Любовь Григорьевна Полищук

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0

Уникальная актриса, которой нам очень не хватает…Незабываемая!                         

28 ноября — день памяти Любови Полищук. Красивая, открытая, легкая. Стоит ее вспомнить!

Любовь Полищук была одной из самых ярких советских актрис. Необычная яркая внешность, харизма и притягательный взгляд, артистка выделялась на фоне других актрис.

Неповторимая… Все ее роли были яркими и запоминающимися. Её ценили режиссёры, уважали коллеги, ею восхищались зрители.

Она начинала карьеру с мюзик-холла, талантливая артистка стала яркой театральной актрисой и потрясающей кино-дивой. Титанический труд, невероятный талант и харизма сделали ее кумиром миллионов. На счету артистки более 90 ролей в кино. Она умела перевоплощаться, была очень пластичной, многогранной. уникальной.

Любо́вь Григо́рьевна Полищу́к — советская и российская актриса театра и кино, певица, театральный деятель и педагог. Народная артистка Российской Федерации. Википедия
Родилась: 21 мая 1949 г., Омск, СССР
Умерла: 28 ноября 2006 г. (57 лет), Москва, Россия

Сегодня, 21 мая, Любови Полищук исполнилось бы 72 года!

Она не тушевалась перед громкими именами своих партнеров (одна из первых ее ролей — партнерша Андрея Миронова по танго в фильме Марка Захарова 12 стульев (1976), но она играла с ним на равных).

Она быстро схватывала настрой режиссера и воплощала его идеи еще до того, как они были озвучены. Полищук снималась много — и ее выход, если применить театральный термин к кино, публика запоминала всегда. Даже если он был коротким, как, например, в «Интердевочке».

Почти каждую ее работу можно считать бенефисом. Но, несмотря на признание, в том числе официальное (звание народной ей дали еще в 1994-м), она конечно же актриса, осуществившаяся далеко не полностью.

Большинство ее ролей интереснее и крупнее тех фильмов, в которых они сыграны. В какой-то момент амплуа стало мешать: ее приглашали только в комедии, и, увы, не самые выдающиеся. Дело не только в амплуа. Полищук — актриса именно что яркая. Из тех, кого в кадре всегда много, чьи эмоции бьют ключом и через край.

Между тем она явно желала и могла играть не только в гротескных комедиях, но и в психологических драмах, чему свидетельством фильмы «Любовь с привилегиями» и «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Она, о чем мало кто знает, умела играть и трагедию. Разве что те знают, кто видел в 1980-е спектакль Театра миниатюр — будущего театра «Эрмитаж» — «Хроника широко объявленной смерти».

Почему не сложился роман с театром, вопрос запоздалый, но в последние двадцать лет Полищук выходила на сцену редко — в «Школе современной пьесы» да театрах антрепризных. Она не любила мелькать на ТВ, считая редкие, но емкие встречи гораздо более ценными.

Свою последнюю звездную роль — все такую же хулиганскую, острохарактерную — Полищук, уже будучи тяжело больной (ей сделали несколько операций на позвоночнике), сыграла в сериале «Моя прекрасная няня».

Алексей Макаров: «Абсолютно счастливой она не была – это я знаю точно.»
Жизнь как эксцентричная трагикомедия: «несоветское» лицо Любови Полищук.

Несмотря на незаурядные актерские данные и яркую внешность, долгие годы она находилась в черных списках в числе тех, кого нельзя было снимать в главных ролях. За что Любовь Полищук попала в немилость и почему не смогла в полной мере реализовать свой творческий потенциал?

Любовь Полищук родилась в Омске, ее отец был строителем на железной дороге, мать – швеей. В детстве она мечтала о сцене, но в другом амплуа – балерины, а не актрисы. Поэтому с раннего возраста она активно занималась танцами и музыкой.

После окончания школы Люба отправилась завоевывать столицу. В ГИТИС и училище им. Щукина она не поступила, но ее приняли во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства на вокальное отделение. После его окончания она с мужем Валерием Макаровым уехала в Омск и какое-то время выступала в качестве артистки разговорного жанра, а позже начала работать в театре.

В 1970-х Любовь Полищук начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Кинотриумф актрисы состоялся в 1976 г., в фильме М. Захарова «Двенадцать стульев». Эта роль стала для нее и знаковой, и роковой: именно после этого фильма к ней пришла всесоюзная популярность, но в процессе съемок она получила серьезную травму позвоночника. Когда герой Андрея Миронова в танце «уронил» героиню, она упала на цементный пол – реквизиторы забыли положить на пол маты. Танго было снято только с 14-го дубля. После этих съемок боли в спине стали постоянными.

Железная воля и твердый характер, которые помогли ей справиться с недугом и работать дальше, сыграли злую шутку в ее творческой карьере. В результате размолвок с руководством «Мосфильма» актрису не приглашали на главные роли, вплоть до конца 1980-х гг. Формулировка одного из чиновников, причастных к ее опале, звучала и как приговор, и как комплимент одновременно: «несоветское лицо». Очень часто Полищук называли «советской Софи Лорен».
Актерский талант Любови Полищук раскрылся в полной мере в комедийных ролях, именно в таком амплуа она запомнилась миллионам зрителей. Она сыграла в 89 фильмах, среди которых «Вавилон ХХ», «Тайна черных дроздов», «Если можешь, прости», «Интердевочка», «Бабник», «Моя морячка» и др.

Сын актрисы Алексей Макаров утверждает: «Абсолютно счастливой она не была – это я знаю точно. Мама всю жизнь очень переживала из-за того, что она крайне мало востребована в кино.

По моему глубокому убеждению, как актриса с фантастическим потенциалом и талантами в кино она реализовалась максимум процентов на пятнадцать. По большому счёту, её всегда называли актрисой эпизода. Это очень обидно… Если её жизнь перенести на киноплёнку, получилась бы эксцентричная трагикомедия. Мама при всей своей софилореновской внешности не боялась быть клоунессой, не боялась играть характерные, нелепые, смешные роли, за которые зрители её и полюбили».

Злокачественная опухоль позвоночника стала причиной ее преждевременного ухода. Ее последним фильмом стал сериал «Моя прекрасная няня», в котором она сыграла одну из главных ролей. На тот момент ей приходилось работать в корсете, поддерживающем позвоночник, превозмогая сильную боль. Новость о смертельной болезни актрисы потрясла всех. В СМИ активно обсуждали версию, согласно которой причиной возникновения саркомы стала та злополучная травма во время съемок «Двенадцати стульев». Однако после этого Полищук повредила позвоночник еще раз, попав в ДТП в 2000 г. Как бы то ни было, на 58-м году жизнь актрисы оборвалась.

Любовь Полищук была одной из самых красивых и экстравагантных женщин советского кинематографа и безусловно входила в число 25 актрис отечественного театра и кино, которые сводили мужчин с ума одним только взглядом

— Вы не считаете себя красивой?

— И никогда не считала. Могу быть привлекательной. Эффектной. Свечусь от того, что я на сцене. Вот на сцене люблю себя и не стесняюсь об этом говорить…

В жизни комплексую. Почти не хожу на тусовки. Не даю интервью. Мне все время скучно в компании. Не понимаю, зачем люди об этом говорят, зачем тратят на это время? Лучше лягу на диванчик, суну кошку под мышку и книжку почитаю — вот это удовольствие. С подружками люблю общаться. А все эти компании…

Может, мне так неуютно, потому что все ждут: вот сейчас актриса будет выдавать. С каких щей? Я такая, какая есть.

Столько выдаю на сцене, что иногда и для близких почти ничего не остается. Есть актеры, которые подключают какую-то особую технику, выдают бутафорские слезы за настоящие страдания. Я так не умею. Я душу свою отдаю, по кусочкам от нее отрываю, отрываю…

Любовь Полищук

Ей было всего 57. Она мечтала о многом. И очень многого добилась. Не хватило только здоровья… 28 ноября 2006 года ушла из жизни блистательная актриса ЛЮБОВЬ ПОЛИЩУК…
– Принято подозревать красивых женщин в недостатке ума. Но Любочка была не только красавицей, она была и умна, и проницательна, и наблюдательна, и остроумна, – делится актриса Валентина Теличкина, игравшая с Полищук в фильме «Кадриль».

– О своей жизни, о съемках, родителях она рассказывала с потрясающим юмором и никогда не грузила никого своими проблемами!..
Не только зрители, но и коллеги воспринимали Полищук как женщину-праздник, женщину-карнавал, бесподобную клоунессу. Просто – бесподобную.

К сожалению, эта «особость», непохожесть ни на кого сыграла в конце концов против нее: в начале 80-х некий высокопоставленный чиновник запретил снимать Полищук в кино. Аргумент: слишком не наше, не советское, чересчур яркое, чувственное лицо. И актрису вычеркнули из кинематографа лет на шесть.

Это отлучение далось Полищук тяжело. Но она справилась. Выстояла. Прежде всего благодаря встрече с самой большой любовью своей жизни – художником Сергеем Цигалем. Только после свадьбы с ним она «начала выдавливать из себя мужика, поняла, как это здорово – быть слабой и беззащитной».

Они поженились в 1983-м. Подросший сын быстро нашел общий язык с отчимом. А в 1985-м родилась дочка Мариэтта. Тогда же Любовь Григорьевна заочно окончила актерский факультет ГИТИСа.

А еще четыре года спустя кинохитом Петра Тодоровского «Интердевочка» была прорвана блокада отлучения… В 1994-м ей дали звание народной. Она вернулась на экраны триумфатором.
Хотя справедливости ради заметим, публика не забывала ее никогда.

Вот, к примеру, история, которую написала сама Любовь Григорьевна для газеты, выпущенной актерами к юбилею театрального агентства «Арт-Партнер XXI»: «Аэропорт Домодедово доперестроечного периода. Дамская комната. Людно. Экономными конструкторами с хорошим чувством юмора кабинки оборудованы таким образом, что головы и ноги выставлены на всеобщее обозрение, пока клиент стоит. Потом голова исчезает. Потом… Когда моя голова показалась над экономной конструкцией, глазам предстала диковатая картинка: многочисленные людские ручейки объединились в один мощный поток, стремящийся в одну-единственную кабинку. В руках у потока белели многочисленные обрывки туалетной бумаги: мои благодарные поклонницы выстроились в очередь за автографами. Я ощутила себя на пике славы».

Она сыграла более чем в 60 фильмах. Но при всем том считала себя актрисой театральной, утверждала, что роли, достававшиеся ей в театре, неизмеримо глубже и разнообразнее киношных…

Семь лет на сцене Московского театра миниатюр. Шесть – в театре «Школа современной пьесы». Потом – многочисленные антрепризные спектакли; последние семь лет – агентство «Арт-Партнер XXI»…

Она работала самозабвенно, совершенно не считаясь со здоровьем. Не сбавляла темп даже после серьезнейших испытаний: однажды во время репетиции актриса выбила три межпозвоночных диска, затем – попала в аварию, в результате которой у нее произошло смещение шейных позвонков и сотрясение головного мозга (это было накануне премьеры спектакля «Искушение», но Полищук не сорвала премьеру, играла в специальном «ошейнике»).
– Люба не щадила себя и, должно быть, поэтому сгорела так рано, – говорит директор агентства «Арт-Партнер XXI» Леонид Роберман.

– Она была актрисой на сто процентов, на двести, но вместе с тем – абсолютно не театральным человеком вне сцены. Тусовок сторонилась. Все сплетни узнавала последней. А интриги – это вообще нечто не из ее жизни. Друзей у нее было мало, имею в виду настоящих, а те, что были – не актеры. Ближайшая подруга Маша – адвокат.

Кто еще был вхож в ее дом? Врачи, художники… Да кто угодно! Профессия значения не имела, главное – человеческие качества. Случайных людей в доме у Сергея и Любы не бывало, вот это точно… Люба много читала. Очень много. Признавалась: «Мои любимые занятия – читать и грызть семечки…» Однажды мы подарили ей на день рождения два тридцатикилограммовых мешка этих семечек, соригинальничали. Она долго смеялась…
– Люба работала до самого конца, – вторит актриса Мария Аронова.

– Буквально за несколько месяцев до смерти шли съемки, обговаривались планы – она продолжала сниматься в «Моей прекрасной няне», в «Тайском вояже Степаныча» – несмотря на то, что болела уже очень сильно. Все, что было задумано, она сделала, никого не подвела, не разочаровала…

Многие коллеги даже не догадывались, насколько серьезно больна Полищук. Сообщение о смерти стало ударом.
– Пока человек жив, общаешься так, словно впереди – вечность, – вздыхает Валентина Теличкина.

– И только после его ухода начинаешь вспоминать, ценить каждое мгновение, проведенное вместе. Думаю, главные слова о Любе еще не сказаны. Должно пройти время – и тогда они обязательно прозвучат..

Солисты Омской государственной филармонии супруги Любовь Полищук и Валерий Макаров. Конец 1960-х.
Любовь Полищук с сыном Алексеем Макаровым. 1982 год.
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий