Юрий Саульский – известный советский композитор, под управлением которого свой творческий путь начинали такие эстрадные исполнители, как Вадим Мулерман, Валентина Толкунова, Игорь Бриль.
Его песни звучали в исполнении Софии Ротару, Льва Лещенко, Александра Градского, Ларисы Долиной, Иосифа Кобзона, с композитором на одной сцене выступали Кристалинская Майя и Бродская Нина.
Благодаря усилиям музыканта страна узнала о таких нелегальных на то время группах, как «Машина времени» и «Арсенал». Валентина Толкунова и Юрий Саульский – этих двух людей связывала не только сцена, но и семья, началом которой послужила любовь с первого взгляда.
18-летняя разница в возрасте не стала препятствием для брака двух любящих сердец. Даже после расставания Юрий Саульский, жены которого вспоминали о нем только с теплотой, продолжал писать для Вали песни и приглашал ее участвовать в своих концертах.
Автор оригинальных мелодий, продюсер, дирижер, аранжировщик, характеризующийся индивидуальным стилем…
Юрий Саульский – композитор, который всю жизнь был влюблен в джаз – музыку свободы и самовыражения. В СССР это направление, пришедшее из-за океана, считалось практически подпольным искусством.
Юра – коренной москвич — появился на свет 23 октября 1928 года. Екатерина Юрьевна – мама — выступала в хоре им. Свешникова, отец – Сергей Васильевич — работал в юридической сфере, великолепно владел игрой на фортепиано и старался приобщить сына к классической музыке. Возможно, у него бы это получилось, если бы не любовь молодого человека к джазу.
Юноша часто посещал близлежащие кинотеатры, где звучала музыка прославленного Александра Наумовича Цфасмана и выдающегося Александра Владимировича Варламова. Впитав композиции этих виртуозных джазменов, молодой Саульский мчался домой, стараясь тут же воспроизвести на рояле услышанное.
Музыка сопровождала Юрия Саульского всю жизнь и переполняла композитора до самого последнего вздоха. При знакомстве с его творческим наследием просто не верится, как этот человек успел после себя столько оставить, разве что работал круглосуточно, без перерывов на сон. Юрий являлся художественным руководителем «ВИО-66» — первого в Советском Союзе вокально-инструментального ансамбля.
В то послевоенное время Советский Союз наполнило огромное количество трофейных диковинок, ранее не знакомых измученному войной юному поколению: модные западные журналы, одежда, обувь.
Саульский Юрий Сергеевич обзавелся радиоприемником; аппарат можно было настроить на «Голос Америки» и с увлечением слушать исполнение любимого джаза, ассоциировавшегося у советской молодежи с миром, переменами, свободой.
В столице самым модным местом на то время считался «Коктейль-холл», ярко показанный в кинофильме «Стиляги». Именно сюда за мечтой о легкой жизни стекались толпы дипломатов, литераторов, журналистов, студентов, месяцами откладывавших деньги на бокал коктейля, дававший право на посещение этого популярного места.
Но самое основное: здесь играли джаз! Юрий Саульский, песни которого через несколько лет будет слушать и петь вся страна, был одним из музыкантов данного заведения.
В 1948 году был наложен запрет на множество музыкальных инструментов. Названный «эпохой разгибания саксофонов» этот период ознаменовался борьбой с джазом. Даже само слово «джаз» было исключено из лексики; на танцевальных вечерах были запрещены танго, фокстроты, бостоны; оркестры стали именоваться эстрадными.
Саульский Юрий Сергеевич не пал духом в столь сложное время, а пытался реализовать себя в новом направлении. Он поступил в консерваторию, которую окончил с отличием. Юрию даже предсказывали блестящую карьеру ученого-музыковеда.
