Белла Ахатовна Ахмадулина

размещено в: О поэтах и стихах | 0
Бе́лла Аха́товна Ахмаду́лина — русский поэт из поколения шестидесятников. Поэзия Ахмадулиной органично сочетает модернистские приёмы с классической традицией. Также известна своими эссе и переводами. Википедия
Родилась: 10 апреля 1937 г., Москва, СССР
Умерла: 29 ноября 2010 г. (73 года), Москва, Россия

БОГОМ ПОЦЕЛОВАННАЯ

Бeлла Ахатовна Ахмадулина, советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века, скончалась 29 ноября 2010 года на 74-м году жизни.

Творчество Беллы Ахмадулиной — одно из самых ярких явлений русской литературы ХХ века. Её стихи изобилуют метафорами, которые, подобно бриллиантовой россыпи, украшают и облагораживают строки. Самое обычное повествование поэтесса переводит в причудливое переплетение аллегорий, и фразы приобретают оттенок архаичности, а простые словосочетания становятся перлами изящной стилистики…

Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. 

Во многом этот «поэтический бум» был связан с творчеством нового поколения поэтов — так называемых «шестидесятников». Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели».

Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков — корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама и М. Цветаевой.

Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия «изящная словесность», то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Из сети

«Юмор всенепременно присутствует в правильно устроенных людях» Белла Ахмадуллина

«…У Венички Ерофеева было своеобразное мерило таланта.
Он говорил :»Этому я б налил рюмку, а этому — полстакана. Ну, уж кому-кому, а Ахатовне я бы точно полный стакан налил!..»
«Она читала… Я внимал
То с восхищеньем, то с тоскою…
Нет, смысла я не понимал,
Но впечатленье — колдовское!»

Мало кого из поэтов так любила восторженная провинциальная российская интеллигенция семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, как Беллу Ахмадулину. Чувствуя в ней продолжательницу той прекрасной, золотой, солнечной, идущей от античности, классической ветви русской поэзии: Пушкин, Блок, Ахматова…

И сразу следом за ними — она, Ахмадулина.

Словно не было никакой советской поэзии со стихами о советском паспорте и о людях-гвоздях.

В ней все было прекрасно: ее прекрасные, как сама музыка, стихи, необычное звучное имя, нежное лицо с раскосыми глазами, лебединая шея, весь ее облик, фигура, шляпа с вуалью, — и дивный-дивный — серебряный голос. Все говорило о том, что она-то и есть та Прекрасная Дама, которую призывали символисты в начале двадцатого века.

Явилась.

Пришла и говорит.

И как совсем по-рыцарски опекали свою Прекрасную Даму поэты — нет, не шестидесятники, как их любят называть, а певцы, славящие свободу: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Битов, Фазиль Искандер…

Она была больше, чем поэт. Она была Богиней Поэзии, которой поклонялись все, кто любил стихи, красоту, гармонию.

Богини не умирают. Они переходят в вечность.

Светлая память.

Светлана Василенко

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин, заместитель министра, а мать — русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ.

Начала писать стихи ещё в школьные годы. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака, потом была восстановлена.

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.

В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт». Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г.

Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989).

Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Она не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988). Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав. В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи».

По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого кризиса. Президент РФ Д.А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

В ее жизни был развод с Евтушенко, замужество с Нагибиным, скоротечный роман с Шукшиным, счастливый брак с Мессерером. Выступления в защиту опальных друзей и просто людей достойных: Бродского, Войновича, Владимова, Сахарова. Встречи с Высоцким и Мариной Влади, поездка к Набокову…

Белла Ахмадулина – символ поколения 60-х. Со своими друзьями-поэтами она покоряла залы и стадионы. Их выступления у памятника Маяковскому собирали толпы людей, а большая аудитория Политехнического стала символом «оттепели». На вечера поэзии, проходившие в Политехническом музее, просто невозможно было попасть.Ахмадулина обладала особым даром чтения стихов с эстрады. Её тихий голос невозможно было забыть.

Белла по-итальянски означает «красавица». Кстати, звали ее Изабелла. Так в 1937 году родители нарекли младенца, как им казалось, на испанский манер. Но потом Ахмадулина потребовала, чтобы имя сократили. За ней закрепилось имя Белла. По материнской линии в роду были обосновавшиеся в России итальянцы, а у отца были татарские корни, которыми Ахмадулина очень дорожила.

Откуда на нее нахлынула поэтическая благодать, теперь уже не узнает никто. Правда, в детстве бабушка все время читала ей Пушкина и Гоголя. Однажды к родителям пришли гости и, как это водится, спросили 5-летнего ребенка: «Ну, кем ты хочешь быть?». Она, насупившись, ответила: «Литератором».

Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились в журнале «Октябрь» в 1955 году. И молодую талантливую девушку сразу заметили. По совету родителей Белла готовилась на журфак, но не поступила, поскольку не читала газету «Правда» и не знала, о чем там пишут.

Зато легко поступила в Литинститут. Талантливая красавица стала там королевой. Волшебная смесь русской, татарской и итальянской крови, отразившаяся в чертах лица, никого не могла оставить равнодушным. В нее были влюблены все молодые поэты. Но Белла отдала предпочтение Евтушенко.

Влюбленные часами бродили по Москве, взявшись за руки. Читали друг другу стихи, легко ссорились, легко мирились. Евтушенко вспоминал, что то и дело забегал вперед, чтобы заглянуть в ее «бахчисарайские глаза». Однажды написал ей стихи на тетрадном листе и повесил его на ветку дерева. Евгений Александрович тогда несерьезно относился к своим стихам: мог написать и забыть.

Так однажды во время ссоры с Беллой родились строчки: «Со мною вот что происходит — ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те…». Евгений Александрович совершенно забыл про это стихотворение и был несказанно удивлен, когда услышал песню на свои стихи в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Белла посвятила мужу поэму «Сказка о дожде». Ахмадулина и Евтушенко были прекрасной парой – оба молодые, талантливые, оба любили красиво одеваться. Две яркие индивидуальности, Евтушенко и Ахмадулина, к сожалению, не смогли долго существовать вместе. Их брак продлился всего три года.

В 1959 году с 4-го курса ее исключили из Литературного института. Формально — за неуспеваемость по ключевому для советского вуза предмету «Диалектический материализм».

Однажды Белла перепутала и назвала диамат диабетом. Естественно, педагог посчитал эту оговорку проявлением цинизма. Но диалектический материализм не был истинной причиной отчисления Ахмадулиной из института.

В 1958 году Борису Пастернаку за изданный за границей роман «Доктор Живаго» присудили Нобелевскую премию. В стране началась травля писателя, в народе получившая название «не читал, но осуждаю». Ахмадулина к тому времени действительно роман не читала, но поэта Пастернака боготворила, поэтому категорически отказалась участвовать в этой травле и подписывать письма протеста.

Вскоре Ахмадулину восстановили в институте, и она защитила диплом с отличием, но никогда не простила тех, кто участвовал в травле поэта. Не могла скрыть неприязнь к Корнею Чуковскому, вдруг забывшему дорогу к переделкинскому соседу, хотя и поздравившему нобелевского лауреата до начала опалы.

Вторым мужем Ахмадулиной стал Юрий Нагибин, известный советский писатель. Женившись на Белле, Нагибин записал в своем дневнике: «Она обрушилась на меня, как судьба».

Он очень ее любил, многое прощал и многому научил. Их брак продлился 8 лет. За это время Белла несколько раз уходила и снова возвращалась. За Нагибиным тянулась слава Дон Жуана, брак с Ахмадулиной был у него пятым и не последним. Но, даже живя с другой женщиной, Нагибин продолжал безумно ревновать свою бывшую жену.

У Ахмадулиной всегда было много поклонников. Одни ею восхищались и любили, другие пытались добиться ее дружбы, что было очень нелегко. Она далеко не всех подпускала к себе, предпочитая людей талантливых и интересных.

С Андреем Вознесенским Беллу Ахмадулину связывала нежная дружба, они посвящали друг другу стихи. Казалось, Андрей с особым трепетом относится к Белле, и, возможно, он был в нее влюблен. Но коллизия разрешилась, как в старых романах: Андрей женился на Зое Богуславской.

В 70-е благодаря телевидению Ахмадулину узнали все. На ее стихи писали песни, поэтические вечера в концертной студии «Останкино» собирали огромную аудиторию. Тонкая, хрупкая, точно неземная, она обладала невероятно твердым характером.

Бесстрашно вступалась за обиженных и отвергнутых, никогда не предавала и не изменяла своим взглядам. А образ прекрасной дамы, казалось, столь органичный для ее дара, позволял ей в обычной человеческой жизни оставаться загадкой вне времени и вопреки ему.

Третьим мужем Беллы Ахмадулиной стал известный театральный художник Борис Мессерер, сын знаменитого балетмейстера Асафа Мессерера.Удивительно, но к моменту знакомства с Беллой Мессерер не читал ни одного ее стихотворения. Он просто увлекся прекрасной дамой и лишь потом узнал, что она – талантливый поэт.

Оказалось, что и живут они рядом. Они встречались, гуляя с собаками. Однажды Белла неожиданно предложила: «Приходите через два дня на дачу Пастернака, мы будем отмечать день его памяти».

Затем еще были встречи. Как-то Мессерер пригласил ее в свою мастерскую. Попав туда, Белла осталась с Борисом навсегда. Борис Асафович бережно хранит лист ватмана со стихами Беллы, написанными в самом начале их романа: «Потом я вспомню, что была жива. Зима была, и падал снег. Жара стесняла сердце, влюблена была…».

С Борисом Мессерером Белла Ахмадулина прожила более 30 лет, называя его ангелом-хранителем. Белла Ахатовна совершенно не ценила свои творения: могла их подарить, потерять, просто забыть. Борис Асафович бережно собирал разрозненные стихотворения, написанные порой на салфетках и тетрадных листах. В итоге был издан целый четырехтомник.

Ахмадулина с мужем вопреки всему были независимы в поступках и в выборе друзей. Подружились с Владимиром Высоцким и Мариной Влади и благодаря им встретились с Набоковым, что для Беллы было очень важно.

Музы покровительствовали ей, а она оставалась верной себе во всем. Взгляды Ахмадулиной на происходящее в стране ничем не отличались от взглядов ее ближайших друзей – писателей-диссидентов. Вместе с Мессерером она участвовали в создании скандально известного литературного альманаха — «Метрополя».

Составителей альманаха исключили из Союза писателей, а большинство авторов прекратили печатать на долгие годы. Некоторые из них даже были вынуждены покинуть Советский Союз. Сама Ахмадулина позже говорила, что могла бы жить и работать за границей, но при единственном условии: если бы ее туда вышвырнули.

Однажды на концерте Ахмадулина получила записку: «Если не боитесь, то скажите ваше мнение о Бродском». Она сказала: «Один смелый аноним спрашивает меня, не боюсь ли я сказать слова приветствия Бродскому. Я очень боюсь, но я хочу сказать вам, что он – гений».

В 70-е годы говорить о Бродском с эстрады было действительно опасно: он был запрещенным в стране поэтом и находился в вынужденной эмиграции. Но Белла готова была отречься от себя, почитая по справедливости любимца муз.

Когда академика Сахарова отправили в ссылку, Ахмадулина неожиданно поехала к нему. Просто для того, чтобы поддержать. С трудом пробилась сквозь милицейский кордон. А потом написала письмо в его защиту, которое было прочитано по «Голосу Америки».

Для советского человека это грозило серьезными последствиями, которые предугадать было невозможно. Но бесстрашного поэта спасло только то, что американцы приняли ее послание за стихи: уж очень изящным слогом оно было написано.

За всю жизнь Белла не предала ни одного друга. Долгих 8 лет ее имя практически было под запретом. Ее не печатали, не разрешали выступать перед публикой и давать интервью. Но никакие лишения не могли сломить эту хрупкую, но такую сильную женщину.

В конце XX века поэты уже не собирали стадионы, им отводились лишь театральные и концертные залы, вполне способные вместить истинных ценителей поэтического слова. Неповторимый сценический образ Беллы, ее стильный силуэт, обычно с преобладанием черного – заслуга мужа-художника.

Когда у поэтессы начались проблемы со зрением, Борис Асафович стал ее глазами. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось, так будет всегда. Но судьба распорядилась иначе…

Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября 2010 года в Переделкино на 74-м году жизни.

портрет работы Татьяны Кузьминой-Чугуновой

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 9 часов

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий