» Баллада о Жанне Прохоренко «
В семейном кругу Жанну Трофимовну Прохоренко ласково все называли Жанетик. Её настоящее имя была Жанетта. Тихая, загадочная, закрытая актриса необычайной красоты и огромного таланта на протяжении тридцати лет радовала нас своими ролями.
Как же так случилось, что после такой бескрайней славы актрису забыли? И ведь не зрители забыли. Зрители её боготворили. А забыли новые господа кинематографисты. Время экранных разбитных женщин, качков с угрюмыми лицами и всяких там «ментов», дешёвых комедий и сериалов, ударившее из всех орудий по старой гвардии отечественного кино, просто выкинуло Жанну Прохоренко из действительности.
Но кто из нас, старых почитателей кино, забудет её бессмертные роли? Её чистый, романтичный дуэт с Владимиром Ивашовым в «Балладе о солдате». Почти каждый, кто пересматривает эту картину, думает, что нет прекраснее лица на свете, нет образа пленительнее и светлее, чем её Шурочка.
Вот это был настоящий феерический старт студентки Прохоренко. Правда после съёмок её сразу исключили из школы-студии МХАТ. За самовольную отлучку на съёмки с учёбы. Но и Григорию Чухраю досталось. За искажённый образ советского солдата его исключали из партии. Всех спасли Канны. После победы нашего киношедевра все чиновники запели по-другому. Жанну и Владимира искупали в озере любви, Чухрая сразу записали в классики.
После поездок с фильмом по другим фестивалям Жанна стала звездой мирового значения. В Сан-Франциско публика десять минут приветствовала актрису. Её окрестили в Америке «русской Кардинале», продюсеры предлагали остаться, тыкали миллионными контрактами в лицо.
Тут ещё прибежали стилисты и сотворили из ёё волос «вавилон» на голове, накрасили, напомадили. Но перед выходом на сцену фестиваля в Сан-Франциско, Жанна, оглядев себя в зеркале, пошла и смыла грим, заплела свою длиннющую косу, как делала обычно, и явилась во всей чистоте в зал. «Лицо в веснушках, щеки — как только что сорванные яблоки, брови не выщипаны. И коса еще. Да, в ней ничего не сделано!» — писали удивленные американцы.
А потом сразу был успех в нашумевшем фильме Ю. Райзмана «А если это любовь?». Эта психологическая драма повергла всех в глубокие раздумья о месте любви в школьном возрасте. Ксюша Завьялова, оплёванная и изгнанная, страдающая за любовь — это был прорыв в нашем кино.
В свой ранний период творчества Жанна снималась очень много и бесконечно удачно: «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон», «Иду на грозу», «Первый снег», «Калина красная», «Непридуманная история», «Один шанс из тысячи», «Приезжая». И все роли были яркими. По популярности многие роли не дотягивали до Шурочки и Ксюши Завьяловой, но зритель всё равно не мог глаз оторвать от магии красоты и чистоты Прохоренко. Зритель продолжал ходить на Жанну Прохоренко. И режиссёры про эту магию знали и снимали Жанну много.
Как-то незамеченным прошёл фильм 1967 года «Происшествие, которого никто не заметил». Фильм, который точно оправдал своё название, снимал сам А. Володин по собственному сценарию. Критика тогда разбомбила картину, и ей не дали достойный прокат. А жаль. Прохоренко там божественно красива. Это был настоящий бенефис красоты актрисы Прохоренко, где режиссёр играл с её полуулыбкой, смехом, роскошными, распущенными волосами. Фильм мог бы дать новый толчок в карьере Жанны Трофимовны. Позже Г. Данелия снял ремейк по этому же сценарию А. Володина «Настя», и этот фильм получился прекрасным. Но жаль, что про «Происшествие…» совсем забыли.
Её подруги рассказывали, как она была счастлива в личной жизни. Что от неё глаз было невозможно оторвать, когда она на мужа смотрела. Жанна вся светилась. Светилась ещё и потому, что была, говорили, очень хорошим человеком. С возрастом, когда она играла не очень счастливых женщин в «Золотая мине», «ТАСС уполномочен заявить», «Петля», «Две версии одного столкновения» — у нее получалось в кадре какое-то слишком несчастное лицо. Но в жизни она, оказывается, была счастливей многих.
Жанна Трофимовна была настолько чистым человеком, что никакая гадость к ней не прилипала. О ней ни разу никто не слышал ни единой сплетни, ни единого дурного слова. Жанна много лет была верной женой оператора и режиссёра Евгения Васильева. Немного посудачили, когда Жанна ушла от мужа к Артуру Макарову, которого любила давно. Но ей тогда было уже за сорок пять лет. Уже была взрослая дочь Катя.
Что поражало в актрисе, так это то, что она за тридцатилетие активной съёмочной жизни почти не менялась. Естественно взрослела и старилась. Когда актриса стала седеть в сорок лет, она стала краситься в блондинку. Но всё равно, до конца Жанна Трофимовна была самой ненамакияженной нашей звездой.
Когда советское кино рухнуло, триста человек, включая её, знаменитых артистов студии Киноактёра выгнали на улицу, Жанна уехала жить в деревню. Тут ещё и трагедия с её любимым человеком произошла. Артура Макарова, приемного сына наших великих С. Герасимова и Т. Макаровой, зарезали в её квартире.
Но Жанна не стала после этого «странной и поехавшей головой». Она была очень сильная, волевая женщина. Она просто избрала затвор на природе, как единственно правильный выбор в то время. Разве что стала курить ещё больше, причём курила крепкие мужские сигареты.
Иногда её все же выдёргивали на съёмки. В пяти сериалах и картинах Жанна Трофимовна засветилась в новом веке. Она была очень довольна своей новой деревенской жизнью на псковщине. Выращивала овощи, цветы, и почти никого, кроме самых близких, к себе не подпускала. Так тихо и ушла в лучший из миров на 72 году жизни.
Зато династия красавиц после неё осталась. Дочь Екатерина Васильева была почти копия Жанны, только выше ростом. Она оставила свой след в нашем кино. А теперь вовсю звездит её внучка Марьяна Спивак — умница и красавица.
А нам на память остались её замечательные киноработы. Её образ хрупкой и стойкой девушки, которую нельзя обижать. Это уже на века. И если красота есть на свете, то это настоящая русская красавица — Жанна Прохоренко.
Инет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.