Как сын сапожника художником стал
⠀
Бывает так, что счастливый случай в корне меняет жизнь человека. Судьба Кузьмы Петрова-Водкина яркое тому подтверждение.
Казалось бы, ну какой шанс у сына сапожника и необразованной крестьянки стать художником, учитывая, что родился и вырос он в Российской империи XIX века?
⠀
Какой шанс у человека, закончившего 4 класса церковно-приходской школы захолустного г. Хвалынска, учиться у самого Валентина Серова? Был ли шанс у такого дремучего колхозника шлифовать своё образование в Греции, Италии, Франции?
⠀
Навряд ли. Но помог счастливый случай.
⠀
Однажды в их захолустный городок приехал уважаемый петербургский архитектор. Он случайно увидел работы юного Кузьмы и пообещал ему утроить учёбу в Петербурге. Обещание архитектор выполнил.
⠀
Петров-Водкин был человеком своеобразным, не от мира сего. Он мог предсказывать будущее (с помощью своих картин, в том числе).
Опишу один жуткий случай с этим связанный. Однажды невеста Кузьмы настойчиво просила погадать ей по руке, зная, что он этим балуется. И предсказания, им сделанные, имеют свойство сбываться.
⠀
– Вы умрёте через полгода, – сказал он ей. Невеста в ужасе убежала. Родители запретили им общаться, но через полгода она скончалась от скарлатины. Всю жизнь потом Петров-Водкин чувствовал вину, было ли то предсказание, или он накликал?
⠀
Из Франции Кузьма приехал с женой, и не ахти какой – Мария Жозефина была потомственной аристократкой и мечтала о карьере певицы. В её жилах текла королевская кровь.
⠀
Мать Кузьмы, бывшая крепостная, мягко говоря, от такой невестки была в шоке: Мария не говорила по-русски, носила платье и шляпу.
Настоящая великосветская дама. Но Мария также была проста в манерах и происхождением не кичилась, поэтому быстро завоевала доверие свекрови.
⠀
Жена была преданна Кузьме безмерно: отказалась от родины, религии и увлечений, посвятив всю себя ему. Семейное счастье омрачало лишь одно: её бесплодие.
⠀
16 лет они страстно мечтали о ребёнке. Для Петрова-Водкина это стало навязчивой идеей. Мария даже прошла через тяжёлую операцию, вызвавшую сильные осложнения. Но хирургическое вмешательство результатов не дало.
Тогда Кузьма начал пробовать воздействовать на жену с помощью своих картин, рисуя её в разных вариантах материнства. Петров-Водкин создал целую религию материнства, свято веря в силу своего искусства. Но всё тщетно.
Минорный тон совместного существования поставил их брак под угрозу. И вновь счастливый случай – ему предложили командировку в Среднюю Азию. Длительная разлука освежила чувства. И когда Кузьма вернулся из Азии, их отношения с женой возобновились.
Весной 1922 года случилось невероятное: Мария забеременела.
Врачи сразу предупредили: роды будут сложные, возможно нужно будет выбирать между матерью и ребёнком. Мария настаивала на сохранении жизни ребёнку, даже заставила врача всё это оформить юридически.
Их дочь родилась с трудом, Мария еле выжила. Три месяца после родов лежала в больнице. Больше ничего не омрачало их счастья, и они прожили вместе до конца его жизни.
Умер Петров-Водкин в возрасте 60 лет от туберкулеза. Жена пережила его больше, чем на 10 лет.
Елена Кузьминична Дунаева, дочь художника, умерла 3 ноября 2008 года в возрасте 86 лет, двух дней не дожив до 130-летия отца. Она посвятила всю свою жизнь сохранению его наследия.
Самое знаменитое полотно Петрова-Водкина — «Купание красного коня» — создавалось очень трудно.
Задумал его автор как бытовую картину и этот момент вспоминал так:
«В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание».
Сделав наброски, Петров-Водкин безжалостно искромсал полотно ножом.
И только когда увидел новгородские иконы, понял, каким должно быть лицо главного персонажа. И конь — огромный, выскакивающий за пределы рамки, огненно-красный — как на иконе с Георгием Победоносцем.
На выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году «Купание…» стало главной сенсацией.
Илья Репин, называвший прежние картины Петрова-Водкина «возмутительным безобразием неуча», долго стоял перед полотном и наконец вымолвил: «Талантище!».
Выразить почтение автору вознамерился и модный в то время поэт и критик Рюрик Ивнев.
Увидев художника, эстет в бархатной курточке жеманно произнес: «Сколь прекрасны ваш алый конь и юноша-мессия!» — «Конь хорош. А вот мессия-то с голым задом!» — съехидничал Петров-Водкин.
Весной 1914-го картину показали на выставке в шведском городе Мальмё. Но Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали ей вернуться на Родину.
Лишь в 1950 году «красный конь» оказался в России. Вдова мастера передала картину в частную коллекцию.
В 1961-м полотно было преподнесено в дар Третьяковской галерее.
Многие искали скрытые в изображении смыслы.
Когда в 1917-м грянула революция, живописец воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.