Брак со скрипачкой, рождение сына — новые заботы и хлопоты вынуждали студента, постигавшего днем азы классической музыки, зарабатывать по вечерам на джазовой музыке. Юрий Саульский, биография которого вызывает искренний интерес у современного поколения, был участником полулегального джазового оркестра Эдди Рознера. Именно этот блестящий импровизатор, «вторая труба мира», дал Саульскому творческую и жизненную школу. Оркестр Рознера в «Карнавальной ночи» запечатлел выдающийся режиссер Эльдар Рязанов. Юрий Саульский выступил в качестве соавтора музыки, звучавшей в этой выдающейся комедии.
28 июля 1957 года в Москве произошло грандиознейшее событие: открытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Советский Союз наконец-то ощутил глоток свободы. Прибывшие в Россию из 131 страны гости могли свободно перемещаться по территории СССР и общаться с советскими гражданами.
И совсем удивлял разрешенный к проведению конкурс джаза, на котором оркестру под управлением Саульского удалось завоевать 2-е место. Больше Страна Советов никогда не познала такой атмосферы доброжелательности, молодежного подъема и открытости.
Оркестр Юрия Саульского был подвержен нападкам со стороны пропагандистской прессы: его обвиняли в копировании зарубежной музыки, вольно-развязного поведения на сцене и недопустимого стиля одежды, а сам композитор несколько лет не имел возможности официального трудоустройства.
Новые негативные обстоятельства, продлившиеся недолго, вынудили Саульского зарабатывать на жизнь частными заказами, связанными с аранжировками. В 1960 году Саульский Юрий Сергеевич был назначен главным дирижером столичного мюзик-холла, а спустя два года музыканта приняли в состав Союза композиторов СССР.
Далее последовало создание джазового оркестра «ВИО-66», состоявшего из лучших джазменов того времени. Характерной чертой Юрия Саульского, часто состоявшего в жюри и судейских комиссиях различных конкурсов, была правдивость в оценивании молодых талантов.
Знавший, насколько трудно пробиваться сквозь стену нападок цензуры и чиновничества, выдающийся композитор никогда не засуживал исполнителей. Коллеги не слышали от него негативных оценок для других и резкой критики. Даже во время выяснений отношений музыкант вел себя деликатно и достойно, не давая никому повода обижаться на свое поведение.
В 1970 годы СССР накрыла очередная музыкальная волна – рок. Если ранее цензуре кое-как удавалось справляться с джазом, то рок просачивался сквозь железный занавес настойчиво и упорно.
Из зарубежных поездок в страну тайком завозились пластинки с соответствующими записями, радиоприемники настраивались на волну «Би-Би-Си», а молодежь всячески подражала битлам. Юрий Саульский и тут оказался на шаг впереди, организовав первый в СССР официальный рок-фестиваль (1980 год, Тбилиси) и возглавив на нем жюри. Т
огда рок-исполнители в первый раз были допущены к официальной сцене, а легендарной «Машине времени» удалось завоевать первую премию.
Юрий Саульский был настоящим как в творчестве, так и в личной жизни. Влюбчивый по натуре композитор имел за спиной несколько браков. Разводился Юрий по мере угасания чувств, но с бывшими женами (Валентиной Толкуновой, Валентиной Аслановой, Ольгой Селезневой) всегда оставался в дружеских отношениях.
Имея широкую, щедрую натуру, своим женам оставлял построенные им кооперативные квартиры, уходя от них с маленьким чемоданчиком. «Почетный строитель Москвы» — так за эту особенность был прозван друзьями Юрий Саульский.
Жены и дети, которых у композитора насчитывалось четверо, о родном для них человеке отзывались только с теплотой и любовью. С последней супругой – журналисткой Татьяной — Юрий Сергеевич прожил 25 лет, до самого последнего вздоха. Впереди было большое количество жизненных планов – организация фестивалей джаза, выпуск новых дисков, преподавательская деятельность, но внезапно проявившаяся болезнь горла перечеркнула все одним махом: злокачественная опухоль и ошибка во время операции. 28 августа 2003 года Юрия Саульского не стало. До 75-летия композитор не дожил всего 2 месяца.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.