Савва Иванович Мамонтов (1841–1918)
Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере.
Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.
При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел.
На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).
Хочется вспомнить о своём любимом меценате и о его супруге, о любви, изменившей мир, и подарившей нам целую плеяду художников, музыкантов, скульпторов, архитекторов, композиторов и актеров
«В Италии я познакомился с семьёй Сапожниковых, заинтересовался их дочерью. Меня привлекала…»
Запись Саввы Ивановича Мамонтова так и осталась незаконченной.
Лиза Сапожникова к 17 годам была уже сформировавшейся личностью. Девушка, выросшая в семье шелкоторговца, музицировала, интересовалась литературой и искусством, что нечасто встречалось в купеческой среде того времени.
У неё сложился свой собственный художественный вкус, который привила ей мать — Вера Владимировна (в девичестве — Алексеева). Племянником Веры Владимировны был тот самый Константин Станиславский, ее влияние на русскую культуру безмерно, но об этом в другой раз..
Отец Саввы Мамонтова, являясь купцом первой гильдии как и отец Лизы, одобрил брак: «Выбор твой указанной невесты, если не противоречит сердцу, есть выбор правильный и достойный».
После свадьбы молодая чета отправилась в свадебное путешествие по Италии, причём Савве пришлось предварительно оформить документы об опекунстве над собственной несовершеннолетней женой.
Они были влюблены друг друга нежно и романтично. Удивляла общность их интересов, общение «на одном языке», ведомом только им и полет «на одной волне».
Елизавета Григорьевна не участвовала в предпринимательской деятельности мужа, но поддерживала его художественно-музыкальные проекты, создавая тёплую и вдохновляющую атмосферу для представителей творческого сообщества, что приходили к Савве в особняк на Садовой-Спасской или гостили в их усадьбе Абрамцево.
В заброшенную после смерти Аксакова усадьбу они влюбились одновременно и сразу. Одна мысль, что здесь собирался весь литературный цвет от Гоголя до Тургенева окрылила Мамонтовых и вдохновила полностью перестроить, оживить это место.
Строительство новых объектов шло в течение нескольких лет. Так помимо основной усадьбы появился «культурный посёлок», делами в котором заправляла Елизавета Григорьевна.
В нём были построены лечебница для крестьян и школа для их детей. В 1873 году, спустя 3 года после покупки, Савва осуществил свою давнюю мечту и открыл собственную студию-мастерскую с двумя комнатами для друзей-художников. В этой студии Савва Иванович занимался лепкой.
При школе Елизавета Григорьевна, стремившаяся развивать кустарные промыслы, устроила столярно-резчицкий класс. В нём создавались эскизы резной мебели и утвари, а крестьяне из окрестных сёл имели возможность работать над заказами и получать прибыль за счёт их продажи.
Все, что делали эти ценители искусства было пронизано неподдельной любовью к людям. Посему они так очевидно старались помочь раскрыть потенциал любого встретившегося им человека.
Мамонтовы удивляли всех окружающих своей способностью созидать! Вдохновлять отвергнутых, заблудших гениев на новые подвиги.
Летом 1877 года в полукилометре от Абрамцева появился «Яшкин дом» — своим названием эта небольшая дача-студия обязана дочери Мамонтовых Вере, которую в раннем детстве шутливо именовали Яшкой.
В 1881 году Поленов и Васнецов решили поставить в Абрамцево церковь. Интерес со стороны художников к крестьянскому зодчеству стал поводом для организации небольших экспедиций в соседние губернии.
Итогом поездок стало появление в абрамцевском парке детской беседки под названием «Избушка на курьих ножках» (1883). Автором архитектурного проекта опять-таки был Виктор Васнецов.
Абрамцевские строения оказались разными по стилю, формам, функциональным особенностям. Вся территория представляла собой своеобразную «лабораторию» Саввы, где «он мог создавать всё, что приходилось ему по душе».
В 1890 году он устроил на территории усадьбы гончарную мастерскую, первой большой работой которой стало создание изразцовых печей под художественным руководством Михаила Врубеля.
Так на территории аксаковской литературной колыбели России Мамонтовы создали островок чудес, собрав вокруг себя целую мастерскую творцов: художников, скульпторов, писателей, певцов.
Творцы же эти, ранимые гении, таяли от благодарности прежде всего к хозяйке, обожали ее, влюблялись, посвящали ей стихи.
Нестеров писал: В Абрамцеве меня пленял не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг неё.
Там было чему поучиться, и я жадно впитывал всё, что давала жизнь в Абрамцеве. <…> Чудная мать, заботливая хозяйка… друг меньшой братии с прекрасной инициативой в области просвещения и прикладных искусств.
У Мамонтовых было пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Все они получили хорошее образование: мальчики учились в гимназии, а затем Сергей — в Николаевском военном училище, Андрей — в Училище живописи, ваяния и зодчества, Всеволод — в Московском университете.
Главное — у них было блестящее домашнее образование: каждый знал несколько языков, они много читали, музицировали, рисовали, писали стихи, упражнялись в гимнастике, фехтовании и т.д. Двоих детей им все-таки пришлось пережить.
Многие указывали, что без Елизаветы Григорьевы Савва Иванович никогда бы не смог реализовать дивные проекты с творческой мастерской и театром. Они прожили вместе 35 лет, а расстались навсегда после того, как Елизавета Григорьевна узнала о романе мужа с певицей.
Простить не смогла даже после того, как узнала, что Савва Иванович лишился всего. Он прожил в полном забвении словно неприметная тень без своей верной подруги ещё 18 лет, похоронил дочь Веру, а затем и жену, пережил революцию, но так больше и не поднял головы.
38 лет Елизавета Григорьевна была хозяйкой удивительной усадьбы, в каждое общее дело, коллективное начинание Абрамцевского кружка.
Она вкладывала много «любви, интереса и личного духа». По признанию многих художников, она сумела внести в кипучую атмосферу усадьбы ощущение чего-то очень устойчивого, именно ей удалось создать здесь «приятный тип жизни», идеальный для творчества. Настоящая муза.
А мы теперь ходим по музеям и восхищаемся творениями тех самых гениев русского искусства, обогретых и вдохновленных удивительными Мамонтовыми.
Кузнецова Наталья
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.