Спасский собор Андроникова монастыря

размещено в: Церкви | 0
Спасский собор Андроникова монастыря — самый древний белокаменный храм Москвы, открытый для посетителей. Его построили еще во времена, когда в монастыре жил Андрей Рублев. Рассказываем о том , как собор менял свой облик и как его едва удалось сохранить от полного разрушения,
 
Спасский собор получил свое название благодаря митрополиту Алексию, церковному и государственному деятелю второй половины XIV века. Он основал Андроников монастырь и вложил в его храм икону Спаса Нерукотворного.
 
Однако тот белокаменный собор, который знаем мы, появился позднее: вероятно, первый монастырский храм был деревянным. Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом.
 
К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами  Спасский собор построили из белого камня — красивого природного материала, который использовали на Руси еще в XII веке.
 
Историки считают, что белокаменное строительство было гораздо дороже любого другого из-за сложной добычи, транспортировки и обработки такого материала. А добывали камень в выходящих к Москве-реке окрестностях современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова в Раменском районе.
 
После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца.
 
До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки.
 
На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.
 
В XIX столетии облик храма значительно изменился. Преобразования начались с восстановления собора после нашествия армии Наполеона, в ходе которого он был частично разрушен. Настоятель монастыря архимандрит Феофан сообщал: «В соборном монастырском храме… по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…»
 
Весь XIX век интерьеры и внешний вид собора менялись. В 1837 году живописец Андрей Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846–1850 годах по проекту архитектора Петра Герасимова, будущего основателя и председателя Московского архитектурного общества, перестроили паперти, устроили два придела с севера и юга от собора и шатровый верх над ними. В результате многочисленных изменений собор приобрел вид кубического здания, которое венчал небольшой восьмигранный барабан с шатровым верхом.
 
Вид монастыря в 1883 году. Фотография Николая Найдёнова

В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.
После закрытия Андроникова монастыря в 1918 году на его территории до 1922 года располагался один из первых концентрационных лагерей. Здесь отбывали наказание «долгосрочные» заключенные, а также «нежелательные элементы». Позже здания монастыря передали под общежития завода «Серп и Молот». В это время была разрушена колокольня монастыря и в целом стоял вопрос о сносе собора.

В 1947 году собор находился в аварийном состоянии: его убранство было утрачено, крыши и купол протекали. В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко- архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублёва.

Но в «хрущевскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре М. В. Алпатова, Н. Н. Воронина, В. П. Адрианову-Перетц, Д. С. Лихачёва выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956).

В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.

После повторного письма академиков М. В. Алпатова и С. В. Герасимова Хрущёв был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).
С 1989 года ведутся археологические раскопки, в результате которых в 1993 году обнаружены древний престол Спасского собора и прямо под ним древнейшие захоронения, атрибутированные научным руководителем археологических исследований Олегом Ульяновым как могилы основателей Андроникова монастыря — преподобных старцев Андроника Московского и Саввы Московского.

Инет

Ансамбль Андроникова монастыря
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий