НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ НЕПОДРАЖАЕМОЙ АЛЛЕ ДЕМИДОВОЙ!!!
За этот ад,
за это бред
Пошли мне сад
На старость лет.
У неё никогда не было своего сада. Хотя не знаю человека, который бы больше любил природу, цветы, домашних животных, чем Алла Сергеевна Демидова.
Но есть Икша — ее однокомнатный ретрит, окнами в поле и на водоканал Москва-Волга; был когда-то Крым со своей царской тропой, которую она исходила в компании классиков советской литературы — Арбузов, Каверин… Есть ее цветы и растения в квартире на Тверской улице.
Наконец, был, есть и пребудет в веках ее «Вишневый сад», великий спектакль Анатолия Эфроса, с которого начинается летоисчисление новой театральной эры: все что было до него, это один Чехов, а все что после, Чехов совсем другой.
И ее Раневская совсем другая, непохожая на своих знаменитых предшественниц. Неведомой породы и окраса птица, залетевшая из каких-то парижских далей. Декадентка, дива, любительница чёрного кофе посреди ночи. Недаром потом Демидова в своих интервью, смеясь, говорила, что у такой Раневской в любовниках должен быть молодой Пикассо. А почему нет? Была же у него русская жена. Почему бы не быть русской любовнице?
Но сейчас, когда я вспоминаю тот давний спектакль, почему-то прежде всего слышу ее крик. Не об утонувшем Грише (вернее, не только о нём), а крик какой-то невыразимой боли, когда кричит истерзанная душа о потери всего— дома, сада, любви… Когда слов больше не осталось. Ни своих, ни чеховских. И летящая пластика мизансцен, и белые одежды, похожие на саваны, и развивающиеся белые занавеси вместо кулис, и бесконечные пробеги через сцену — реплики на лету, жизнь на бегу… И этот ее крик, когда все попытки спастись уже бесполезны. И все это знают, но делают вид, что ещё можно немного побегать, поболтать, поплясать, поиграть. А за всем этим одно невыносимое «а-а-а-а-а», слегка заглушаемое скрипками еврейского оркестра.
За этот ад,
За этот бред…
Мы как-то говорили с АС, почему она не уехала. Ведь в конце 70-х уезжали многие. Да и позже, когда она подолгу жила в Париже, наверняка такая возможность была.
Но нет, не захотела. Мама, Валуцкий, собаки-кошки, ее цветы на подоконниках в московской квартире, за которыми надо заботиться, которые надо поливать каждый день… Но главное, ощущение какой-то невидимой, необъяснимой защиты, идущей с небес. Столп света, который она умеет различать в любой самой непроглядной тьме. Собственно, это и держит, и спасает, и хранит. На него теперь и остаётся только уповать. С днём рождения, дорогая Алла Сергеевна!
«Лицо у неё удивительное — словно с изящной камеи. С ним можно играть и блоковскую Незнакомку, и Грету Гарбо, и старуху Мелентьевну…»
«Изысканная аскетичность облика, благородство поведения, сдержанный умный разговор, достоинство внутренней осанки, общее тихое „свечение". Таковы отзывы об этой великолепной актрисе.
29 сентября Народная артистка Алла Демидова отмечает 85-летие. Кстати, Алла Сергеевна из «тех самых» Демидовых. Её отец, Сергей Алексеевич Демидов, из рода легендарных золотопромышленников, был в 1932 году репрессирован, но вскоре выпущен на свободу. Когда началась война, С. А. Демидов ушёл на фронт добровольцем и погиб при освобождении Варшавы в 1944 году.
«Все театральные люди застенчивы, поэтому живут под масками», — говорила она и утверждала, что никогда не играла на сцене себя, а лишь возрождала нужный образ. Биография известной народной артистки РСФСР полна пробелов и недосказанностей, умело скрытых за театральной ширмой времени, но эту таинственность она и считает настоящей интеллигентностью.
Тех, кто имел отношение к легендарной «Таганке» Любимова, осталось не так много. Тех, кто может что-то об этом рассказать, — еще меньше. Алла Демидова рассказать бы могла, но, видимо, всё, что хотелось, уже было сказано ранее. А пускаться в пространные воспоминания и сокрушаться над потерями — не в ее правилах. Гордая, принципиальная, немногословная, умная и бесконечно одинокая великая артистка отмечает свой юбилей так, как может только истинный художник. На день рождения Алла Демидова уехала в Ялту. Там ее ждут не только воздух и море: там — Чехов. А это куда важнее.
Людям свойственно любопытство. Новости и расследования о личной жизни звезд, скандалы и интриги с их участием — ходовой товар. Но Алла Демидова не входит в пул «ньюсмейкеров». Она не радует таблоиды сплетнями. Зачем ей мирская круговерть, когда протянул руку — и взял с полки томик Мандельштама или Бродского. Полистал альбом, а в нем как живые — Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Роман Виктюк, Зинаида Славина, Валерий Золотухин, Анатолий Эфрос, Лариса Шепитько…
— Наше время, то, которое началось в 1960-е, дало очень много хороших людей, хороших имен, личностей, — говорит Алла Демидова. — Мне повезло, что я работала у лучших театральных режиссеров и, пожалуй, лучших кинорежиссеров того времени. Актер чаще — как ребенок, не знающий, куда идти. Актер — больше про поиск в темноте и интуицию.
Демидова никогда не была в толпе: даже в коллективе, даже в труппе «Таганки» она была обособленна. Держала дистанцию. О ней говорили, что она человек предельно закрытый, застегнутый на все пуговицы. Это у актрисы с детства. «Самое для меня комфортное состояние — это молчать», — говорит она о себе.
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее детство проходило напротив Кремля, на Балчуге. Отец Аллы, потомок известных золотопромышленников, погиб на фронте в 1944 году. Мама работала младшим научным сотрудником на экономическом факультете МГУ. Вспоминать детство актриса не любит, потому что, как она считает, ничего хорошего в нем не было.
В театральный Алла с первой попытки не поступила. И тогда пошла учиться на экономиста в МГУ. Получив диплом, она предприняла еще одну попытку вернуться к Мельпомене. На этот раз — удачную: поступила в Щукинское училище к Анне Орочко, легендарному педагогу вахтанговской школы.
В 1963 году молодой режиссер Юрий Любимов поставил с курсом Аллы Демидовой пьесу Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана». С этим спектаклем вместе со студентами он пришел на Таганку. Алла Демидова играла в постановке госпожу Янг. Ее партнерами были Зинаида Славина, Борис Хмельницкий, Николай Губенко. С этого спектакля началась любимовская «Таганка». Но закончились главные роли для Аллы.
По воспоминаниям Аллы Сергеевны, она была не нужна Любимову. Его театр — громкий, а Демидова не умела кричать. Актриса ненавидит шум, не приемлет многолюдность, и она выбивалась из любимовского коллективного театра. Она выходила в массовке, играла в небольших ролях — и долго ждала главные. Но терпения ей не занимать…
Любимым партнером по сцене у нее был Владимир Высоцкий. С ним она сыграла две свои лучшие роли на сцене: в 1971 году — Гертруду в «Гамлете» Любимова и в 1975-м — Раневскую в спектакле Эфроса «Вишневый сад».
Виталий Вульф специально для Демидовой и Высоцкого перевел пьесу Теннесси Уильямса «Крик». Но произведение не нравилось Любимову. Тогда за постановку взялся сам Владимир Семенович. Но со спектаклем не сложилось. Не удалось Высоцкому поставить и «Федру» с Демидовой: он умер.
А потом «Федра» с Аллой Сергеевной в постановке Романа Виктюка стала легендой театральной столицы. В режиссерах Алла Демидова ценит смелость и новаторство. Таким для нее был Роман Виктюк, таким остается Анатолий Васильев. А вообще Алла Демидова давно стала сама себе режиссером, с собственным театром и преданными зрителями.
Алла Демидова сыграла более 50 ролей в различных фильмах, но своего кино актриса тоже ждала долго. Она всегда была очень избирательна по отношению к сценариям, и к тому же ее внешность была нетипична для советского экрана, не вписывалась в его контекст. Во время оттепели, когда стали знамениты ее сверстницы, Демидову практически не снимали. Лишь когда воодушевление в стране сменилось разочарованием, она понадобилась кинематографу. На рубеже 1960–1970-х Алла Сергеевна за пять лет сыграла 14 ролей. Играла современниц с аристократическими манерами, поэтесс, иностранок.
Позже она встретила своего кинорежиссера. Им народная артистка считает Андрея Тарковского — хотя он снял ее только в небольшой роли в «Зеркале». Еще до этого он предлагал ей роль дурочки в «Андрее Рублеве», но она отказалась — потому что героине в кадре надо было «сходить по-маленькому». Она пробовалась на роль Хари в «Солярисе» и практически была утверждена, но в итоге эту роль сыграла Наталья Бондарчук.
Тарковский знал, что у Демидовой сложный характер, но давал ей абсолютную свободу. Когда режиссер замышлял свой театр, он видел актрису в своей труппе — вместе с Инной Чуриковой, Анатолием Солоницыным, Николаем Гринько и Александром Кайдановским.
На день рождения принято дарить подарки. Лучшим подарком для человека читающего всегда была книга. Журналист Сергей Николаевич написал книгу об актрисе «Алла Демидова P. S.», которая не так давно вышла в свет. Автор давно знаком со своей героиней, и ему есть что рассказать.
— Алла Сергеевна — человек благодарный, она отзывается на хорошие идеи, — поделился с «Известиями» Сергей Николаевич. — Но при этом в общении с Демидовой надо держать дистанцию и помнить, кто она и кто — все остальные. Нарушать ее никогда не надо.
Еще один подарок народной артистке — документальный фильм о ней «Кто тебя победил никто» Любови Аркус. Это фраза из романа Хемингуэя «Старик и море», только без знаков препинания. Будто вопрос подвис в воздухе. Но ответ на него — всё равно утвердительный. Фильм — сильное высказывание не только об актрисе, но и об ее времени, окружении, друзьях. Можно назвать его памятником, созданным при жизни.
— С Аллой Демидовой я прошла весь путь от конфликта и непринятия до принятия и любви. Это фильм о любви, — призналась Любовь Аркус «Известиям». — А еще я хотела сделать фильм об одиночестве, которое было придумано человеком для себя в самом начале и которое этот человек пронес в себе всю свою жизнь. С Демидовой было очень сложно. Но я не лезла в ее душу. Смотрела на Аллу Сергеевну со стороны, с определенной дистанции. Сейчас мне кажется, что всё, что я хотела рассказать о ней, я сказала.
Алла Сергеевна комментирует: «В этом фильме могла бы быть любая другая актриса. Другое дело, что Люба меня соотнесла со временем. А я, так уж довелось, соприкоснулась с лучшими режиссерами и кинорежиссерами той поры. Но то время, к сожалению, ушло как пласт культуры, и у нас начинается другая драма. Но от этого — увольте».
Известия
Журналистов Алла Сергеевна не жалует, интервью — не ее жанр. Так было всегда. А сейчас и подавно. Все, что хотела и могла, она написала в книгах. Шутка сказать, в прошлом году издано собрание сочинений Демидовой. Словно она не востребованная актриса кино и театра, а популярная писательница.
В книгах — длинная и насыщенная жизнь Демидовой: работа с великими актерами, встречи с интересными людьми, подробный разговор о стихах Ахматовой… А еще — томик посланий к Тому Батлеру, с которым актриса переписывалась 17 лет. Случайное знакомство с профессором Гарварда переросло в плотное общение в письмах, а потом и в книгу. Описывая свои поездки и гастроли, Алла Сергеевна рассказывала Батлеру о Юрии Любимове, Сергее Параджанове, Романе Виктюке, Сергее Юрском, Ларисе Шепитько, между делом вставляя в повествование выдержки из дневников и ремарки. Отдельные книги посвящены Анатолию Эфросу и Владимиру Высоцкому, которого Демидова называла любимым партнером: они играли вместе на сцене Таганки, снимались в кино. И Алла, едва ли не единственная в театре, знала о пагубном пристрастии коллеги.
Кино, впрочем, Демидова всегда ставила на второе место после театра. В ее фильмографии — культовые «Служили два товарища», «Щит и меч», «Собака Баскервилей» из эпопеи про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Тем не менее многим известным режиссерам она отказывала, тогда как фильмы их «выстреливали», становились любимыми «на все времена». Сама актриса объясняла это тем, что не любит «бытовых» ролей, ей по душе эксперименты. Но экспериментальное часто попадало в раздел «кино не для всех», или, как теперь принято говорить, в артхаус. В какой-то момент, покинув Таганку (а ведь была примой!), Демидова и театр свой создала, чтобы делать то, что нравится.
А потом и вовсе… едва не разочаровалась в театре и кинематографе. Эти виды искусства перестали приносить Демидовой то удовлетворение, что было прежде. Однажды она даже призналась, что, возможно, когда-то поторопилась с выбором артистического пути (даром что в театральное пришла после экономфака МГУ). В последние годы Алла Сергеевна все чаще читает со сцены стихи. И, кажется, именно это сегодня она любит больше всего.
Умная и интеллигентная, талантливая и сильная, обаятельная и стильная, не тусовщица и не скандалистка, актриса всю себя отдавала профессии. Коллеги называли ее «снежной королевой», «императрицей» и даже «осколком мрамора». Но ведь и неприступные женщины с жестким характером нуждаются в любви. И умеют любить.
Брак с преподавателем иностранных языков Владимиром Котелкиным оказался тренировочным. А в 1961-м 25-летняя Алла познакомилась с Владимиром Валуцким (по его сценариям сняты десятки лучших отечественных фильмов) и прожила с ним более полувека. Возможно, сознательно отказавшись от счастья быть матерью.
Они были красивой парой. Она любила его всю жизнь. А он был полигамным, как многие мужчины. И полтора десятка лет метался между двумя женщинами. Не в состоянии сделать выбор. Как это происходило, практически дословно и покадрово показали потом сам Валуцкий в сценарии и Игорь Масленников в фильме «Зимняя вишня», над которым в свое время рыдало все женское население страны («Давай поженимся. Я тебе девочку рожу». — «Да, малыш, мы обязательно будем вместе. Я завтра же поговорю с женой»). «Завтра» так и не наступило. И третья участница любовной фигуры с острыми углами — малоизвестная актриса Надежда Репина — рыдала вместе со всей страной. На экран была вынесена история ее несчастной любви.
До Демидовой доходили слухи о неверности мужа. Ей даже звонили «доброжелатели». Но она не желала ничего слышать и знать. Всю боль, все переживания (и у «снежной королевы» они есть) Алла Сергеевна носила в себе. Ни с кем не делясь. Не показывая вида. А когда Владимир Иванович тяжело заболел, пять лет ухаживала за ним, пытаясь продлить его жизнь еще на год, месяц, неделю. Была рядом с ним в хосписе. И после его ухода нашла в себе силы начать общение с внебрачной дочерью мужа.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.