Говоры Зауралья, в частности говоры Шадринского района, начали изучать еще в 19 веке. В 1895 году Н.П. Ночвин составил «Крестьянский словарь — или практическое разъяснение слов, употребляемых крестьянами Зауральскаго края Пермской губернии».
Вот некоторые образцы диалектной речи:
«Мы ить плохо жили. Ись было нечо. Хлеб-от со жмыхом, как костика, рот дерет. Поедим да ревем. Мама ругацца: «Чо на вас урос напал? Счас нахропаю». А у нас слез цело беремя. Носить было нечо. Одеемся как чучелы, во все дыры дует. Да чо вспоминать, душу бередить..» (А.И. Хохлова, Шадринский район).
«Мы вот с Петровной счас улочку дали. Пойду пельмени ретешны варить, где-то настряпаны. Сметаны-то нет, но кринка ссе-лая есь. Внук-от где-то, покось такой… Дома ли? Дырка свись, буканушка дома не любит Ой, глаза да глазоньки за ним. А у Петровны-то куда с добром» (В.Е. Осипова, Каргапольский район).
«Да Степаниха-то вышла на робят, дак они вставили ей двои ходы. Только зубы выставляли. А уж она и так, и так… Все в добры хотела войти. Но все никак. Мужик-от тоже глаз воротит, то заорет — горло неопушное… Вот и заболела. Не за здорово живешь» (Д.И. Зырянова, Шатровский район).
Служили в Германии, узнала землячку по говору:»Девки, как я ись хочу!»
ВЁдро – хорошая погода, БаскОй — красивый
ПосЮда пройдем(здесь пройдем)
голик — веник, дикошарый — взбалмошный;
заныкать — запрятать; турнуть — заставить; тожно — после этого
гоношиться — готовиться к чему-либо, суетиться.
У меня знакомая женщина рассказывала, про мужа и про свой быт, и говорит «Федя подстригат парней и спрашиват «Валя,челы то оставлять им? «Я говорю оставляй, Федя,чтобы ухватываться было за че
Многие не знают и не понимают нас, ухахатываются, например, слово «ремок», разьясняю, что это такое, или «хто оно»
Шанег картовных насопелася и паздират по деревне…
Задергушки….занавесочки на окнах..
Лопоть то в повешай да в куть иди..
Че на паужну ладишь?
Редьку айда бузгать.
Лико че лывы-те каки налило!
Ак вон че ночесь бузгало да восияло!
«Ликачо, ликачо» папа говорил.Долго объясняла дочке, что такое «печурка», у нас называли маленькое углубление в верху у русской печки, спички всегда лежали, чтобы сухие были.
ЛопатИнка-верхняя одежда.Кумелькой все в сундуке-беспорядочно.
Я вспомнила тоже это слово.. Мне прабабушка говорила: у тебя пошто все кумелькой?
Сама заполошная-и меня взбузыкала…
Лук-от нонче хрушкой вырос..
Куриса в пече упрела, айдате ись..
Чё жё еко-то вовсе от рук отбился. Налуплю тебя, неслуха!! Будешь знать!
Твой-от где?
А вон в малухе ково-то чебарничат…
Вот возьму голик, да так тебя отчихвошшу за твои покасти, чтобы вдругореть неповадно было.
Ты че там пО кастишь?? Уйди оттудова пока не разбил.
Сестрима коевадьни гостевала, сулилась в другореть приехать и кадушку малиньку привезти. Сколь время уж прошло, сама не кажотса и кадушку не высылат…
» … ну-ко, глянько, не сестрима ли Овдотьюшка к нам «хлёшшот»?
«…не встревай, колда баушки судят…»
» давай-ко, поерепенься мне ишшо тут…» ( ерепениться- вредничать).
… ишшо без спросу убежишь, голиком «отвошкаю»…
В магАзине… Ишшо чё. Шяс гомонок достану расшытаюсь…
Возьми Лопатину на голбце, сбегай в амбарушку, принеси опупков…
Лыва-то сколь глубока (лужа глубокая).
Бабушка жила в Рощино, Каргопольского района, говорила:,,Вот, вот кто оно эко?,, (что это такое), а ещё — если что-то не получается говорила: ,,ни че натакашься,,
Дед говорил… Паужинать .
Еще сокращают слова; слушат, грет, делат, и др.
Обабки- подберезовики, подосиновики.
Глубяна- клубника. Елань-Поляна.
Не ваш брат-чашша (шутливое выражение)
Чашша- кустарник и др.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.