Юрий Никулин и Татьяна Покровская

размещено в: Истории Любви | 0

Юрий и Татьяна… Любовь под куполом цирка.

Их встреча произошла в цирке – волшебном месте, где всегда звучит смех, а взрослые вновь чувствуют себя детьми. Почти полвека они практически не расставались, везде и всегда были вместе – на работе и дома, в кругу друзей и близких. Его знал и любил весь Советский Союз – от мала до велика. Она оставалась в его тени, предпочтя обязанности верной и заботливой супруги .

Татьяна Николаевна родилась в Москве за две недели до наступления 1930 года. Окончив школу, она еще не решила, кем хочет быть в будущем. Так до конца и не определившись с выбором профессии, она поступила в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию на факультет декоративного садоводства. Татьяна училась без особого рвения и желания, лишь бы дали диплом.

Зато в Тимирязевке, где была своя конюшня, Покровская полюбила конный спорт; много времени проводила с лошадьми, не только объезжая их, но и ухаживая. Однажды на конюшню приехала знаменитость — Михаил Румянцев, известный всей стране как клоун Карандаш, искал лошадку для нового циркового номера.

В академии как раз оказалось подходящее животное – карликовый конь, прозванный Лаптем, очаровательный, приветливый и потешный. Именно такая небольшая, добродушная и забавная лошадь и была нужна на выступлении.
Михаил Николаевич попросил научить Лаптя нескольким трюкам и договорился, когда коня привезут в цирк. В группе, сопровождавшей будущую парнокопытную звезду на место работы, была и Татьяна. Карандаш по каким-то причинам не смог встретить четвероногого артиста, и к студентам вышел Юрий Никулин…

Юрий Владимирович, как и его будущая жена, тоже родился в декабре, в 1921 году. Произошло это знаменательное событие под Смоленском в городе Демидове.

Будущий великий артист рос в творческой семье – его мама и папа выступали в местном драматическом театре. Когда маленькому Юре исполнилось четыре года, Никулины переехали в столицу.

Отучившись в школе, Юрий Владимирович был призван в армию, служил в зенитно-артиллерийском полку. В Великую Отечественную воевал под Ленинградом, был контужен, награжден медалями…

По окончании войны решил идти в актеры. Но ни одна приемная комиссия театральных и киношных вузов не обнаружила у Никулина артистических способностей.
С юмором и оптимизмом воспринимая свои неудачи при поступлении, будущий любимец публики отправился в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. После обучения начал работать с Карандашом.

Впоследствии из-за рабочих конфликтов со старшим товарищем основал клоунский дуэт с коллегой Михаилом Шуйдиным. Выступал на арене до 60 лет, параллельно снимаясь в кино, в 1982 году стал директором цирка, прослужив в этой должности до самой смерти и отдав родному цирку полвека жизни…

Но когда Юрий Владимирович встретил 'ту самую Татьяну', он еще работал с Карандашом, а о кинематографической карьере и всесоюзной славе даже не мечтал.

Никулину сразу понравилась красивая, обаятельная и улыбчивая девушка, которая привела в цирк лошадку из Тимирязевской академии. Он пригласил ее вместе с подругами, тоже участвовавшими в доставке коня, на спектакль. Подруги прийти не смогли, и Покровская отправилась в цирк одна.

Никулин выступал с Румянцевым. Клоуны исполняли смешную сценку, которую показывали зрителям уже много раз. Карандаш вызывает одного из зрителей и учит ездить верхом. Зрителя изображал Никулин.

И именно в тот день, когда на него смотрела будущая супруга, он попал под копыта лошади. Артиста увезли на 'скорой помощи' в больницу Склифосовского, а Татьяна Николаевна решила навестить его. Она стала бывать в больничной палате все чаще, и уже через полгода пара сыграла свадьбу.

Никулин был человеком деятельным. Дома ему не сиделось без работы, а на работе он скучал по молодой жене. Поэтому, как только представился случай, Юрий Владимирович позвал Татьяну на пробы в свой цирковой номер в качестве 'подсадной утки', 'внезапно' становящейся опытной наездницей.

Новоиспеченная супруга выполнила все идеально и на законных основаниях стала коллегой Никулина. Татьяна Николаевна решила бросить изначально томившую ее сельхозакадемию и целиком посвятить себя цирку и мужу.

Жена Юрия Никулина не могла долго оставаться в стороне от цирковой жизни. Сначала супруги вместе придумывали новые идеи для номеров: одним из поводов, например, послужили домашние «баталии» за место у телевизора. Татьяна хотела смотреть «Семнадцать мгновений весны», а Юрий — хоккей.

В итоге из этой семейной сценки выросла полноценная цирковая реприза. В 1951 году Татьяна впервые вышла на манеж вместе с мужем в пантомиме «Маленький Пьер».

К тому моменту номер уже завоевал любовь московской публики, и в конце сезона труппа должна была отправиться на гастроли по городам Советского Союза. Одну из главных ролей — мальчика — играть было некому, и тогда мама Никулина посоветовала сыну обратить внимание на жену.

Из книги Юрия Никулина «Почти серьёзно»: — Что там раздумывать? Пусть мальчиком станет Таня. Она маленькая, худенькая, наденет брюки и вполне сойдёт за мальчика».

Таня загорелась этой идеей и выпалила: — Обрежу косички, подстригусь под мальчика. Давайте попробуем. Очередной отпуск мы проводили под Москвой, в Кратове. Репетировала Татьяна в моих старых брюках, подвязанных верёвкой, и в отцовской кепке, постоянно сползающей ей на глаза. Репетировали в лесу.

Вернувшись в середине лета в Москву, мы пошли на приём к заведующему художественным отделом Союз-госцирка Рождественскому (я чувствовал, что он ко мне хорошо относится, и поэтому мы с Мишей и Таней решили обратиться за помощью именно к нему) и рассказали о своей затее ввести Таню в номер. Рождественский решил Таню посмотреть. После просмотра он дал своё согласие на участие Тани в «Маленьком Пьере». Так Таня стала артисткой цирка.

Вместе Юрий и Татьяна Никулины объездили всю страну с гастролями. Делили одну гримёрку, мирились с тяготами гастрольной жизни — артист, бывший фронтовик, никогда не жаловался на плохие условия, и Татьяна Никулина ни в чём не перечила мужу. Днём она готовила обеды, гладила рубашки, а вечером спешила на манеж.

Среди известных реприз с участием Татьяны Никулиной — «Розы и шипы», «Яблоко», «Бревно», «Барышня и хулиган».

Даже после рождения сына Максима в 1956 году Татьяна Николаевна не оставила цирк, где работала до 1981 года.

«Я подсчитал однажды, что своих родителей за год видел месяц – два, не больше. Даже родился, когда отец был на съёмках. Слава Богу, что мама оказалась рядом… (смеётся). Но странное дело, несмотря на их физическое отсутствие, я никогда не ощущал себя брошенным. Они постоянно звонили из гастрольных поездок, со всех стран, слали нежные письма», — рассказывал Максим Никулин в одном из интервью.

Популярность Никулина росла, супругам дали отдельную квартиру, Никулин стал активно сниматься в кино — Татьяна и здесь была рядом.

Вместе с мужем она снялась в трёх картинах: «Бриллиантовая рука», «Новенькая», «Точка, точка, запятая». Но когда в 1961 году Татьяна прошла фотопробы на главную роль в «Гусарской балладе» и готовилась к финальной встрече с Эльдаром Рязановым, неожиданно услышала от мужа веское «нет». В ответ на резонный вопрос о причинах такой категоричности Никулин сказал: «Я хочу, чтобы ты была рядом ВСЕГДА».

Впрочем, о своей неудавшейся актёрской карьере Татьяна Никулина никогда не жалела — важнее всего для неё была «погода в доме».

После кончины Юрия Никулина в 1997 году Татьяна Николаевна вернулась в цирк в качестве консультанта по творческим вопросам. Она разбирала архивы мужа, в том числе его военные записи, и отказывалась делать ремонт в их квартире на Малой Бронной — хранила атмосферу семейного дома, где супруги были счастливы.

«Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне, — признавалась Татьяна Никулина. — Мы вообще в последнее время мало разговаривали, во всяком случае, на темы, не касающиеся цирка.

А о чём говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя из кухни в спальню мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…» 

Семья была для Татьяны Николаевны всем. Муж, а затем и сын Максим стали центром ее вселенной. Супруги вместе работали, вместе ездили на гастроли, съемки и в отпуск, даже не допуская мысли, что надо бы отдохнуть друг от друга.

Покровская спокойно, не ревнуя, воспринимала поклонниц супруга, никогда не верила слухам о его романах с партнершами по съемкам и цирку. Она знала, что если ее любимого человека нет рядом, это из-за работы, а не из-за красавицы-актрисы или юной гимнастки.

Когда Татьяне Николаевне сообщили о смерти мужа, она не могла поверить. В 1997 году Юрий Владимирович лег в больницу на плановую операцию на сердце. И больше не вернулся…

Покровская полгода находилась в шоковом состоянии. А потом продолжила жить – во имя воспоминаний, ради сына и внуков. Татьяны Николаевны не стало 26 октября в 2014 году. Как однажды сказала вдова всенародно любимого актера в интервью, она ничего и никогда не поменяла бы своей жизни и, будь у нее второй шанс, прожила бы ее точно так же.
Автор: Андрей Пуминов

Юрий Никулин с женой и сыном. 1970е.
Рейтинг
5 из 5 звезд. 3 голосов.

Автор публикации

не в сети 18 часов

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий