О колыбелях на Руси

размещено в: Русь великая | 0
О колыбелях на Руси

Не просто так веками наш народ пользовался колыбелью. Уклад семьи существовал веками. И везде были свои традиции в пестовании лялечек. Даже колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка.

Лёгкая зыбка (кузовок), сплетённая из сосновых дранок, подвешивалась на черёмуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп – это длинная, гибкая и крепкая жердь, прикреплённая к потолочной матице (продольная потолочная балка). Как правило, очеп делали из молодой берёзы; сосновая жердь ломается, а еловая не так хорошо выгибается. Берёза хорошо гнётся и одновременно не трясётся, и качание мягкое, без толчков. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно. В матицу (верхний брус избы) вбивали железное кольцо и вдёргивали в него очеп — и тянулся он в пол-избы. На конце очепа ещё гвоздь вколачивали, и верёвку наматывали, чтобы зыбка не слетела. Иногда в матицу крепился кованый крюк и на нём висела «зыбка».

Возможно, качание в колыбели со дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян редко страдали от морской болезни.

Иногда детской зыбкой служило обыкновенное корыто.

Иногда колыбель была в форме пяльцев, обшитых холстом и привешенных за углы на верёвках. В городской местности заказывали люльку мастеру только с хорошей репутацией и добрым сердцем, т. к. работа мастера сопровождалась молитвами, приговорами. Порой детской зыбкой служило обыкновенное корыто. А у городского народа встречалась другая форма люльки – напольная, которая качалась по принципу «ваньки – встаньки». У некоторых народностей Северного Кавказа кроватка создавалась из дерева и чётко по размеру родившегося ребёнка. С возрастом ребёнка увеличивался размер кроватки.

На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках "райские" деревца, царских птичек, лазоревые цветочки… В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах — ясен месяц о звёздах. У подножья ещё обязательно крест делали. Такую колыбель передавали из поколение в поколение и много малышей вырастало в одной люльке.

Чаще колыбель делал сам хозяин. Мама мужа говорит, что её отец делал зыбку из берёзовых жердей. Пусть не такая красивая она была, но денег не стоила, да и тепло родной руки хранила. Из четырёх точёных палочек сбивалась квадратная рамочка, не более аршина в длину. Потом на рамочку навёртывалась крепкая тряпка — полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. Иногда на дно укладывали досочку, туда же клали сено и пелёночкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка; когда перо сбивалось, его меняли. Одеяльцем служила простая самотканая дерюжка, или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков.

Была зыбка ещё плетёная, из сосновых дранок — как корзинка, только продолговатая. Ещё "лубочку" сшивали, из коры липы. "Лубочку" брали с собой в поле, когда страда была. К ней ещё "почёмки" приделывались, чтобы за плечи можно было вешать. Мать кладёт ребёночка в этот короб, за спину закинет — и идёт жать. Жнёт-жнёт, да и так его заколыхает, что убаюкивается младенец сладким сном почище, чем на очепе…

Состоятельные крестьяне нанимали к себе "зыбать" дите девочек из бедных семей. Как правило, девочки те были 7-8 лет; среди них попадались поистине талантливые няньки, умеющие быстро успокоить ребёнка. "Славные пестуньи", как тогда говорили. При убаюкивании использовали колыбельные песни, а были ещё и байки, приговорки.

Вот как это было. Представим:

Висит зыбка на очепе, туда — сюда покачивается, очепок поскрипывает, а матушка в то время "баит" дите такой примерно байкой: "У царя-то, боярина колыбель богатая: новоточенная, позолоченная, с серебряными крюками, бархатными да шёлковыми ремнями. Положки золотой парчи, в головах куни, в ножках соболи, одеялышко чёрного бобра. А подушечка-то у царского дитя — с павлиньева пера. А у нас с тобой, детка: зыбка дубова, очепок деревянный, колечко оловянно, катальник плетёный. А постелька — под головку подушка, рипачек под бочёк да соломки пучок. Высыпайся, дурачок!.."

Существовали разные приметы и заговоры:

Если ребёночек плаксивый был, с ним рядом в колыбельку клали полено и говорили: "Расти, детонька, спокойный, как это полено!" А на вечерней зоре отец или дед выносил капризника на крыльцо и просил: "Заря-заяница, красная девица, возьми бессонницу-неугомонницу, а дай нам сон-упокой!" Или бабушка золы в печке на палец возьмёт и на лбу малыша заметинки крестом делает, и при этом уговаривает: "Спи, внучек, не плачь, я испеку тебе калач! Спи-ка не реви, я испеку тебе три! Семечком помажу. А тебе его не покажу. Будь умничкой, засыпай и не плачь…" Ребёнка до года чужим вообще не было принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом.

До какого возраста спал малыш в колыбельке?

В одной местности, как только ребёнка отнимали от груди (или рождался его братик или сестричка), кончался его "колыбельный век": клали его на общую кроватку. В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было — спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

Чтобы отлучить его от зыбки, прибегали к разнообразным хитростям. К примеру, одного из мужиков "Букой" обряжали. Внезапно он вбегал в горницу в вывороченном тулупе, с мочальной бородой, с берёзовой клюкой, хватает колыбель — и уносит. А ребёнку говорили: "Гляди-ка, малыш! Приходил Бука, зыбку в лес унёс — дитёнка своего зыбать!" Приём действовал безотказно. В других местах, когда ребёночек подрастал, ему делали люльку побольше: в ней он лежал до двух, до трёх, а то и четырёх лет, пока дитё силы не наберёт.

Вот такая история колыбельки-зыбки-люльки. Использовалась она издревле и по совсем недавнее время. Удобно, практично, а как уютно! Вполне можно вернуться к традициям наших предков. И доставить радость маме и малышу. Папы, дедушки, дяди, позаботьтесь о своих родных. Пусть ваш малыш качается в колыбели, в какой баюкались до него его прабабушки и прадедушки, и, возможно, даже бабушки и дедушки. А маме будет легко и удобно. Сделать такую колыбель-зыбку легко и просто.

Инет

О колыбелях на Руси
О колыбелях на Руси
0

Автор публикации

не в сети 8 часов

Татьяна

О колыбелях на Руси 829
Комментарии: 1Публикации: 7474Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий