Ирина Александровна Антонова

размещено в: Учёные | 0
Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова — советский и российский учёный-искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения, телеведущая. Директор и президент Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Доктор искусствоведения. Википедия
Родилась: 20 марта 1922 г., Москва, РСФСР
Умерла: 30 ноября 2020 г. (98 лет), Москва, Россия

Вот и пролетел год со дня ухода Ирины Александровны Антоновой.  Какой она была? Несгибаемой, принципиальной и конечно, — великой. 

Выдающийся искусствовед, академик РАХ, 52 года возглавлявшая Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, полный кавалер ордена за заслуги перед Отечеством прожила почти целый век- 98 лет, но против Covid оказалась бессильна и она — непобедимая Антонова.   

Она прожила блистательную , интереснейшую и вместе с тем трагичную жизнь, всегда оставаясь при этом искренним и душевным человеком.

Джоконда-Мона Лиза, Модильяни, Малевич, Кандинский, Шагал- всех их москвичи и гости столицы могли лицезреть в ГМИИ им.А.С.Пушкина и все благодаря Антоновой.

Для нее как будто и не существовало «железного занавеса», «холодной войны», для нее главным всегда оставалось искусство — дело всей ее жизни, ее любовь, ее отдушина.

Когда-то на заре моего далекого и трепетного детства Ирина Александровна читала нам — юным искусствоведам в кружке при Музее им. Пушкина лекции о раннем и позднем Возрождении.
Ирина Александровна — блестящий рассказчик.

Никогда не забуду ее лекции о Микеланджело, его великом и ныне почти забытом учителе — Доменико Гирландайо, о Вазари, Мазаччо, Караваджо, которого особенно чтила.

Только Антонова могла достучаться до итальянского кардинала, чтобы он дал согласие привезти на выставку в Музей имени Пушкина «Обращение Савла» кисти Караваджо, ранее никогда не покидавшую Римской церкви.

Именно в стенах великого музея Изобразительных искусств имени Пушкина зародилась моя любовь к итальянскому, нидерландскому, немецкому Возрождению.

Спасибо Ирине Александровне. Как же она рассказывала, как читала!? Это было незабываемо прекрасно.

А как Ирина Александровна говорила по-немецки, французски и итальянски! Будто все эти три языка были для нее родными.

Антонова -это феномен.

Да она была строга, очень требовательна, даже с нами, по сути еще колокольчиками, но она любила, чтобы ее слушали, да и как можно было ее не слушать? Это было подобно чуду.

Почему-то в детстве в силу возраста о таких вещах не думаешь, только с годами приходит понимание того, с кем ты общался, кого видел и слушал и кого теряешь навсегда.

Я ведь застал эту потрясающую тройку выдающихся отечественных искусствоведов — Антонова, Воронова и Ходжаш.

Все они проработали в Музее Изобразительных искусств больше 60 лет, все были когда- то очень дружны.
Беата Григорьевна Воронова была известным востоковедом- японистом, блестящим специалистом по японским гравюрам, легендарная Светлана Измайловна Ходжаш возглавляла отдел Древнего Востока , она специализировалась по культуре Древнего Египта и Урарту.

Я смотрел на них как на вершины далеких гор, какие же они были настоящие и подлинные. Никого из них уже нет. Антонова была последней.

С Ириной Александровной мы пересекались и позже , на знаменитых Декабрьских Рихтеровских вечерах — творение Антоновой, куда я приходил с бабушкой и дедушкой.

С тех пор прошло много лет лет, но каждый раз приходя в музей и приветствуя Ирину Александровну, она всегда улыбалась своей знаменитой антоновской улыбкой и произносила :» А не изменился совсем».

Нет Рихтера, ушла Антонова и Декабрьские вечера перестали для меня быть волшебными.
Как играл Святослав Теофилович! ? Словами не передать. Одно могу сказать — гений жил среди нас.

Выставки «Москва-Париж», «Москва-Берлин»,»Россия-Италия, «Модильяни»,»Пикассо», ретроспективная выставка работ в общем- то опального на тот момент (1966 год) Александра Тышлера- это все творения и достижения Антоновой.

С большой теплотой Антонова относилась к проведшей в Гулаге, без малого 20 лет — легендарной Анастасии Ивановне Цветаевой — дочери создателя и первого директора музея — Ивана Владимировича Цветаева, младшей сестре Марины Цветаевой.

Антонова сделала много добра для Анастасии Ивановны и ее семьи.

Обожавшая стихи Пастернака и творчество Шекспира, она была последней из могикан.
Как же пусто теперь на земле без этой уникальной женщины, которая никогда и никем не будет заменима.
Незаменимые бывают и Ирина Антонова — тому яркое подтверждение.

Мир и покой Вашей светлой душе, дорогая и любимая Ирина Александровна.

Вы несли свет в этот бренный мир. Прощайте. Буду помнить.


Edgar-Cyril Dalberg

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий