ветвях покоем дышит каждый лист.

У старого дощатого забора
Так изумрудно зреют лопухи.
И святость пятиглавого собора
С высокой колокольней… Нам грехи
Та солнечная благость отпускает,
И колокольный звон течёт с утра,
А в небо света купола взлетают,
И ласточки несут нам мир добра.

Играют дети, двор все звуки слышит,
Ромашек звёзды в зелени травы.
Былинка каждая земным покоем дышит…
Старинный дворик – добрый мир Москвы!
nadegda

На картине изображён двор дома, расположенного на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков, во флигеле которого Поленов снимал квартиру в 1877—1878 годах. За двориком и прилегающими к нему строениями находится храм Спаса Преображения на Песках, а в правой части полотна видны очертания церкви Николая Чудотворца в Плотниках.

Городской пейзаж Василия Поленова «Московский дворик», репродукцию которого можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, стал одним из самых известных произведений этого художника. Образ Москвы XIX века поражает почти деревенским укладом жизни.

На тот момент художник был известен как мастер исторической живописи. Он писал полотна на библейские сюжеты, стал автором нескольких замечательных театральных декораций… И никак не мог предположить, что потомки запомнят его, прежде всего, как тонкого пейзажиста.

Картина Поленова «Московский дворик» считается ярким примером того, как незначительное на первый взгляд полотно может серьёзно повлиять на судьбу творца и определить направление развития целого жанра живописи.

Мир на картине Поленова

Василий Поленов сумел отразить в этой картине целый мир. В нём нашлось место старинной усадьбе с тенистым запущенным садом, храму и заброшенным покосившимся сараям…

В центре – заросший свежей травой пустырь. Он пересечён тропинками, которые подчеркивают глубину пространства. Ребёнок на переднем плане, фигурка женщины с ведром воды и запряжённая в телегу лошадка образуют треугольник композиции. Играют дети, плачет малыш, пасутся куры… Весь этот маленький мирок согрет солнечным теплом.

Взгляд художника останавливается на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющем куполе церкви и создаёт гармоническую взаимосвязь малого и большего мира.

К слову, Поленов был необычайно одарённым и разносторонне образованным человеком. Василий Дмитриевич получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и параллельно блистательно окончил Академию художеств. Кроме того, был очень музыкален. В студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни всё же стала живопись.

Критик Стасов, на просьбу Поленова оценить его творчество, сказал что пишет он хорошо, но отстранено, в картинах нет любви к России… И предложил уехать в творческое путешествие по Европе. Василий Дмитриевич так и поступил, вернувшись домой лишь через 6 лет, в 1877 году. Всё это время он знакомился с работами величайших западноевропейских живописцев.

Но забыть слова Стасова Поленов не мог. Мнение критика сильно огорчало художника, всей душой любящего Родину. По возвращению из поездки он решает написать картину на русский исторический сюжет — насильственное пострижение в монахи боярышни, не прошедшей по «конкурсу» в жены царя Алексея Михайловича. Для создания соответствующего настроения решил писать картину не в Петербурге, где жил в то время, а в Москве. Он приезжает в столицу и снимает квартиру в Дурновском переулке близ церкви Спаса на Песках (дом Баумгартен (вл. 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков).

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его», — так Поленов описывал историю создания пейзажа «Московский дворик».

В первом варианте дворик, который благодаря художнику станет известным, изображен безлюдным. Через год Василий Дмитриевич переписал этюд на холсте заново. Он немного изменяет ракурс и расширяет вид, а также добавляет людей…

Работа над полотном закончилась тем, что Поленов навсегда «остыл» к картинам на исторические темы и продолжил писать «бытовые» сюжеты с московскими пейзажами, которые мы все знаем и любим.

Свой «Московский дворик» Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на VI выставку Товарищества передвижных художественных выставок. Он написал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Но именно эта «картинка» имела на выставке большой успех и сразу принесла художнику известность.

Через два месяца выставку привезли в Москву, и ещё через 12 дней судьба картины «Московский дворик» была решена: Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции.

Кстати, первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю ИвануТургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.

Старомосковский уют

Купеческую Москву недаром называли «большой деревней». Её застройки сильно отличались от торжественных и мрачноватых линейных перспектив Санкт-Петербурга. Московский ландшафт определялся не проспектами, а дворами и садами, окружавшими особняки. Деревенский патриархальный уклад, царивший там, покорил сердце художника, долго жившего в северной столице, а теперь поселившегося близ Арбата.

Место, что изобразил живописец, можно отыскать в современной Москве, правда, оно изменилось почти до неузнаваемости. Давно уж нет прежних уютных двориков, а о поленовской Москве напоминает лишь церковь Спаса-на-Песках…..

Она известна с 1642 года, когда была деревянной церковью бывшей стрелецкой слободы. В камне же храм Спаса Преображения на Песках отстроили немного позже – в 1711 году. В 1932 году её постигла общая для большинства церквей участь — храм был закрыт и в нём разместились различные организации. Кстати, именно благодаря этому, здание внешне почти не пострадало, но внутреннее убранство, к сожалению, было уничтожено.

После войны церковь Спаса на Песках признали памятником архитектуры. В 60-х годах её отреставрировали. С 1956 года в здании размещалось объединение кукольных фильмов студии «Союзмультфильм». Для прихожан храм открыли вновь в 1993 году.

Ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

Инет

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 3 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий