ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДАНЕЛИЯ (25 августа 1930 — 4 апреля 2019) — советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, публицист.
Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), Государственной премии России (1997)
За свою творческую деятельность Данелия был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета», грузинским орденом Чести. Был лауреатом государственных премий России, СССР и РСФСР.
Трижды становился лауреатом Всесоюзного кинофестиваля, трижды – обладателем премий «Ника» и «Кинотавр», получил премию «Золотой орел». Работы режиссера были отмечены на различных международных кинофестивалях, в том числе в Венеции, Сан-Себастьяне, Габрово, Варне, Каннах, Мадриде, Ванкувере и многих других.
Георгий Данелия родился в Тифлисе 25 августа 1930 года, год спустя его семья переехала в Москву. В 50-х годах окончил Московский архитектурный институт, работал архитектором в Институте проектирования городов.
В 1959 году окончил Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме» в мастерской Михаила Калатозова, после которых начал работать в киностудии режиссером-постановщиком.
В 1960 году вышла его дебютная картина «Сережа» по одноименной повести Веры Пановой. Фильму присудили Гран-при на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Известность пришла к режиссеру в 1964 году, после выхода на экраны лирической комедии «Я шагаю по Москве», которая органично вошла в историю отечественного кинематографа.
В 1965 году в фильме «Тридцать три» Данелия обратился к жанру сатиры, после чего продолжил работу в этом жанре в качестве штатного режиссера сатирического киножурнала «Фитиль», создав в 1967-1970 годах несколько миниатюр для киножурнала.
В 1969 году в прокате появилась картина «Не горюй!», снятая по мотивам романа Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен», в 1972 году — приключенческая картина «Совсем пропащий» по мотивам романа Марка Твена.
Следующая работа режиссера «Афоня» (1975), в съемках которой приняли участие такие звезды советского кинематографа, как Леонид Куравлев, Евгений Леонов, Владимир Басов и многие другие, стала наиболее коммерчески успешной картиной 1975 года.
В последующие 25 лет Данелия поставил всего восемь картин, три из которых вошли в «золотой фонд» советского кинематографа. Это комедия «Мимино» (1977), благодаря главной роли в которой всесоюзную известность приобрел Вахтанг Кикабидзе, сатирическая комедия «Осенний марафон» (1979), и культовая фантастическая комедия «Кин-дза-дза!» (1986), главные роли в которой исполнили Станислав Любшин и Евгений Леонов.
Среди других работ режиссера – трагикомедии «Слезы капали» (1982), «Паспорт» (1990), мелодрама «Настя» (1993), комедия «Орел и решка» (1995). В 2000 году, после долгого перерыва, Данелия поставил комедийную ленту «Фортуна». В 2013 году вышел анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза» по мотивам фантастической комедии 1986 года.
Георгий Данелия является автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов, а также соавтором сценариев картин, снятых другими режиссерами, в том числе «Джентльмены удачи» (совместно с Викторией Токаревой), «Француз» (совместно с Сергеем Бодровым), «Привет от Чарли Трубача» (совместно с Сергеем Дерновым), в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым написал сценарий «Анна» по пьесе Островского «Без вины виноватые.»
Георгий Данелия.
Последние годы мама по вечерам сидела на кухне, курила и раскладывала карточный пасьянс. Кухонное окно выходило во двор, и я, гуляя перед сном с собакой, поглядывал на светящийся прямоугольник на пятом этаже. Наверное, самое дорогое мое воспоминание — то светящееся кухонное окно, за которым — мама…
(с) Георгий Данелия
» У меня было в жизни два потрясения. Первое — это я сам, и о нём я снял «Не горюй!». А второе — это ты, и о нём я снял «Осенний марафон». И выше этого мне никогда не прыгнуть».
(с) Георгий Данелия — Виктории Токаревой (с её слов)
Гео́ргий Никола́евич Дане́лия (груз. გიორგი დანელია; род. 25 августа 1930, Тбилиси— 4 апреля 2019, Москва) — советский, грузинский, российский кинорежиссёр, сценарист,актёр и писатель. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), Государственной премии России (1996).
Отец — Данелия Николай Дмитриевич (1902—1981) — инженер-путеец, был начальником шахты, главным инженером Метростроя Москвы и СССР, генерал-майор.
Мать — Анджапаридзе Мери Ивлиановна (1905—1980) — работала на «Мосфильме» ассистентом, вторым режиссёром; сняла несколько короткометражных фильмов. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).
Племянник народных артистов СССР Верико Анджапаридзе и Михаила Чиаурели, двоюродный брат грузинской актрисы Софико Чиаурели.
В 1955 году окончил Московский архитектурный институт, в 1959 году — Высшие режиссёрские курсы. Первые работы — фильмы «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Л.Н. Толстого), «Серёжа» (1960, совместно с И.В. Таланкиным, по повести В.Ф. Пановой, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Путь к причалу» (1962, по повести В.В. Конецкого) — как будто не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов.
Но уже в этих его картинах присутствовали характерные черты стиля режиссёра, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм уживаются с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности.
Все без исключения герои для Данелии — «тоже люди», более того, понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию. Внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки.
Самый кассовый фильм «Афоня» (1975) не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой.
Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя — «Осенний марафон»(1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981) — была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино»(1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с обаятельной лирической комедией «Я шагаю по Москве»(1964).
Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна») и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Работы 90-х годов («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орёл и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей — Государственная премия России (1997).
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 1987 года — президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» Киноконцерна «Мосфильм».
С 2003 года являлся президентом «Фонда Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино».
Увлекался живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов. Почётный член Российской академии художеств.
Цитаты.
На любую дорогу можно вернуться. Если она правильная.Мне кажется, жизнь — полустанок: ехал в поезде, сошел на полустанке, потом поедешь дальше. Только пока ты на полустанке, ты не помнишь предыдущего пути и не знаешь, что будет потом. А там, в поезде, ты снова встретишь тех, кого хочешь встретить… Мне повезло, я хочу встретить многих.
Самое дорогое мое воспоминание — светящееся кухонное окно, за которым — мама.
В каждом герое моих фильмов есть черты, присущие мне. Каждый мой герой необычен не в смысле положения на социальной лестнице, а как человек, индивидуальность, каждый со своими стремлениями. Один хотел в большое небо, другой за девушкой ухаживал и от жены прятался, третий полюбил пасынка как родного сына…
Я давно заметил, что когда люди работают, то национальных проблем не возникает.
Снимать надо то, что самому нравится и за что потом будет не стыдно. Поэтому каждый фильм ты делаешь, как первый. Когда снимаешь фильм, как будто бежишь стометровку. Не хватает времени, каждая секунда дорога: придумать, решить, сделать.
Я встречал и сволочей, и предателей. Но все они крепко-накрепко заперты в ящике моей памяти, и вход им в мои воспоминания строго запрещен.
Женщины — всегда женщины, они не делятся на старых и молодых.
Я любил, и меня любили. Я уходил, и от меня уходили. Это все, что я могу сказать о своей личной жизни.
Жизнь — не сценарий, ее не перепишешь! А жаль!
Судьба распорядилась, что ни одного серьезного фильма я так и не снял.
В старости все видится как в бинокль — чем дальше, тем лучше.
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/s…
РЕЖИССЁР.
2013 Ку! Кин-дза-дза (анимационный)
2000 Фортуна
1995 Орёл и решка
1993 Настя
1990 Паспорт | Passport, The | Passeport (СССР, Франция)
1986 Кин-дза-дза!
1982 Слёзы капали
1979 Осенний марафон
1977 Мимино
1975 Афоня
1973 Совсем пропащий
1968 Не горюй! | არ იდარდო!
1974 Фитиль (короткометражный)
1967 Мелочи жизни | №62
1967 Маляр | №63
1967 Проблема | №64
1965 Тридцать три
1963 Я шагаю по Москве
1962 Путь к причалу
1960 Серёжа
1959 Тоже люди (короткометражный)
1958 Васисуалий Лоханкин (короткометражный)
СЦЕНАРИСТ.
2013 Ку! Кин-дза-дза (анимационный)
2005 Анна
2000 Фортуна
1998 Привет от Чарли-трубача
1995 Орёл и решка
1993 Настя
1990 Паспорт | Passport, The | Passeport (СССР, Франция)
1988 Француз
1986 Кин-дза-дза!
1983 Три лимона для любимой | Trīs citroni mīļotajai (короткометражный)
1982 Слёзы капали
1979 Осенний марафон
1977 Мимино
1974 Фитиль (короткометражный)
1974 Подхалимы | №140
1973 Совсем пропащий
1971 Джентльмены удачи
1965 Тридцать три
1960 Серёжа
1959 Тоже люди (короткометражный)
1958 Васисуалий Лоханкин (короткометражный
Книги.
Данелия Г. Н. Кот ушел, а улыбка осталась. — М.: Эксмо, 2014. — 415 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-76244-6.
Данелия Г. Н. Безбилетный пассажир: «байки» кинорежиссёра. — М.: Эксмо, 2006. — 416 с. — 5100 экз. — ISBN 978-5-699-12714-6, 5-699-12714-3.
Данелия Г. Н. Тостуемый пьёт до дна. — М.: Эксмо, 2006. — 352 с. — 7100 экз. — ISBN 5-699-12715-3.
Данелия Г. Н. Чито-грито. — М.: Эксмо, 2007. — 768 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-699-17248-3, 978-5-699-17248-1.
Данелия Г. Н. Джентльмены удачи и другие киносценарии. — СПб.: Сеанс: Амфора, 2008. — 624 с. — (Библиотека кинодраматурга). — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-00641-4.
Данелия Г. Н. Не горюй! — М.: АСТ : Зебра Е, 2008. — 704 с. — (Актёрская книга). — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-054369-4, 978-5-94663-620-9.
Р. Габриадзе В.Токарева Г. Данелия. Мимино. — М.: Искусство, 1978. — 88 с. — 30 000 экз.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.